Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 

Дискуссия по результатам PISA в мировой прессе продолжается.
И смысл ее не в защите национальных школ от поверхностного взгляда или непродуманного вмешательства, а в продуктивном развитии существующих методов диагностики качества образования.
Ведь PISA – лишь одна из возможных моделей исследования (хотя единственная реально работающая на сегодняшний день), со своей идеологией, своими содержательными принципами.
Как можно оценить, насколько образовательная система соответствует потребностям общества, помогает детям найти себя, свое место в жизни? Насколько государственная школа выполняет свои обязательства перед страной?
Эти вопросы нуждаются в конструктивном и всестороннем обсуждении.
Энтони КАРНЕВАЛЬ,
сотрудник Национального центра образования
Вашингтон

 

 

Сильная страна может помочь даже слабому ученику

Почему американцев не пугает их низкий рейтинг в международных образовательных исследованиях

Ряд последних международных исследований в области достижений учащихся (PISA, TIMSS) продемонстрировал, что американские подростки не очень сильны в математике, в естественных науках. В общем, серьезно отстают от своих европейских сверстников. Это тем более обидно, что в последнее десятилетие мы приложили много усилий, реформируя нашу школу, совершенствуя стандарты, программы курсов. Результаты национального тестирования улучшаются с каждым годом.
Не нужно обладать высоким интеллектом, чтобы понять, насколько важна математическая и естественно-научная грамотность для экономического процветания страны в эпоху высоких технологий.
Давайте задумаемся на минуту. Если наши дети так необразованы, то почему же страна столь богата?
Японские ученики обычно занимают места в первой десятке различных международных исследований. Однако средняя покупательная способность японской семьи на 40% ниже, чем у американской.
Большинство европейских стран продемонстрировало гораздо более высокие результаты в исследовании PISA. Однако общий валовой продукт на душу населения в Америке примерно на 10 тысяч долларов выше, чем среднеевропейские показатели. А уровень безработицы гораздо ниже.
В чем же секрет успеха? Ответ покажется кому-то банальным. Да, вероятно, мы не обладаем самым качественным человеческим материалом в мире, но тот, что есть, тоже неплох. К тому же его много, а гибкость нашей экономической системы позволяет нам использовать имеющиеся ресурсы наилучшим образом.
У нас учеников в два раза больше, чем в Японии, в три раза больше, чем в Германии, в четыре раза больше, чем во Франции. Поэтому, несмотря на невысокий процент детей, отлично прошедших тестирование, у нас все равно гораздо больше школьников, способных решать трудные задачи, чем в самых передовых с точки зрения образования странах.
Быстрота изменения ситуаций заставляет людей быстро менять специальность, квалификацию. Большинство современных американских компьютерщиков не имеют соответствующего специального образования. Оплата труда напрямую зависит от квалификации работника. Человек постоянно стремится узнать что-то новое, научиться. Личная заинтересованность становится лучшей гарантией качества подготовки специалиста.
К тому же личные качества профессионала не всегда решают дело. Если на помощь даже посредственному работнику приходит современное техническое оснащение, эффективная организация труда, успех обеспечен.
В европейской, японской экономике определено место для каждого, и человек остается на своем месте. В Америке больше возможностей для роста и развития способностей работников.
При нехватке внутренних ресурсов, если все-таки она обнаружится, можно использовать внешние. Важнейший источник квалифицированных кадров – иммигранты. Почти половина наших технических специалистов и ученых родились не в Америке.
Слабая сторона американской системы – отсутствие привычки серьезно готовить специалистов. В сущности, страна разделилась на тех, у кого есть образование, и тех, у кого его нет. У последних не много возможностей для процветания. Пока американская экономика, основанная на неравенстве возможностей, остается гораздо более эффективной, чем европейская, где всеобщее равноправие и высокий уровень образования не помогли избежать кризиса.
Однако экономическое преимущество никому не дается навечно. Европейцы и японцы сумеют в ближайшее время сделать свою систему более гибкой. Огромный рывок совершили Китай, Индия, государства Восточной Европы. Скоро они составят серьезную конкуренцию Соединенным Штатам. А уровень подготовки кадров в этих странах настолько высок, что уже сегодня их граждане занимают самые квалифицированные рабочие места в Америке.
Количественное преимущество тоже не вечно. Демографический взрыв остался в ХХ веке. Иммигранты не решат наших внутренних проблем, а высокие технологии все меньше места оставляют неквалифицированным работникам.
Если мы хотим сохранить лидирующие позиции на мировом экономическом пространстве, нам придется выиграть соревнование образовательных систем, обратить внимание на подготовку своих школьников. Гибкость и умение приспосабливаться должны снова помочь нам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru