ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N43
Все о городе Астрахань
Самое плохое, что есть в Астрахани, –
это площадь Ленина. Представьте себе
бесконечный, местами покрытый асфальтом пустырь.
С одной стороны тянется длинная-предлинная
кремлевская стена. С другой – такие же
однообразные фасады сталинской архитектуры. В
центре – памятник Ленину, презрительно
глядящему на эти самые фасады.
По утверждению синоптиков, ветер – около
пятнадцати метров в секунду, но кажется, что
здесь он разгоняется до сорока. Разговаривать
нельзя – Ленин обидится и сыпанет вам в рот
песка. Вообще-то тот песок приносит ветер из
степей, но кажется, что это именно детсадовские
шалости первого в стране предсовнаркома.
Впрочем, разговаривать и смысла нет – вас при
таком-то ветре вряд ли кто-нибудь услышит.
Вообще-то если без лукавства, то длина площади
Ленина метров шестьсот, но кажется она в
несколько раз длиннее. Во-первых, там особо не
разгонишься, все тот же ветер, да и лед –
норовистый, комками. Нужно каждый раз смотреть,
как ногу ставишь, место выбирать. Притом пройти
всю эту площадь надо разом – здесь нет ни
магазина, ни кафе, где можно было бы приткнуться в
уголочке, дух перевести, делая вид, что выбираешь
себе шкаф или меню читаешь. А больше в Астрахани
нет ничего страшного. И если вы готовы стиснуть
зубы и смириться с этой площадью (которую на
самом деле можно обойти или же на автобусе
проехать), то все у вас там будет хорошо.
Полюбуетесь на астраханские дома, которые
непостижимым образом втянули в себя европейские
и азиатские архитектурные начала, посидите в
каком-нибудь национальном кафе (их здесь
множество), осмотрите кремль и музеи, скорчите
рожу величайшей из российских рек и купите два
килограмма речных гадов на рынке под смешным
названием “Татар-Базар”.
И домой вернетесь с самыми что ни на есть
приятнейшими впечатлениями.
КНИГИ
С.В.Виноградов. Экономическое развитие
Поволжья в период нэпа 1921–1927 гг.
Астрахань: Издательство Астраханского
государственного педагогического университета,
2001
“22 августа газета “Коммунист” дала
подробный отчет об одном из серии “процессов над
эксплуататорами”, проходивших в Астрахани летом
– осенью 1922 г. Судили нэпмана Харченко. Это
бывший красноармеец, ставший владельцем
столовой “Моряк”. Ему был предъявлен целый ряд
обвинений (чрезмерная эксплуатация служащих,
наем на работу в обход биржи труда, эксплуатация
труда несовершеннолетних). Однако в ходе
процесса выяснилось, что работницы столовой
получали жалованье выше, чем работники
государственных предприятий (8 млн руб. в сов.
знаках 1922 г., а рабочие госпредприятий – 5 млн руб.)
плюс два раза в день они ели в столовой бесплатно
(что было немаловажно в голодный 1922 г.) и помимо
всего этого получали от 1 до 3 млн руб. чаевых в
день от посетителей. Защитник Осипов обратил
внимание суда, что внешний вид работниц столовой,
их упитанность, приличная одежда не говорят за то,
что Харченко эксплуатировал их “самым
бессовестным образом”, как это утверждал
обвинитель. Да и сами потерпевшие таковыми себя
не считали и просили снисхождения для своего
“эксплуататора”. Тем не менее суд приговорил
Харченко к трем годам лишения свободы и лишению
имущества, а комментарий газеты “Коммунист” к
этому судебному процессу вышел под заголовком
“Ужасная эксплуатация”.
Эта книга – увлекательнейшее исследование,
посвященное одному из самых противоречивых
периодов нашей истории – нэпу. Как выясняется из
книги, астраханский нэп имел свои особенности.
Н.Носова. Три века минуло уже...
“Замечательный русский
просветитель, языковед и филолог, теоретик и
историк литературы, поэт и переводчик Василий
Кириллович Тредиаковский родился 22 февраля 1703
года в семье астраханского священника. При
церкви, где учился Тредиаковский, находилась
латинская школа. В этой школе изучались
латинский, немецкий и итальянский языки,
риторика, философия, музыка. Астрахань издавна
славилась разнообразием книжных богатств, о чем
свидетельствуют дошедшие до нас раритеты из
библиотеки римско-католического собора,
которыми, можно предположить, пользовался и юный
Василий Тредиаковский. Здание римско-католического
костела построено в 1778 году на месте ранее
существовавшего. История астраханской
католической миссии восходит к 1716 году. К концу
первой четверти XVII века католики прочно
обосновались в Астрахани, превратив город в один
из главных пунктов своего миссионерства на
востоке. Центром просветительской деятельности
стала греко-латинская школа при костеле,
являвшаяся филиалом Полоцкой академии.
Латинская школа была открыта в 1729 году, первым
преподавателем латинской школы стал выпускник
славяно-греко-латинской академии Павел
Горшковский”.
Книга Нины Носовой посвящена поэту
Тредиаковскому, притом не только его
астраханскому периоду, но вообще всей жизни – от
рождения до смерти. Это, конечно, преимущество, но
все-таки от астраханских краеведов и историков
ожидаешь (пусть и подсознательно) большего
интереса именно к своему городу, а не к Парижу,
Киеву и Петербургу.
МНЕНИЯ
“Город Астрахань стоит на Волге, на
луговой стороне. Это большой каменный город.
Соборная церковь и Троицкий монастырь тоже
каменные, городские башни украшены глазурью. К
Астрахани подстроен другой город. Длинная
каменная передняя стена с башнями и воротами
идет вдоль реки Кутумовки и вместе с двумя
другими стенами образует крепость. В каменном
кремле находятся приказ и запасные амбары,
которые приделаны глиною к стене высоко в углу
кремля. Двор архиепископа находится близко от
собора. У ворот архиепископского двора возведен
деревянный большой и высокий крепостной вал со
стенами в несколько рядов. В кремле много
стрелецких дворов, а таможня, базары, кабаки и
дворы жителей – стрельцов и купцов русских,
бухарских и персидских – расположены в другом
городе, где много храмов. Двор крымских татар в
том же городе. К кремлю пристроен высокий тын, за
которым сидят взаперти заложники и пленники с
женами; их караулят стрельцы. Выше города течет
по степи речка Кутумовка и впадает в реку Балду.
Ниже города и около него находятся татарские
юрты. Все татарские жилища вкопаны в землю,
обнесены плетнем, обмазаны глиною. В степи вокруг
города кочуют ногаи, подвластные государю. В
городе торгуют после обеда, а до обеда торгуют за
городом, около городских укреплений, с татарами и
ногаями. Домов городских жителей и стрельцов за
городом нет. Только с верхнего конца города на
пригорке построен монастырь; а под ним вниз, к
речке Кутумовке, идут сады. В садах растут овощи:
яблоки, дыни, арбузы, тыквы, огурцы, виноград,
дикий перец, капуста.
В нижней части города находятся монастырь,
угодья Троицкого монастыря и кузницы, а затем
идут юрты и сады”.
“Вообще город выстроен весь по плану,
и... его смело бы можно было причислить к одному из
красивейших наших городов. Внутри его есть много
мест, откуда расстилаются перед зрителем картины,
хотя не обширные, но красивые, в которых над
пестрыми массами крытых черепицею домов резко и
гордо возвышаются 34 храма, большею частью
огромные, оригинальные, хорошего стиля, а на
дальнем плане белый зубчатый кремль с
колоссальною грандиозною громадою своего
пятиглавого собора венчает пейзаж, по местам
освеженный... зеленью и озаренный яркими лучами
здешнего знойного солнца”.
Н.Ермаков, исследователь, 1852 год
“Астрахань – это остров, омываемый
одним из протоков Волги, перерезанной рядом
вонючих болот, называемых рекою Кутумом, и
каналом, ни в чем не уступающим реке Кутум.
Полуостров этот окружен густым лесом мачт и
уставлен живописными бедными лачугами и серыми,
весьма неживописными деревянными домиками с
мезонинами, не похожими на лачуги потому только,
что из них выглядывают флотские и вообще
официальные физиономии. Всю эту огромную
безобразную серую кучу мусора венчают зубчатые
белые стены Кремля и стройный великолепный
пятиглавый собор московской архитектуры 17-го
столетия...”
Т.Шевченко, поэт, 1857 год
ЛЕТОПИСЬ
XIII
1395
1459
1556
1558
1589
1670
1702
1709
1710
1717
1750
1753
1778
1806
1810
1813
1816
1837
1838
1888
1900
1909
1943
1967 |
– появляются
первые сведения о поселении под названием
Астрахань.
– город разрушен войсками Тимура.
– Астрахань становится столицей Астраханского
ханства.
– Астрахань присоединяется к Московскому
государству.
– город переносится на противоположный берег
Волги.
– окончено строительство Астраханского кремля.
– город оккупирован войском Степана Разина.
– образована Астраханская епархия.
– значительная часть города Астрахани
уничтожена пожаром.
– окончено строительство Успенского собора.
– образована Астраханская губерния.
– собран Астраханский казачий военный полк.
– вступила в действие первая типография.
– открыта Астраханская духовная семинария.
– на базе главного народного училища открыта
астраханская казенная гимназия.
– построено здание драматического театра.
– в Астрахани вышел первый номер “Восточных
известий” (считается первой в России
провинциальной газетой).
– в городе вышел первый номер “Азиатского
музыкального журнала”.
– начал работу губернский музей.
– открыта общественная библиотека.
– начал работу Ихтиологический музей.
– в Астрахани пущен первый трамвай.
– начато железнодорожное сообщение между
Астраханью и Царицыном (ныне Волгоград).
– образована Астраханская область.
– Астраханская область награждена орденом
Ленина. |
МУЗЕИ
Астраханский государственный
объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Астраханский музей – один из старейших в
российской провинции. Он был открыт в 1837 году
стараниями губернатора И.Тимирязева, человека
образованного, высококультурного, склонного к
мудрствованию и сентенциям.
Поначалу музей назывался губернским музеумом, а
экспозиция его тогда уже была весьма богата и
разнообразна. Некто М.Рыбушкин в “Записках об
Астрахани” сообщал: “В Астраханской выставке
можно видеть все изобилие здешнего края в
физическом, промышленном и хозяйственном
отношении.
В отлично убранной огромной зале, украшенной
живописью и роскошной драпировкой, в хорошо
устроенных шкафах размещены чучела всех пород
водящихся в Астраханской губернии птиц и зверей...
различные виды солей...
Модели всех строящихся в порте и на волжских
пристанях морских и речных судов... образцы
орудий, употребляемых для ловления рыбы, садовые
ветряные поливальные мельницы, чигири и
водоподъемные машины, коллекции насекомых и,
наконец, собрание серебряных монет, отысканных в
селении Селитренном или древнем Сарае”.
В 1844 году господин Тимирязев получил отставку (по
неофициальной версии сенатора Гагарина,
прибывшего сюда с проверкой годом раньше, не
устроило, что Тимирязев пользовался чересчур
большим авторитетом), после чего музей стал
равномерно приходить в упадок, а в шестидесятые и
вовсе был расформирован. Но уже в семидесятые
стараниями энтузиастов из Петровского общества
исследователей Астраханского края был создан
вновь и даже в лучшем виде. С этих пор музей лишь
пополняется и совершенствуется, прирастая и
отдельными предметами, и экспозициями-филиалами.
Одна из основных особенностей этого музея
состоит в том, что традиционно дежурный и скучный
природный отдел здесь пожалуй что самый занятный.
Чего стоит только чучело белуги длиной шесть с
половиной метров и весившей в момент отлова 1850
килограммов! По сравнению с ним даже мамонт не
смотрится. Ну подумаешь, мамонт, а то мамонтов не
видали! Тем более этот музейный реликт уступает в
размерах царице-белуге – его длина всего пять
метров десять сантиметров, да и то вместе с
бивнями.
Естественно, что в экспозиции присутствуют
традиционная археология, вещи – свидетели эпохи
Петра Первого, мебель (вплоть до воссозданного
интерьера кабинета), одежда (для наглядности
надетая на манекены), книги, посуда, домашняя
утварь. И все это – во всем многообразии
многонациональной Астрахани.
Главный филиал музея многими воспринимается как
основная экспозиция. Это знаменитый
Астраханский кремль, в башнях которого (Красной и
Пыточной), а также в здании управления войскового
начальника также разместились исторические
выставки. А на Артиллерийском дворе выставлены
на обзор – нет, не пушки и ядра, как можно было бы
предположить, а надгробья. Впрочем, не так это и
важно – все равно в кремле главные экспонаты –
это стены, башни и соборы, а отнюдь не
застекленные витрины с “единицами хранения”.
Есть среди филиалов и так называемый “Музей
истории города” (улица Ульяновых, 9). С ним не
обошлось без лукавства – до недавних пор он
назывался более определенно – “Дом-музей
Ульяновых”. Действительно, здесь проживал
дедушка всем известного дедушки Ленина Николай
Васильевич Ульянов, по профессии портной. Но в
наши дни держать такой музей считается
неполитесным, и поэтому его немножечко
усовершенствовали и кардинальным образом
переименовали. Разумеется, оставив “ленинскую
экспозицию”, по-новому ее обосновав. В
туристическом буклете значится: “В музее
размещены документальные материалы и подлинные
предметы семьи Ульяновых, члены которой были
представителями основных сословных групп
населения дореволюционной России”.
Так вот вам – всего лишь типовая российская
семья.
Весьма оригинален филиал, посвященный медицине (улица
Татищева, 2).
Для особенных ценителей имеются Музей культуры
Астрахани (бывший Чернышевского, опять же с
сохраненной частью экспозиции) и Музей боевой
славы (улица Халтурина, 7). Для особо непоседливых
– филиалы в поселках Лиман и Оранжереи, а также в
селах Икряное, Алтынжар, Красный Яр и Черный Яр. А
для всех прочих музей-заповедник проводит
экскурсию “Старая Астрахань”. Своеобразие ее в
том, что это теплоходная экскурсия, младшая
сестра известнейшей прогулки “По рекам и
каналам Петербурга”. Разве что вместо Лебяжьей
канавки и Мойки здесь Кутум и канал имени Первого
мая.
ИНТЕРНЕТ
http://astrakhan-gorod.fatal.ru/contents.php
Что же носила состоятельная астраханка
той поры? (XVI век. – А.М.)
В холодную погоду она выглядела очень живописно
в кожухе или шубе, крытой яркой тканью, с
преобладанием красного цвета. На ногах
сафьяновые полусапожки или сапоги из хорошей
дорогой кожи. На голове шапка из черного бархата,
отороченная соболями. Шапок могло быть несколько,
украшенных мехами, кружевом, бахромой из
нанизанных на нити жемчужин или других
драгоценных камней. Из английского сукна
однорядки с серебряными пуговицами. Восточные
дорогие шали. У Изборовой – наряды разнообразные:
поверх сорочки, шитой шелком, шелковый же красный
сарафан с зеленой отделкой и серебряными
пуговицами. В зависимости от достатка семьи и
погоды поверх надевалось еще распашное одеяние.
Были у Ненилы и ожерелье жемчужное, и серьги.
Сарафаны шелковые и попроще. В красках нарядов, в
материалах переплетались и Восток, и Запад: сукно
разных цветов, шелковые ткани, украшения. Одним
словом, любили пофорсить астраханки-горожанки.
Да и как было устоять перед блеском восточных
товаров. В лавках персидских глаза разбегались
от многоцветья шалей, шелковых платков,
всевозможных колец, бус из бирюзы и белых
кораллов. Персидские изделия из шелка привлекали
не столько своим внешним видом (расцветка
европейских тканей была более яркой), сколько
практичностью. Выкрашенные с помощью
натуральных красителей ткани не боялись ни
стирки, ни знойного астраханского солнца.
Сохраняли цвет и привлекательность. Впрочем, в
сундуках астраханок хранились и добротное
английское сукно, льняные и хлопчатобумажные
ткани, разных цветов атласы, парча.
В тех же торговых лавках можно было купить
различные сладости: финики, миндаль,
засахаренные восточные плоды. Из русских
лакомств особенно были вкусны пряники и
“конфеты”. По свидетельству Олеария, они
представляли собой “сухое варенье из выжатой
смородины и других ягод, похожее видом на большой
чешский сыр, частью же свернутое в куски или
свертки – на вкус они кисловатые, довольно
приятные”.
Питание астраханцев было разнообразнее, чем в
Московии. Не только щи да каша, но и рыба, овощи,
фрукты, дичь, мясо, икра появлялись на столах
горожан в зависимости от их достатка.
На главной улице было много кабаков и харчевен.
Горожане пили квас, мед, вино, пиво, кумыс. Гостей
встречали водочкой. Были гостеприимны и
хлебосольны».
В Астрахани, как и в большинстве региональных
центров, интернет-ресурсов предостаточно. И, как
опять же в большей части городов с подобным
статусом, они сосредоточены лишь на событиях
современности. “Астрахань-город” – приятнейшее
исключение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|