Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 

Дмитрий ФЕДУЛОВ,
преподаватель
Веллингтон

Учитель по имени мистер

Бывший соотечественник, а ныне новозеландский преподаватель математики делится опытом, который обеспечивает высокий результат, но не приносит удовлетворения педагогам

Тема так называемого отставания России в области математики, вызвала большое недоумение в наших преподавательских кругах. Я как человек, продолжительное время «варящийся» в системе образования Новой Зеландии, но получивший образование в России, выскажу свой взгляд на проблему.
Результаты PISA – не повод к коренным изменениям в российской системе образования, скорее это тема для дискуссии о приоритетах в образовании.
Математическое образование в Новой Зеландии, конечно, отличается от российского. Сразу оговорюсь: я не буду рассматривать элитные школы, обучение в которых стоит двадцать тысяч долларов в год. Разговор пойдет об обычной государственной школе на тысячу учеников с годовым внезарплатным бюджетом чуть более двух миллионов долларов и средней зарплатой преподавателя четыре тысячи долларов в месяц.
Начальная школа (с 5 до 11 лет) учит читать, писать, считать. Масса времени тратится на всевозможное вырезание, раскрашивание, наклеивание. Главная задача – без напряжения способствовать развитию творческого начала и учить быть счастливыми. Прямо так и написано на стенах классов. Результат: к 11 годам только лучшие в классе знают таблицу умножения и могут сложить одну треть с одной второй.
Средняя школа (с 11 до 13 лет) – это повторение и закрепление знаний начальной школы: сложение, вычитание, дроби, элементы теории вероятности, простые графики, элементы алгебры.
По достижении 13 лет дети поступают в колледж. Теория практически не преподается, в курсах отсутствует всякое упоминание аксиом, теорем и тому подобного. В учебнике 11-го года обучения (примерно 9 класс российской школы) приводится только одно доказательство: правило Пифагора.
Что удивляет больше всего? Практически полное отсутствие методических указаний. Задачу “как учить?” никто, кроме самого педагога, в Новой Зеландии не решает. Учителям дана вся свобода выбора метода обучения. Преимущество получают энтузиасты. Они могут по своему усмотрению разнообразить программу, не ограничиваясь только задачами из учебника. В то же время встречаются такие преподаватели математики, которые сами математику в школе не выучили, провалили школьные экзамены. Такое возможно, поскольку по здешним законам преподавание в школе разрешено всякому имеющему высшее педагогическое образование, пусть хоть по физкультуре.
На 11-м году обучения (российский девятый класс) дети могут выбрать два варианта обучения математике: упрощенный или обычный. Упрощенный подразумевает сдачу так называемых стандартов: например, найти определенный процент от числа или перевести обычную дробь в десятичную. Выполнение подобного стандарта оценивается в 2 балла и необходимо набрать минимум 8 баллов за весь курс школы. При обычном варианте также приходится сдавать стандарты, но более высокого уровня.
В конце 11-го года обучения проводится единый государственный экзамен, длящийся три часа, в ходе которого проверяются знания по геометрии, алгебре, построению графиков, теории вероятности и операциям с числами. Успешная сдача каждого из этих разделов приносит 2 или 3 балла. Ученики, набравшие 12 баллов, допускаются к следующему году обучения по предмету. Все очень доступно и легко.
Разнообразная и интересная математика начинается на 12-м и 13-м годах обучения. Ученики могут выбрать разделы математики и статистики, которые они хотят изучать и, сдав экзамены, поступить на различные курсы университетов.
Особо хочется сказать о великолепной оснащенности школ компьютерами, оргтехникой и постоянно открытым доступом в Инернете. Во многих школах обучение математике проводится с применением мини-компьютеров с массой периферийных устройств, позволяющих изображать графическую информацию, измерять расстояние, температуру и т.п. Применение подобных устройств значительно повышает интерес учеников к предмету и позволяет проводить массу экспериментов, не выходя из класса.
Интересной особенностью является тот факт, что учитель практически никогда не преподает предмет одной группе учащихся из года в год. Каждый год идет перетасовка, в результате которой учитель может получить новую группу учеников, даже не знающих друг друга. Часто ученики не успевают запомнить имя учителя, называют его или ее «мистер» или «мисс».
Вся система образования как бы подразумевает наличие учителя-энтузиаста, но таковые здесь встречаются не часто. Увы, средний возраст учителя математики в Новой Зеландии – пятьдесят лет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru