Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N43
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Неприступная крепость

Самым центром, сердцевиной большинства крупных российских городов, как правило, считают кремль. Астрахань не исключение. Тем более что здешний кремль – один из красивейших в нашей стране.

Первый кремль, как водится, был выполнен из дерева. Правда, произошло это только в 1558 году, когда в Москве уже более двух столетий существовал кремль каменный. Зато уж строительство этого сооружения шло на широкую ногу. Английский посланник Антоний Дженкинсон писал: “14 июля, пройдя древнюю крепость, где была старая Астрахань с правой стороны, мы приехали в новую Астрахань… Город Астрахань расположен на острове, на высоком берегу, внутри города кремль, обнесенный деревянною и земляною стеною, некрасивою и непрочною, строения и дома в городе (за исключением помещений главных начальников и некоторых дворян) очень низки и просты. Остров очень не плодороден, без лесу и пастбищ, земля не родит хлеба”.
Зато: “Астрахань – отдаленнейший путь царских завоеваний от татар по направлению к Каспийскому морю. Царь охраняет Астрахань очень строго; ежегодно посылает сюда людей, припасы и дерево для постройки Кремля”.
Правда, уже в конце шестнадцатого века взялись за возведение нового, каменного кремля. Именно он стал средоточием общественной и заодно религиозной жизни Астрахани.
Корнелий де Бруин, явившийся сюда в начале восемнадцатого века, сообщал: “У ворот кремля, достаточно снабженного артиллерией, всегда стоит стража. При входе в кремль перед воротами всегда стоит стража с ее сторожевыми домами, тут же много орудий, с правой стороны находятся канцелярия, каменное здание в несколько покоев, где в покое губернатора стоит стол, покрытый красным сукном”.
Примерно тогда же возник и Успенский собор – главный храм города Астрахани. Одним из первых его критиков был Петр Первый. Он произнес (имея в виду тогдашнего митрополита Сампсона): “Видишь, какое величественное и прекрасное здание воздвигнул он: во всем государстве нет такого лепотного храма”.
Правда, архиепископ Астраханский и Терской Иоаким в 1721 году пожаловался Священному Синоду: “Лютеранский пастор Яган Сикилис близ православной церкви построил свою церковь и чинит сим помешательство”.
Но жалоба преосвященного успеха не имела. Астрахань с самого начала своего существования была городом многонациональным и многоконфессиональным, а соседство иноверцев, разумеется, не причинило храму никакого ощутимого ущерба. Он продолжал поражать гостей города. И Тарас Шевченко, прибывший сюда полутора столетиями позже, спросил у ключаря:
– Кто был архитектором этого прекрасного храма?
– Простой русский мужичок, – ответил ключарь не без гордости.
– Не мешало бы Константину Тону поучиться строить соборы у этого русского мужичка! – заключил путешественник.
(Шевченко, кстати, Тона недолюбливал, а московский храм Христа Спасителя – самое крупное культовое произведение этого автора – сравнивал с толстой замоскворецкой купчихой в повойнике, остановившейся напоказ посреди белокаменной.)
Писатель же С.Манастырский рассыпался в комплиментах: “Астраханский собор – украшение и венец Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 верст. Плывущие по Волге к Астрахани все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется еще в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается ясно, купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город с его церквами и строениями кажется подножием храму”.
Еще одной, уже природной достопримечательностью крепости было озеро, располагавшееся рядом с ней, за Житной башней. Иностранец С.Гмелин упомянул это озеро, “Солончак называемое, которое в зимнее время чрезмерным количеством поваренной и горькой соли наполнено бывает, и для того в самую сильную стужу едва замерзает, летом же соленая влажность выходит парами, и после остается только один ил... Сие озеро в ширину имеет около пятидесяти сажен”.
Можно представить себе, как чудно смотрелось это озерцо посреди заснеженного, скованного льдами города.
Кстати, в то же время, когда господин Шевченко наслаждался видами Астраханского кремля, перспективы самого кремля были отнюдь не радужными. “Передовые” астраханцы утверждали, что “существование кремля является излишним и даже вредоносным в гигиеническом отношении”.
Увы, такие утверждения имели некий смысл. Стены наполовину развалились, башни поосыпались, а деревянные шатры сгорели. Казалось, легче все это снести, чем ремонтировать.
На защиту кремля встал краевед Малиновский. Он утверждал: “Такой кремль, как у нас, редко можно встретить и в других русских городах. Это уже одна его первая и главная достопримечательность... Что касается исторических подвигов, то достаточно общего краткого взгляда на прошлое Астрахани, чтобы увидеть, что кремль был местом свершения важных, крупных событий в нашей истории, и поэтому именно стены кремлевские важны как памятник старины для назидания и нравоучения потомкам”.
Вряд ли призывы краеведа были для городских властей решающими. Видимо, кремль дожил до наших дней благодаря все той же русской лени – неохота было все это сносить.
Ну вот и славненько.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru