КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Ребус, зашифрованный в танце
Большой театр вернул на сцену балет
“Болт” Дмитрия Шостаковича через 70 лет после
премьеры
Слоганы-удавки «Сумбур вместо музыки» и
«Балетная фальшь», покалечившие судьбу
новаторских опусов Шостаковича «Леди Макбет
Мценского уезда» и «Светлый ручей», известны
едва ли не каждому и давно живут собственной
жизнью. История балета «Болт» столь яркого
ярлыка в культурной памяти нации не оставила.
Зато накрепко запечатлелась в памяти
композитора.
Не надо реанимировать!
Так некогда ответил он на предложение Юрия
Григоровича восстановить балет. Очень уж больно.
Больно били тогда, в 1931-м, после единственного
прогона в Ленинградском государственном театре
оперы и балета. В лицо бросали обвинения в
гротеске, словно в предательстве. Но с каким еще
инструментарием можно было подойти к либретто
Виктора Смирнова, в котором главный герой –
пьяница задумывает отомстить за увольнение,
подбросив в механизм станка огромный болт. Вину
за короткое замыкание саботажник сваливает на
активиста-ударника, однако парнишка-подручный в
последний момент признается в содеянном.
Тунеядец задержан. Станок запущен. Рабочие
ликуют.
Кто знает, подойди тогда Шостакович и хореограф
Федор Лопухов к либретто без юмора, возможно,
подобно многим начинаниям, и этот балет канул бы
в Лету. Собственно, с хореографией так и
произошло. А музыку с тех пор слушают затаив
дыхание и часто даже не подозревая, для чего она
была написана. «Содержание очень актуальное, –
делился 25-летний композитор с Соллертинским. –
Была машина, потом испортилась (проблема
изнашиваемости материала). Потом ее починили
(проблема амортизации), а заодно и новую купили.
Потом все танцуют у новой машины. Апофеоз. Все это
занимает три акта…»
Алексею Ратманскому тоже показалось многовато.
Нынешний «Болт» – двухактный. Партитуру
пришлось перекроить, включив в сюжет
необходимую, по мнению постановщика, любовную
линию и передав главным героям
эпизоды-характеристики. По собственному
признанию, Ратманский ценит в балете
драматическую эмоцию. Однако любовный
треугольник «пьяница Димка – комсорг Маша –
ударник Ян» (герои новой версии, как и их
предшественники в начале тридцатых,
позаимствовали имена у исполнителей первого
состава – Дмитрия Белоголовцева, Марии Аллаш и
Яна Годовского) представляет куда более широкое
поле для иронии и гротеска, чем для драмы. Смешно,
когда Ян балетно переживает из-за короткого
замыкания. Вполне уместная бы здесь пародия
(жанр) оборачивается самопародией (суть).
Комический эффект рождает не продуманный
режиссерский замысел, а скорее растерянность
перед противоречивым материалом. Не говоря об
этом впрямую, в своем предпремьерном интервью
Ратманский, по существу, признает проблему. В
отзывах и разговорах (негативных или
сочувственных) о балете и его либретто часто
встречается слово «абсурд». Ухватившись за эту
спасительную соломинку, постановщик будто бы
вовсе позабыл, что абсурдистский жанр и
нелепость в первородном ее значении – отнюдь не
одно и то же. Благо под рукой оказался гений. «Да,
это такой абсурдистский балет. Как у Шостаковича
– так и у нас должно быть. «Болт» – это ребус, и у
меня нет пока четкой картинки». Четкой
хореографической картинки так и не получилось. В
свое время блестящий экспериментатор Лопухов
задумывал новый спектакль как «громадный фугас,
заложенный под эстетику
королевско-аристократического балета».
Артистов, утверждал он, с пуантов «придется
поставить на обыкновенную, но прекрасно развитую
человеческую стопу». В основу нового стиля
должно было лечь «оттанцовывание трудовых
процессов». И, как можно судить по остановленным
фотокамерой прекрасным мгновениям, этот стиль
был создан и выдержан.
Редкий в балетном мире эрудит, тонко чувствующий
стилистику любой эпохи, Ратманский на этот раз не
пошел путем стилизации, но и в классическом
арсенале не нашел лексики, адекватной музыке.
Похоже, у хореографа собственная затея не
вызвала вдохновения. Складывается впечатление,
что руководитель Большого балета не мог молчать
не по велению творческой своей души, а по каким-то
причинам, зрителю неведомым. Даже желание к
100-летию Шостаковича иметь в репертуаре все три
его балета (в следующем сезоне к «Светлому ручью»
и «Болту» добавится новая редакция «Золотого
века», которую поставит Юрий Григорович) не
оправдывает хореографической и режиссерской
невнятицы. Так что композитору то и дело
приходится отдуваться за себя и за того парня. И
он отдувается. Неистово аплодируя пленительному
«Танго» или не менее известному номеру
«Ломовой», не всякий зритель отдает себе отчет в
том, что неподдельный, упоительный восторг
вызывает отнюдь не увиденное, а услышанное.
Немало повеселила публику и сценография
обладателя «Золотой маски» Семена Пастуха.
«Конструктивизм, пропущенный через себя» – так
определил художник принцип оформления. В процесс
пищеварения угодили Дейнека, Попова, Шлепянов,
Фореггер, Таиров, Мейерхольд. А заодно трамовцы и
Окна РОСТА. Металлоконструкции, вращающиеся
колеса, шестеренки, клепки, болты. То и дело из
заводской трубы вырываются клубы дыма, а ночное
небо над злополучной пивной представляют
металлические балки с россыпью электрических
вкраплений. И, конечно, гвоздем программы стали
гигантские движущиеся сварщики с горящими из-за
масок очами. Вместе со сценографом плечо Алексею
Ратманскому подставляет и художник по костюмам
Галина Соловьева. Особенно в заключительной
картине, когда вконец запутавшийся и совершенно,
кажется, обессилевший постановщик погружает
героев в сон, который, как известно, все спишет. По
картонным волнам уносится в неведомое
человек-пароход. Шлепает по полу уморительный
водолаз, напоминая Георгия Милляра-Квака из
киносказки «Марья-искусница». Услаждают взор
девушки – без весел. И наконец, являются бравые
авиаторы и буденновцы, краснофлотцы и
осоавиахимовцы в полной выкладке цвета
свеженадломленного граната. А если еще добавить,
что освещал все это один из лучших российских
художников по свету Глеб Фильштинский, то станет
ясно: финал балета представляет собой зрелище
ослепительное. Что правда, то правда: важно, как
войти в разговор, но еще важнее, как из него выйти.
Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|