ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Если в
семью пришла беда, перед родителями возникают
две равноценные по значимости задачи: сделать
все возможное для того, чтобы спасти своего
ребенка, и самим не поддаться разрушительному
действию наркотика. Проникая в семью, он
затрагивает всех ее членов без исключения.
Наркоман ловко манипулирует семьей, особенно
отцом и матерью. Он принимает наркотики снова и
снова. Семья визжит, вопит, умоляет, оправдывает,
просит, угрожает и бойкотирует. Но в то же время –
и покрывает, бережет и защищает его от
последствий злоупотребления.
Самая большая, самая распространенная ошибка
родственников наркоманов – как можно дольше
скрывать несчастье от знакомых и друзей.
Если вы узнали, что ваш ребенок подсел на
наркотики, не откладывая свяжитесь с
общественными организациями или социальными
службами, оказывающими психологическую и
консультативную помощь. |
Профилактика по-булгаковски
Рекомендации для учителей-словесников и
классных руководителей
Все мы знаем, какую страшную угрозу таит
в себе наркомания. Эта проблема волнует и
родителей, и педагогов. Но как мало возможностей
и у тех и у других, чтобы отвести беду от детей.
Потому и надо искать приемлемые средства для
терпеливого и умного отвращения школьников от
этой смертельной опасности. На помощь учителю
может прийти русская литература, в частности
рассказ Михаила Булгакова «Морфий».
Герой рассказа близок автору: около двух лет
Булгаков, служа врачом в земской больнице,
испытывал пагубное тяготение к морфию,
разрушительно действовавшему на него, и потому
трагический финал рассказа можно рассматривать
как возможный вариант исхода его страшного
недуга. Но автор, в отличие от своего героя, нашел
в себе силы побороть это зло. В 1921 году он написал
матери: «В числе погибших быть не желаю».
Зависимость писателя от наркотика, пережитые им
физические страдания и нравственные мучения
обеспечили глубокий психологизм рассказа,
реальность жизненных ситуаций.
Наши рекомендации ориентированы на
учителей-словесников. Но, учитывая актуальность
проблемы и ограниченность практических путей ее
решения, разработкой могут воспользоваться и
провести воспитательную работу классные
руководители средних и старших классов.
Цель работы – проанализировать с учениками
историю болезни доктора Полякова и постараться
вызвать у них явное неприятие его поступков.
Поэтому учитель может сознательно опустить
некоторые специфические особенности рассказа.
На наш взгляд, не следует останавливаться на
характеристике исторической основы текста.
Без особого анализа можно оставить и
нестандартное философическое содержание
рассказа. В частности, изобретенный автором
художественный прием болезненного, замутненного
наркотиками и, следовательно, отстраненного
восприятия героем событий, которые определенным
образом спровоцировали болезнь доктора.
Не требуют много внимания и художественные
достоинства рассказа (своеобразное построение
текста в виде бессвязных записок, что является
показателем болезненного состояния человека).
Главным предметом анализа нужно сделать мысли
писателя, его убеждения, оплаченные собственным
горьким опытом.
Анализировать текст лучше всего по ходу
рассказа, от одного эпизода к другому, методом
«вслед за автором». Форма работы на уроке –
коллективная беседа (обсуждение проблемы), когда
учитель следит не только за содержательной
полнотой ответов учащихся, но и за четкостью
проговариваемой основной мысли, вытекающей из
обсуждаемого текстового отрывка.
Беседу предлагаем построить по схеме: вопрос –
примерный ответ.
1. Почему доктор Бомгард в начале своего
рассказа так много рассуждает о счастье? В чем, по
мнению автора, состоит человеческое счастье?
– Покой и мир в доме, семье, душе человека –
главные и вечные ценности для автора. Жизнь
естественная, осознанная, в гармонии с людьми,
природой – его опора и идеал. Он счастлив тем, что
может читать, думать, общаться, выполнять
профессионально необходимую для себя и людей
работу. Такая жизнь приносит ему полное
удовлетворение. Потому в первой части рассказа
присутствуют мотивы света, смеха, спокойного сна,
домашнего чая, уюта. Жизнь прекрасна! Выбери
жизнь! Сумей построить ее разумно, сделай
счастливой!
2. Кто и что нарушает счастливое течение
жизни доктора Бомгарда?
– Завязка рассказа – первое письмо Сережи
Полякова, университетского товарища и коллеги
доктора Бомгарда, в котором он пишет, что с ним
случилась беда, просит помощи и надеется на
спасение. Не успел Бомгард собраться в путь, как
ночью в его больницу привозят умирающего
Полякова. Он передает Бомгарду письмо и дневник,
из которого становится ясной история его болезни
и гибели.
Болезнь человека «тяжелая и нехорошая» привела
его к самоубийству. Что же это за болезнь?
3. Прочитайте посмертное письмо Сережи
Полякова. О чем это письмо?
– Прочитав письмо, мы узнаем, что доктор
Поляков страдал наркоманией, он наркоман
(«...будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25
частях воды кристаллами»).
– Его жизнь мучительна, он хочет умереть («Я
раздумал лечиться. Это безнадежно»).
– Трагедия доктора произошла потому, что он
слишком увлекся морфием («Кристаллы меня
погубили – я слишком им доверился»).
Письмо Сергея – это исповедь, прочитав которую
мы начинаем понимать трагедию человеческой
жизни, которая так бессмысленно и бесполезно
загублена. Каясь в содеянном, доктор Поляков
предостерегает других («будьте осторожны…»).
4. Почему доктор Поляков начал принимать
морфий?
На первый взгляд все причины весомы:
– он переживает семейную драму – от него ушла
жена, ему очень тяжело;
– с трудом переносит сложности деревенской
жизни (больница – «снежный гроб», «необитаемый
остров»);
– неожиданные боли в области желудка, которые не
удавалось ничем унять, кроме морфия.
А Сережа Поляков молод, энергичен, обладает
неплохими литературными способностями. Он
тоскует по театру и библиотекам, а в деревне
живет в пустоте, работает механически, страдает
от одиночества и безнадежности.
Сплошные противоречия между запросами и тем, что
может дать ему жизнь. Это испытание доктор
преодолеть не в силах.
5. Чем он оправдывает свою тягу к морфию?
– Тем, что врач должен на себе проверить
действие некоторых средств, чтобы понимать
ощущения больных; что после укола уходят
воспоминания о жене; что на первых порах
увеличивается работоспособность, проясняются
мысли и накатывает глубокий сон.
Но это самообман. Процесс самоуничтожения
начался, болезнь прогрессирует, она увлекает
человека все дальше и дальше к окончательной
гибели. У него уже поражены воля и ум, способность
бороться за свою жизнь. И заверения доктора в том,
что он – мужчина сильный, волевой, способный в
любой момент распроститься с морфием, – пустой
звук!
6. Какие изменения происходят с человеком,
употребляющим наркотики?
– Наркотик не отпускает от себя: человек
должен увеличивать его дозу, наступает страшная
расплата. Минутный покой и восторг сменяются
агрессией, ненавистью ко всем, физическими и
нравственными мучениями.
Очень показательна сцена борьбы доктора с
фельдшерицей за ключи от аптеки, где хранится
морфий. Подбор слов, выбранный автором для
описания поведения героя, доказывает степень его
деградации и свершившуюся трагедию (он грубо
говорит с женщиной; на него напала злость; он
вырвал, оскалившись, из рук Анны Кирилловны
ключи; в душе его кипела ярость, шел в аптеку и
трясся). Смерть медленно овладевает морфинистом,
стоит лишь на 1–2 часа лишить его морфия
(«Человека нет. Движется, тоскует, страдает труп.
Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме
морфия. А за этим – смерть!»). Доктор Поляков сам
делает вывод: бойтесь наркотика – этой грозной
штуки, привычка к которой создается очень быстро!
7. Как реагируют окружающие на его страшную
болезнь?
– По-разному: одни с презрением и
раздражением, другие с жалостью и состраданием.
Очень немногие переживают его болезнь как
собственную беду.
Поляков очень стыдится профессора-психиатра, к
которому он приехал лечиться в Москву. Тот
смотрит на него жалостливо (профессор понимает
гибельную силу морфия, чувствует, что погибает
хороший человек) и презрительно (видимо, потому
что болезнь позорная, провоцируемая свободным
выбором человека, силы воли перенести трудности
лечения и реабилитации у него не хватает).
Осуждают Полякова и коллеги-фельдшеры, которые
знают о его недуге. Он постоянно чувствует на
себе их тяжелые и пытливые взгляды. Живет,
страдая, любящая его Анна Кирилловна. Она не
может преодолеть комплекс своей вины, ведь
именно она впрыснула доктору первую порцию
морфия при желудочных болях. Она понимает, что
доктор обречен, хочет своей смерти и
действительно погибает. Причина ее гибели –
доктор Поляков («Доконал я ее, доконал. На моей
совести большой грех!»).
Доктор испытывает стыд, глубокое чувство
унижения, когда покупает кристаллы в аптеке и
фармацевт смотрит на него хмуро и подозрительно.
Тяжелых сцен в рассказе много, они составляют
практически все его содержание.
Только простые деревенские люди приходят к
доктору с открытой душой, по-прежнему доверяя ему
и уважая его. И в этом таится огромная опасность:
операции доктор делает с замутненным сознанием,
дрожащими руками. Итак, злой наркотик разрушает
все связи больного с окружающим миром и людьми,
распад личности неминуем.
8. Как писатель описывает распад личности
доктора Полякова?
Симптомы распада личности страшны и
убедительны:
– все чаще и чаще героя посещает безумие, грозный
признак болезни наркоманов. Галлюцинации,
нежизненные явления (старушонка с желтыми
волосами и вилами в руках летит прямо на него;
бледные люди в черных больничных окнах;
монотонные, угрожающие голоса) становятся его
постоянными спутниками;
– неудержимая и постоянная рвота с икотой,
длительные приступы, после которых он долго
лежит слабый и больной;
– доктор крадет морфий даже в клинике профессора
и пытается впрыскивать себе в грязной уборной,
под крики и ругань;
– внешний вид доктора ужасен: он худ, бледен
восковой бледностью, много потерял в весе, у него
на предплечьях не-
прекращающиеся нарывы; фурункулы на бедрах
беспощадно мучают его.
Ситуация, в которой оказался доктор Поляков,
безвыходная. Он обречен, он погибает, сломленный
наркотиком. Дошел до умопомрачительной дозы и
стал рабом морфия.
Потеряна естественная радость жизни: разрушена
врачебная карьера («Он лежит дома, в больницу не
ходит»), произошел полнейший распад личности
(сила воли, разум отсутствуют, профессиональные
знания исчезают, теплые связи со всеми людьми,
даже которые его любят, стараются спасти,
уничтожены, здоровье потеряно). Это
действительно труп, и сам он приходит к
трагическому выводу: это мучение, а не жизнь!
Запоздалое сожаление, отчаяние, раскаяние (он
плачет по ночам, но бессилен вернуть прошлое и
понимает, что возврата к прежней жизни нет,
поэтому к нему приходит решение – умереть
(«Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь,
такую – нет! Нельзя!»).
На этом страшное, трагическое повествование о
гибели прекрасного человека и врача
заканчивается.
Но разговор необходимо продолжить. У учеников в
ходе обсуждения текста могут возникнуть вопросы.
Ответы на них станут естественным продолжением
работы класса. Самое важное в этом разговоре для
учителя – создать эмоционально-тревожную
атмосферу обсуждения.
Профилактика наркомании должна быть постоянной.
Останавливаться нельзя.
Примерные вопросы:
1. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ
(жалость, страх, боязнь, сочувствие, печаль,
понимание)? Почему?
2. Кто виноват? Можно ли было избежать этого?
3. Что делать, если наркотик начинает овладевать
человеком все сильнее? Есть ли шансы для
спасения?
4. Была ли возможность спасения у доктора
Полякова? Почему он ею не воспользовался?
5. Какие ценности жизни вам кажутся истинными?
Почему?
Нина ИВАНОВА,
методист регионального Центра развития
образования
г. Новгород
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|