Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N43
GENIO LOCI 

Алексей МИТРОФАНОВ

Схимник-младенец отец Боголеп

В Астраханском крае можно встретить необычную икону. На ней изображен маленький мальчик
в одеянии схимника, украшенном черепами и прочей символикой подобного рода. Это отрок-схимник отец Боголеп.
Звучит, конечно же, как синий-синий презеленый красный шар. Однако же такой святой и вправду есть.

Схимник Боголеп родился в 1647 году в Москве, в семье боярина Якова Ушакова. Вскоре Яков Лукич получил назначение на воеводство в Черный Яр (ныне районный центр в Астраханской области). Борису тогда было всего-навсего четыре года. Он был, в общем, обычным ребенком, разве что очень любил бывать в церкви. Случалось, что Борис начинал сильно плакать и успокаивался, только когда его вносили в храм. Ничего удивительного в этом нет – стройное пение, запах ладана, обилие свечей, мерцание окладов – все это вполне могло действовать на младенца завораживающе. Однако же впоследствии любовь Бориса к службам преподносилась как свидетельство богоизбранности воеводского сынка.
В 1654 году в Нижнем Поволжье началась эпидемия “вредительной язвы”. По роду своей деятельности Яков Лукич очень много общался с людьми, и неудивительно, что “язва” посетила его дом – она поразила ногу семилетнего младенца и даже довела его до хромоты. Следом за “язвой” на губе явился “почечуй”. Бедный Борис на глазах терял силы. Но тут во двор к Якову Лукичу случайно заглянул странствующий монах. Борис же, увидев его, попросил о постриге.
Странно, что родители последовали столь необычайной просьбе семилетнего ребенка. Дело, однако, было сделано – Бориса постригли (почему-то сразу в самый строгий схимнический чин) и нарекли Боголепом (русский аналог греческого имени Феопрепий). Он вроде бы даже выздоровел, но на третий день впал в “огневицу” и скончался.
Во избежание распространения болезни схимника похоронили в стороне от кладбища. На его могиле возвели часовню (благо средства воеводы Ушакова позволяли это сделать). Все это действовало на черноярцев интригующе, и спустя несколько десятилетий по окрестностям по-
ползли слухи о чудесах, творимых “преподобномучеником Боголепом”. Он якобы помогал во время стычек с киргизами и кубанскими татарами и, разумеется, хранил Черный Яр от очередных эпидемий “вредительной язвы”. Появились новые, совсем абсурдные предания: дескать, будущий схимник еще грудником не прикладывался к груди матери по средам и пятницам.
Более поздние “Астраханские епархиальные ведомости” писали о тех временах: “В 1695 году священник при церкви Рождества Христова в г. Астрахани, по имени Иоанн, был поражен глазной болезнью. Молясь ко господу о даровании ему исцеления, он имел радость по молитве в одну из ночей увидеть отрока-схимонаха Боголепа, который велел написать образ свой и отослать на его гроб в г. Черный Яр, присовокупив: “Когда ты исполнишь это повеление, то исцелишься от своей болезни”. Встав ото сна, священник, бывший иконописцем, недоумевал, как он, почти слепой, будет писать образ виденного им схимонаха-отрока. Он, однако, употребил все усилия, чтобы изобразить праведника, и, взяв доску, сделал на ней набросок. Каково же было его удивление, когда, принявшись за дело, он стал чувствовать, что с каждой минутой ему становится лучше и лучше, а при окончании работы он совершенно выздоровел! Почувствовав облегчение от болезни, священник стал день за днем откладывать окончание работы, в назначенное место иконы не послал и наконец все предал забвению. Так прошел год. Священник опять, но еще сильнее заболел глазной болезнью. Вторично ему явился отрок Боголеп, порицая его за нерадение, и вторично повелел начатый и неоконченный образ его написать и доставить на его гробницу в Черный Яр. Тогда священник с клятвою обещал исполнить повеление блаженного отрока, лишь только получит исцеление. Вслед за тем принялся за окончание работы и, окончив ее, по благословению архиепископа Савватия отправился с образом в Черный Яр, где при Крестном ходе и колокольном звоне образ был торжественно встречен и возложен на гробницу отрока Боголепа”.
Таким образом, тогда уже озвучен был весьма абсурдный статус Боголепа – отрок-схимонах или же отрок-схимник. Хотя по светским меркам Боголеп был даже и не отрок, а младенец (для сравнения: в трилогии Л.Н.Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” отрочество главного героя начинается отнюдь не в семь лет, а в четырнадцать).
А в 1722 году в город явился Петр Первый. Он помолился в церкви Вознесения, после чего направился к часовне Боголепа. Полюбовался на надгробие, затем велел заколотить часовню, прекратить богослужения и отбыл в Астрахань. И спустя несколько дней епископ астраханский Иоаким направил в Черный Яр такое предписание: “И как сей Его Императорского Величества указ получишь и тебе вышеписанную часовню сломать, употреблять лес в приключившееся какое-то церковное строение, а оную гробницу сломав сравнять ровно с землею и панихиду впредь по нем не петь, но образы из оныя часовни вынять и поставить в церкви в удобном месте… И закащику попу Афанасию учинить о том по тому Его Императорского Величества указу непременно во всякой скорости, под опасением взятия немалого штрафа”.
Афанасию не оставалось ничего, кроме как выслать в Астрахань приличествующий ответ: “Великому Господину Преосвященному Иоакиму епископу Астраханскому и Терскому. Сего 1722 года июля 22 дня Всепресветлейший Державнейший Император Всероссийский Петр Великий, Отец Отечествия Государь Всемилостивейший, указал по именному своего Императорского Величества указу из Астрахани из Духовного Приказу, за приписанием старосты Поповского Бориса Кузьмина, в городе Чернояре построенную часовню, в которой погребен схимонах Боголеп, сломать и оного схимонаха гробницу сломав же сровнять ровно с землею и панихид о нём впредь отнюдь не петь… И по сему Его Императорского Величества указу выше писанную часовню и гробницу сломал и с землёю сровнял и панихид не поем. Закащик поп Афанасий Иванов, Бога моля и челом бью”.
Мотивации Петра были вполне понятны. Какая схима, если речь идет о семилетнем малыше? Какое старчество? Какое преподобномученичество? Какие там мучения за Бога, если Боголеп умер своей собственной смертью, а схиму принимал из побуждений в общем-то вполне корыстных? И о чем вообще-то думали родители? А если бы он выздоровел? Обратного пути из схимы нет.
В памяти к тому же всплыло астраханское восстание 1705 года, когда среди местных жителей стали распространяться слухи: дескать, нам бояться нечего, отче Боголепе нас не даст в обиду бритому царю-чертушке.
Можно сказать, “поп Афанасий” отделался легким испугом – ему всего-навсего велели уничтожить нелегитимную святыню. Гораздо больше пострадал преосвященный Иоаким – спустя несколько месяцев Петр повелел: “За некоторые Его Величеству известные причины из Астрахани вывести его и причислить в какую пристойно епархию викарием”.
Дескать, поделом врагу опала.
Но привязанность к “святому” Боголепу от петровского указа не уменьшилась. Спустя полстолетия к могиле схимника пристроили новую церковь. Правда, в скором времени церковь перенесли, оставив, разумеется, придел, в котором лежал гроб о. Боголепа. Но берег, на котором похоронен был разжалованный преподобномученик, постоянно подмывался Волгой, и в 1848 году могила обвалилась в воду и унеслась вниз по течению. Поймать ее не представлялось возможным.
К тому времени святость о. Боголепа окончательно ушла в подполье. Астраханский протоиерей Я.Лебидинский писал в 1876 году: “Мы слышали, что в Черном Яру, уездном городе здешней епархии, до сих пор можно найти в домах черноярцев икону с изображением инока Боголепа. Этого отрока с благоговением почитают в Черном Яру и стараются иметь его икону. Мы узнали, что в недавние времена к одному из священников города Астрахани явилась женщина с иконою отрока Боголепа, прося его освятить эту икону. Конечно, священник не мог исполнить такой незаконной просьбы”.
Но сравнительно недавно этот необычный схимонах был окончательно причислен к лику святых. День преподобного отрока-схимника Боголепа Черноярского и Астраханского празднуют 24 июля. Тропарь ему можно найти в Интернете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru