Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N43
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Варвациева канава

С юга центр Астрахани ограничен рукотворной речкой – каналом имени 1 Мая. Долгое время его называли Варвациевым – в честь городского богача И.А.Варвация. Именно благодаря этому человеку и возник канал.

Собственно, идея этого канала появилась задолго до богача Варвация. Ее подал в 1722 году сам Петр Первый – знатный любитель подобного рода затей. Прокладывать же его начали лишь в 1744 году, когда в городе губернаторствовал Василий Никитич Татищев – известный историк и сподвижник Петра.
Город достался ему в очень скверном состоянии. Татищев писал кабинет-секретарю Черкасову: “…люди разогнаны, доходы казенные растеряны и расточены, правосудие и порядок едва когда слыханы”.
Но, невзирая на все сложности, Татищев принялся за воплощение петровского завета.
Главной рабочей силой были, как обычно, заключенные. И, как обычно, было непонятно, на какие деньги их кормить, лечить и одевать. Губернский доктор фон Лаутенбург писал, что заболевшие колодники “никакого себе пропитания не имеют, а справкою от канальных дел приказано якобы им больным кормовых денег производить велено по ордеру астраханского губернатора господина генерал-майора и кавалера Бекетова, но по справке оказалось, что такового ордера нигде не имеется. А по государственным законам должно их не только лечить, но и питать, ибо даже глупому известно, что без пищи оные безвременно помрут”.
Тем не менее “каналармейцы” всячески старались определиться в лазарет. На этот счет даже существовала специальная инструкция: “Накрепко за ними смотреть, чтобы они, отбывая работы, не могли больными нарочно прикинуться”.
Но для властей было гораздо проще, когда те строители заканчивали свою жизнь без лазаретов и иных излишеств: “Присланный вчера из Красного Яра в канальную работу колодник Григорий Козьмин сего генваря против 8 дня в ночи умре, а наложенные на него колодки сняты”.
Строительство канала протекало очень медленно, а к началу девятнадцатого века вообще заглохло. Ту часть, которую удалось вырыть, использовали для сбрасывания мусора и слива нечистот, и канал приобрел прозвище “канава”. Дело исправил астраханский рыбный промышленник Варваций, выделивший на сооружение канала 200 тысяч собственных рублей. Впрочем, господин Варваций от этого никоим образом не обеднел. Дело его шло на широкую ногу и в международных масштабах. Вот для примера один документ: “Предъявитель сего надворный советник Иван Варваций в поданном в Экспедицию рыбных и тюленьих промыслов прошении объявил, что отправляет он один мореходный шкоут “Св. Станислав” к персидским берегам в откупные им у шемахинского Мустафы-хана Сальянские воды для лову рыбы, и внес за оное положенного сбора десять рублей, на что и получил от экспедиции билет. Кто ж именно на том шкоуте лоцман и рабочие люди, которые производить будут лов рыбы, прилагается на обороте сего регистр”.
Зато благодаря каналу тот промышленник вошел в историю и, более того, в литературу. Поэтесса Н.Мордовина посвятила ему трогательное стихотворение:

Этот грек – он много знал
И умел послужить Отчизне,
Оставляя след своей жизни,
Он задумал сделать канал...

Грек, богатств своих не щадя,
Да и сил не щадя нимало,
За собой мужиков ведя,
Дал дорогу воде канала.

За свои дела человек
Ни наград не ждал, ни оваций.
Но запомнил город навек
Имя доброе – грек Варваций.

И не беда, что поэтесса приписала своему герою деяния императора Петра Великого, действительно задумавшего сделать тот канал. Главное, что в 1838 году “Астраханские губернские ведомости” с гордостью рапортовали: “Цель Великого Петра вполне исполнена. Низменные болотистые части города осушены этим Каналом, который сверх того доставляет жителям воду и облегчает доставку жизненных припасов в самую середину города. Канал имеет в длину более двух верст с половиною и до 20 сажен в ширину. С обеих сторон устроена деревянная набережная, обсаженная ветлами. В воспоминание благодетельного поступка Варвация Канал переименован из Астраханского в Варвациевский”.
Правда, унизительное прозвище “канава” за каналом сохранилось. Один из гостей города, некто Н. Ермаков, писал о нем: “Саженях в ста от моей квартиры улицу пересекает Канава, через которую перекинут деревянный (Полицейский) мост, возле которого влево, над водою Канавы, деревянная же постройка для крещенского Иордана. Канава обложена с обеих сторон деревянною набережною с широкими тротуарами, с мостками и съездами и обстроена по обеим сторонам довольно красивыми зданиями. Отчего на ней во многих пунктах открываются преживописные виды”.
“Канава эта, – заключал гость города, – один из прекраснейших памятников гражданской доблести”.
Правда, слово “канал” тоже было в ходу. Один из авторов журнала под названием “Вестник промышленности” рекомендовал прибывшим в Астрахань: “Советую вам прямо ехать на Канал, по сторонам его живут почти все флотские офицеры. Эта улица – одна из самых аристократических”.
Впрочем, далеко не всем нравился тот канал. В частности, поэт Тарас Шевченко так писал о нем: “Перед вечером вышел я, как говорится, и себя показать, и на людей посмотреть. Вышел я на набережную Канала. Здесь это английская набережная в нравственном отношении, а в физическом – деревянная, досчатая. Канал сам по себе дрянь. Но как дело частного лица это произведение гигантское, капитальное. Я не мог добиться времени его построения, узнал только, что он построен на кошт некого богатого грека Варвараци. Честь и слава покойному Эллину”.
Даже фамилию благотворителя соврал, черт малоросский.
Мало было проложить канал – следовало еще поддерживать его приличное существование. С этим, увы, дело обстояло плохо. К началу прошлого столетия по Астрахани даже поползло стихотворение:

Пахнет скверно на Канаве...
Время попросту губя,
Люди в праздничной забаве
Ходят, мучая себя...

К счастью, нашелся новый меценат – рыбный предприниматель Лионозов. Он, правда, умер раньше, чем начались работы по усовершенствованию канала, но это лишь прибавило делу патетики и пафоса (в частности, в Голландии был изготовлен специальный землесос, который получил название “Память Лионозова”). Благодаря той “памяти” обогатилось множество весьма далеких от проекта обывателей. “Астраханский вестник” сообщал: “На работе землесоса на Кутуме кладоискатели лезут на трубу, из которой льется пульпа, и в грунте разыскивают старинные монеты, которых на дне Кутума очень много”.
Славный землесос и впрямь сначала снарядили на Кутум, а в скором времени работы вообще затихли. Сначала война, а затем революция – до канавы ли тут? Ее привели в чувство лишь в шестидесятые. Канал сделался более опрятным и функциональным, однако же свою романтику утратил окончательно. В этом плане асфальт и бетон оказались не лучшей заменой дощатым набережным, тротуарам и мосткам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru