Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N43
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Разница между пением и роялем

На улице Молодой гвардии, сразу же за музейным зданием, находится старое музыкальное училище – своего рода центр городской музыкальной культуры, которой астраханцы уделяли самое что ни на есть пристальное внимание.

Астрахань, конечно же, в первую очередь город торговый, рыбный. А во вторую – музыкальный. Здешнее музыкальное училище пользовалось среди абитуриентов спросом далеко не шуточным. Да и поступить туда было непросто. Однажды, например, некая барышня оставила на имя его руководителя Артура Каппа заявление: дескать, прошу зачислить меня либо в класс фортепьяно, либо в класс пения – без разницы. Артур Иосифович даже слушать соискательницу не захотел. Сразу же положил резолюцию: “Между пением и роялем есть большая разница, незнающему в просьбе отказать”.
Впрочем, Артур Иосифович вообще был колоритной личностью. Училище он принял в 1904 году, будучи всего лишь двадцати лет от роду. Тем не менее этот эстонский виртуоз сразу же дал понять: астраханское музыкальное общество не прогадало. Улучшилось не только качество преподавания – учащиеся сразу стали очень много концертировать и в Астрахани, и за ее пределами, в губернии. Отношение светского общества к училищу стало весьма приязненным.
Сам же Артур Капп не терял своей квалификации как музыкант. В 1914 году город украсился афишами: “Зал Астраханского Общественного Собрания... Экстренный концерт по поводу исполнившегося десятилетия музыкально-педагогической деятельности в Астраханском отделении И. Р. М. О. директора училища А.И.Каппа”.
Список исполнителей возглавлял именно он (фортепьяно, орган). Завершал же его хор учащихся училища под управлением все того же Каппа.
Концерт, естественно, имел успех. При том что меломаны Нижнего Поволжья были очень даже подготовленными. Их в первую очередь избаловал живший тут незадолго до Каппа Федор Кнеман. В 1899 году “Астраханский листок” сообщал, что его деятельность “оставила такой след, какого мы не видели за все предыдущее время существования у нас музыкального общества. Очередные концерты общества Кнеман сумел поставить на такую высоту, о которой в былое время не могло быть и помышления. Он сделал их в полном смысле симфоническими”.
Впрочем, “Листок” лукавил. Музыкальная культура Астрахани вышла на должный уровень еще до Кнемана, притом особый аромат ей придавала многонациональность этого южного города. Еще в начале девятнадцатого века здесь, к примеру, издавался ни много ни мало “Азиатский музыкальный журнал”. В нем помещались “разные армянские, персидские, индийские, горские, чеченские, грузинские, татарские, калмыцкие, хивинские, бухарские, черкесские, кабардинские, казацкие, ногайские, лезгинские и туркменские песни и пляски, которые... положены как для фортепиано, так и для полной музыки”.
Что симфоническая музыка в сравнении с этим фейерверком!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru