ЭПИСТОЛЯРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Сигналы и символы короткого письма
Жанр, в котором главный закон – быть
понятым
Сценка
на уроке: мальчик, вызванный к доске, быстро решил
уравнение и, пока учительница продолжала
заниматься с классом фронтальной работой, начал
давить на кнопки сотового телефона, чему-то
приятно улыбаясь. Когда учительница наконец
обратилась к нему, он сунул телефон в карман и
начал буднично отвечать. Потом я спросила, уж не
игру ли он вел. Оказывается, писал папе письмо о
том, что сейчас стоит у доски, уже решив такое вот
уравнение. «Зачем?» – «Чтобы папа улыбнулся и
ответил: молодец». Учительница, услышав наш
разговор, тоже улыбнулась и в свою очередь
рассказала, как однажды обиженный пятиклассник
прямо на уроке набрал SMS: «Спасите мне так плохо»
– и стал рассылать по всем телефонам
справочника. Вот тогда ей было точно не до смеха.
Многие учителя жалуются: против сотовых
телефонов приходится вести настоящую войну.
Перед уроком надо не забыть распорядиться, чтобы
отключили звуковые сигналы, во время урока
следить, чтобы не эсэмэсили и не проводили видео-
или фотосъемки. А на контрольной просто беда:
дети используют SMS и в качестве шпаргалок, и в
роли записочек с ответами и решениями –
бесшумно, невидимо и бесконтрольно летают они по
классу.
Вот и ставят над зданиями пунктов приема
государственных экзаменов глушители, подвергая
неудобствам людей, находящихся вблизи
мероприятия. И ведут участников олимпиад в
туалетную комнату в сопровождении членов
оргкомитета. И никак не могут совладать с
ежечасно совершенствующимся развитием
коммуникационных систем: уже есть сотовые,
которые подвешиваются, как серьга, в ухо.
Возможности под запретом
35 миллионов россиян владеют сотовыми телефонами.
Треть владельцев – дети и подростки. Это не
только жители Москвы и крупных городов. В
отдаленном селе Волгоградской области пришлось
услышать, что в школе уже прошла «полная
мобилизация детей». Пышным цветом цветет поле
новых коммуникативных возможностей, а урожая с
него педагогика не собирает. Вообще старается не
смотреть на это соблазнительное поле: и
электромагнитное излучение, и рак мозга, и
повышение температуры тела на один градус во
время разговора... И потом, что за дебилизм: вертит
он этот телефон, крутит. Видели мы это: стоит у
своей парты, что-то отвечает, а за спиной вслепую
набирает SMS-сообщение. Занялся бы чем-нибудь
полезным!
В современном сотовом телефоне есть все что
угодно: калькулятор, текстовый редактор,
фотография, выход в Интернет, наконец, быстрая
почта наподобие телеграфа, только лучше: она
личная, оперативная и недорогая. Один разговор по
сотовому равен стоимости трех SMS-сообщений.
Количество символов текстового сообщения
ограничено: 256 знаков, четверть бумажного листа.
Пиши экономно, оживляй контексты, договаривайся
о специальных символах и сокращениях. Однако
сообщение может быть сколь угодно большим,
потому что современные аппараты это ограничение
обходят: при отсылке длинные тексты
автоматически режутся на части, и адресат
получает несколько SMS, их можно читать подряд.
Переписывайся, как заблагорассудится, хоть
точками и тире, хоть палочками и звездочками,
только сначала договорись с получателем.
Придумать можно любую азбуку. Можно писать без
пробелов. Читать будет затруднительно, но
«прикольно». Или без знаков пунктуации. Или
посылать только знаки – вопросы, восклицания,
отточия. Что-то тебе ответят? Можно обходиться
одними глаголами. Или только существительными.
Потом попробовать прожить на одних наречиях. Или
«переписываться» одними картинками. Можно –
музыкальными фразами. Па-па-па-па-а! Это
территория твоей языковой свободы, твой
сиюминутный мир. Он открыт получателю, вам обоим
интересно.
А что там твердит учитель? Мы не умеем писать, мы
не умеем считать, мы не хотим учиться. Нужно
«освободить руки» и «убрать посторонние
предметы». Сейчас, сейчас!
Место ли сотовому телефону в школе?
Вопрос риторический. Конечно, место! Другое дело,
что сотовый телефон есть не у всех детей, и нельзя
требовать от родителей, чтобы он был у них
обязательно наподобие линейки или дневника. Мы
не можем вводить SMS-связь в методический обиход,
поскольку тогда владельцы сотовых окажутся в
привилегированном положении. Неэтично
получится. И все же: представим, что телефон в
кармане у каждого ребенка. Изменится ли тогда
педагогическое общение? Или с нашим
вмешательством в эту сферу ничего, кроме ее
дискредитации, не произойдет? Как вышло с
информатикой, проектной деятельностью,
вариативностью – в школе они превратились в
сплошное занудство и бумагомарательство. Гадать
не станем. Тем более что такая школа, где учатся
дети нашей мечты (все с сотовыми), нашлась
неожиданно легко: московская государственная, №
1229.
Эта школа гордится двумя великолепными
компьютерными классами, полной компьютеризацией
учебных кабинетов и ставкой школьного сетевого
администратора. Для занимающего эту должность
Сергея Шаповалова тема нашего разговора не
показалась неожиданной:
– Если в школе есть Интернет и хранится база
телефонов учеников и сотрудников школы, легко
организовать учебный процесс с применением SMS.
Такой интерактивный образовательный момент.
Элементарно: учитель посылает письмо на сервис
рассылки писем, пользуясь тем, что у всех
провайдеров есть такая услуга: рассылать
присланные на сайт SMS по заданным адресам
совершенно бесплатно. Этим пользуются в
бизнес-целях, но почти никогда в образовательных
или коммуникативных. Например, во внеучебное
время ученик что-то делает самостоятельно и
отсылает ответы учителю, а тот оперативно
рассылает рекомендации. Понимаю, что не очень
удобны средства ввода, большое напряжение на
руки. Детей много, а он один. Потому и считаю, что
идеальная схема использования SMS – рассылка по
Интернету. Есть универсальные сайты, на которые
посылаем задание о рассылке, и этот сайт по
номерам узнает операторов, сам рассылает
сообщения на сайты Мегафона, МТС и так далее. И
потом: есть шаблоны ответов SMS, их можно менять,
расширять, создавать новые. Такой ответ не займет
много времени, даже не оборвет нить течения вашей
внутренней жизни. Не важно, какой степени
обстоятельности и какой длины был ваш ответ.
Главное, состоялось чудо мгновенной связи,
быстрого отзыва. Это как бы «я рядом, слышу тебя,
мы сейчас вместе». Тут не имитация общения, а
другое. Заболевшая школьница сидит дома, ей
непривычно. Обучающийся на дому постоянно
изолирован от коллектива. И вдруг сигнал из
класса: мы решаем то-то, пишем упражнение
такое-то, пришли свой результат к такому-то сроку
на проверку. Тут слово «иллюзия» не подходит.
Лучик возбуждения, бесценная радость активации в
чьем-то сознании.
Казалось бы, ну что такое SMS? Дополнительная фишка
к телефону! Однако вспомним Александра Белла,
изобретателя телефона. Когда ему удалось наконец
наладить телефонную связь с помощником, который
находился этажом ниже, когда помощник поднял
трубку впервые зазвонившего телефона, что он
услышал? Он услышал слова Белла: «Поднимитесь ко
мне!» Самая первая фраза, сказанная по телефону,
совпадает с типичной эсэмэской: «Буду в восемь»,
«Встретимся в центре зала» и тому подобное.
Роль-то служебная! А вот чему служить – это
серьезный вопрос.
С помощью SMS можно добиться многого. Например,
изменить общение между администрацией школы и
родителями. Завести такой обычай: все свежие
оценки ученика заносить в компьютер. Любому
учителю информатики нетрудно написать
программу, которая будет автоматически
формировать список оценок конкретного ребенка и
рассылать родителям SMS-сообщения: русский – 4,
математика – 5, химия – прогул... Родители будут
всегда точно информированы о том, как учится их
чадо, заодно решится проблема со скрыванием,
стиранием и исправлением оценок, подделыванием
подписей, укрыванием дневника и прочими
инсинуациями. Уверен, тогда и с самим оцениванием
что-то произойдет. По крайней мере интриганскую
сущность оценки такая система полностью
искоренит. Оценки просто не смогут выжить!
Пора отправить в прошлое утомительный обзвон
родителей, записи учителя в дневнике – любые
звонки из школы домой или записи в дневнике
ученику очень неприятны. А тут автоматическая
рассылка, что поделаешь?
Возможна такая услуга, как получение учеником
информации из школы. По запросу. Например,
выяснение расписания на завтра может
происходить так же, как выяснение состояния
лицевого счета: по специальному номеру, с
получением автоматического ответа.
Родителям можно посылать информацию о школьных
денежных сборах. Это сделает таинственную
ситуацию с поборами (так говорят родители)
открытой и подотчетной. Все электронные записи
имеют статус документа.
Главное, между мечтой и реальностью не стоит
никакое техническое «бы». Есть интернет-сайт,
рассылающий бесплатные текстовые сообщения по
телефонной базе, есть мобильные телефоны – это
все, что нужно. А вот инициативы бы!
Школьный корпоративный тариф? Пожалуйста!
Захотелось позвонить основным провайдерам в
PR-отдел и обсудить вопрос, какие услуги могут
предложить они школе. Звоню наудачу по телефону,
указанному в моей карточке оплаты услуг. Со мной
разговаривает человек, который просит не
называть его имя:
– Идея интересная и реально осуществимая. Мы
постоянно проводим конкурсы на лучший тарифный
план, на новый тарифный план. И такой весомый
корпоративный заказчик, как Министерство
образования и науки, для нас привлекателен.
Выступив в качестве заказчика, оплатив
корпоративный заказ на карточки с особыми
функциями, удобными для школы, министерство
может ввести школу в новую эру. Можно, например,
добавить специфически школьные информационные
услуги: по специальным номерам можно не о погоде
узнавать, а получать любые справки из каких-то
областей знаний, информацию о детских и
молодежных мероприятиях в микрорайоне. Или о
своих правах, что немаловажно. Все зависит от
заказчика. Например, провести общешкольную
игру-детектив по SMS-командам телефона.
Возможности тут не ограничены. Можем, наоборот,
сделать так, чтобы телефон закрывал доступ к
любым абонентам сети, кроме избранных
родителями. Огромным спросом пользуется у всех
московских провайдеров услуга «Где я». Родители
покупают ребенку карту и включают новую опцию.
После этого они могут в любую минуту послать
запрос и получить SMS с указанием места, где
находится их ребенок: улица, номер дома с
точностью местоположения до 20 метров. Реально
сделать так, чтобы они полностью контролировали
SMS-переписку своих детей. Более того, если ребенок
заведет втайне от родителей другую СИМ-карту, это
сразу зафиксирует услуга корпоративного
сотового тарифа и сообщит об этом родителям.
Более серьезная вещь – снабдить детей и
сотрудников школы специальным сигналом тревоги
на экстренный случай: например, нарушилась
электрическая связь или возникла какая-то
незапланированная изоляция человека. SMS найдет
вас везде.
И второе. Пока у нас простаивает дорогостоящая
технология МMS, то есть мультимедиа-почты. Она
могла бы найти применение в образовании – ведь
картинки, музыка, видеокадры могут помочь
учителю любого предмета в проведении урока.
Можно отработать специальные опции для
педагогических нужд. Да нет, можно абсолютно все!
Интеграция школьной компьютерной сети и наших
серверов позволяет фантазировать бесконечно.
Можем, конечно, организовать и систему
безопасности информации, соблюдение ее
конфиденциальности. Чтобы какой-нибудь
журналист не выяснял и не обнародовал то, как
себя ведет и как учится, например, сын некой
VIP-персоны. Можем всё. Приходите.
Моя личная азбука
Перспектива стать частью тотальной электронной
системы вряд ли привлекает человека. Но уж если
сопротивляться, то только путем абсорбции.
Посмотрите. Русская школа традиционно бьется за
то, чтобы дети письменно выражали свои мысли,
чтобы, создавая тексты, развивали чувственную
сферу. Но затраты всегда были несопоставимы с
малостью результата. Явление SMS без труда решило
эту проблему: дети пишут много и с удовольствием.
Жанр SMS дает возможность свободно развиваться в
письме. Главный закон SMS – быть понятым. Пиши хоть
латиницей, хоть кириллицей, но хороший тон в
SMS-переписке – придумать собственную
транслитерацию. Правил нет, но ведь вы можете не
только прочесть это, но и почувствовать характер
автора:
Людмила КОЖУРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|