КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ЛЕГЕНДЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Хлеб насущный в отсутствие хлеба
«Братья и сестры» Федора Абрамова и Льва
Додина снова в Москве
Российский театр богат легендами. Одной
из таковых является спектакль Малого
драматического театра – Театра Европы из
Петербурга «Братья и сестры», созданный
режиссером Львом Додиным по прозе Федора
Абрамова. Со дня премьеры прошло двадцать лет, а
спектакль открыл новую эпоху не только в истории
МДТ, но и, наверное, в истории всего российского
театра. Символично, что его появление совпало с
«судьбоносными», как тогда говорили,
преобразованиями в российском обществе. Как
рассказывает Додин, после премьеры 9 марта 1985
года они до утра гуляли на банкете, а под утро,
возвращаясь домой, увидели, что на Васильевском
острове вывешивают траурные флаги. Потом узнали,
что умер Константин Черненко и пришел к власти
Михаил Горбачев. «Иногда, – говорит Додин, –
утешаешь себя, что не все напрасно в твоей жизни.
И думаешь, может быть, если бы не было «Братьев и
сестер», не было бы эры Горбачева». Добавляет, что
это, конечно, шутка, но в этом совпадении есть для
что-то очень важное.
Между тем эпоха ускорений и перестроек уже давно
покрылась пылью истории, а спектакль Льва Додина,
как бы это банально ни звучало, стал живой
легендой. В том смысле, что мысли и чувства, что
волновали людей и 40-х, и 80-х, живы и актуальны до
сих пор и продолжают поворачивать глаза зрачками
в душу зрителя, где бы он ни жил: в Нью-Йорке,
Берлине, Москве или Пекашине. Удивительную
«жизнестойкость» и актуальность «Братьев и
сестер» еще раз продемонстрировали прошлогодние
июньские гастроли МДТ в Москве: на спектакль
попасть было невозможно, а те, кто попал, выходили
из зала потрясенными. До сих пор перед глазами
сцена, в которой главный герой Михаил Пряслин
приносит в дом своим младшим братишке и
сестренке буханку черного хлеба, а они не
понимают, что это такое, потому что никогда в
жизни хлеба не видели.
В преддверии национального театрального
фестиваля «Золотая маска» «Братья и сестры»
вновь приехали в Москву. 19 и 20 марта 70 додинских
актеров играют свой великий спектакль на сцене
МХТ имени Чехова. В связи с юбилеем в
Бахрушинском музее организовали выставку. На ее
открытии Лев Додин говорил, что для него это
какой-то неизведанный чувственный опыт:
приезжать на выставку своей собственной истории
– и что он в связи с этим ощущает какой-то
«ветеранский комплекс». «Но несмотря ни на что,
мы – счастливые люди, – сказал режиссер. – Нам
посчастливилось в нужное время оказаться в
нужном месте, хотя время этому никак вроде бы не
соответствовало. Сейчас молодым трудно уже
представить себе меру бессмыслицы, внутреннего
ужаса, беспросветности и безнадежности тех
годов. И делать выбор было непросто. Хотя тогда не
думалось, что это какой-то выбор, просто ты делал
то, что тебе казалось очень нужным. Нам до сих пор
это интересно, мы этим живем и не собираемся
отправлять это в архив. Ведь испытаны очень
сильные чувства, а они живут очень долго. Ими
нельзя поступаться».
Спектакль задумывался Додиным еще в 1977 году с
группой студентов. Но тогда ему не суждено было
родиться. Потом режиссеру посчастливилось
прочитать только что вышедшую третью книгу
великой абрамовской трилогии «Пути-перепутья». И
только в 1985-м «Братья и сестры» увидели свет
рампы.
Поразительно, что этот спектакль до сих пор
вызывает громадный эмоциональный отклик не
только у российских зрителей, но и в любой стране,
куда бы додинцы ни приезжали. Один из актеров МДТ
рассказывал автору этих строк, что, когда «Братья
и сестры» в первый раз приехали в Германию,
работники театров после спектаклей приносили
играющим в нем детям корзинки с фруктами,
пирожными, печеньем. Видимо, они почувствовали в
этой истории что-то свое. Именно об этом мы
говорили с Львом Додиным в зале, где была
развернута выставка, а гостей встречали
зажигательные и «соленые» русские частушки.
– Лев Абрамович, понятно, почему мы плачем на
этом спектакле. А почему плачут на Западе?
– Во-первых, потому, что на самом деле нет такого
человеческого разделения на Восток и Запад. Это
– жуткая условность. Мы ее сами придумали, и сами
под ней мучаемся. Театр ведь силен тем, что мы
испытываем сострадание. И те, кто живет там,
испытывают огромное сострадание к нам, к нашей
нелегкой жизни, удивление нашей стойкостью.
Потому что, несмотря на это, мы все же здесь живем.
Как они мне говорили во время первых наших
гастролей: «Если вы про себя все так хорошо
понимаете, зачем вы там живете?!» Но ведь люди
сострадают не только нам, но и себе. Ведь и на
Западе прекрасно знают, что такое обманутые
надежды, что такое несвершившаяся вера. Все
знают, что такое разорванная социальными
обстоятельствами любовь. Поэтому люди, конечно,
смотрят про нашу историю, но главное – и про свою.
И оказывается, что она у нас на самом деле общая.
Формы мук разные, но по сути дела мука одна –
человеческая.
– Мы с вами сейчас находимся в музее. Вы не
боитесь, что и ваш спектакль может стать музейной
реликвией, памятником?
– Нет. Вот, например, третья книга Федора
Абрамова «Пути-перепутья», одна из составляющих
нашего спектакля, это ведь в какой-то мере
памятник. Но главное, что это живая книга, живая
боль. Как и «Война и мир». Я всю жизнь был убежден,
что спектакль, как хорошая книга, как картина,
может жить вечно. Конечно, все ограничено
физическими возможностями артистов. Но пока ведь
этих возможностей хватает. В конце концов, не так
уж важно, седые у него волосы или нет. Важно, чтобы
чувства не были седыми.
Один из тех, у кого, несмотря на седину, чувства не
стали седыми, – бессменный исполнитель главной
роли Михаила Пряслина в «Братьях и сестрах» Петр
Семак. Он стал моим вторым собеседником.
– Петр Михайлович, как вы думаете, в чем феномен
этого спектакля?
– Во-первых, в удивительной, мощной прозе
Абрамова. Во-вторых, у нас хороший коллектив во
главе со Львом Абрамовичем, который не позволяет
стареть, прежде всего душою. Мы любим этот
спектакль. Иногда бывает тяжело, возникают мысли:
«Ну сколько можно, хватит уже!» Но когда выходишь
на сцену, то заряжаешься энергией, атмосферой
спектакля и забываешь, сколько тебе лет.
Спектакль до сих пор смотрят и молодые люди. Я
спрашивал свою дочь и ее друзей, не кажется ли им,
что спектакль устарел, что мы выглядим уже очень
немолодыми. Они отвечают: «Первые пять минут
действительно странно, что взрослые дяди играют
мальчиков. А потом мы забываем об этом. Потому что
спектакль замешен на чем-то другом. И возраст
здесь уже не важен».
– На прошлогодних гастролях после «Братьев и
сестер» я услышал из-за кулис ваш мощный,
громоподобный радостный возглас. Раскройте,
пожалуйста, тайну.
– Это родилось еще на премьере двадцать лет
назад, наверное, от переизбытка чувств. Мы часто
играем в один день все шесть часов сценического
действия. Это не просто. Но в конце спектакля у
меня еще столько сил и энергии! Я как бы заряжаюсь
самим спектаклем, энергией, которую нам отдает
зритель. И поэтому на премьере я заорал: «Ура! Ура!
Ура!» И вот уже двадцать лет продолжаю орать.
Ну а после того как гости насладились выставкой,
их позвали за стол, на котором были, как и
положено в русской деревне, картошечка,
селедочка, соленые огурчики и водочка. А потом
взрослые дяди, ставшие уже заслуженными и
народными артистами, вспоминая молодость, пели
под гитару свою песню, посвященную «Братьям и
сестрам». В ней есть такие строчки:
Кто это мы, что нужно нам в этом Пекашино?
Может, оно выдумано, может, подкрашено…
Дома вдали мы б не смогли братьями стать и
сестрами,
Ищем мы боль, ищем мы соль этой земли.
Павел ПОДКДЛАДОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|