ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Завершился федеральный эксперимент с
длинным названием «Реструктуризация сети
общеобразовательных учреждений, расположенных в
сельской местности». В нем принимали участие 18
регионов, 41 сельский район, 156 образовательных
учреждений. Авторы эксперимента подводят итоги.
Какими они их видят?
Татьяна АБАКИНА, директор Центра
прикладных экономических исследований и
разработок Государственного университета –
Высшей школы экономики:
«Чтобы подвезти детей в школу, нужна
работа команды аналитиков»
– В Москве не предполагали, что
именно этот эксперимент вызовет столько споров и
бурных протестов. Теперь он закончен. Значит ли
это, что реструктурировать сеть сельских школ
больше никто не будет?
– Нет, процесс продолжается. Инициируется
он, однако, не сверху. В ходе эксперимента по
реструктуризации только обобщалось то, что
происходило снизу, в конкретных школах.
Концепция была создана в Москве, но каждый регион
составлял собственную программу преобразования
сети сельских школ. На практике оказалось, что
инструменты, применявшиеся в ходе эксперимента,
отличались от предложенных.
– Например, районные власти просто
закрывали школы, где было мало учащихся…
– На первых порах мы с этим сталкивались.
Хочу напомнить, что без согласия сельского схода
нельзя законным образом закрыть школу. Значит,
либо жители села сами признавали, что школа в
этом селе больше не нужна, либо закрытие школы
было незаконным. В дальнейшем таких перегибов
стало меньше. В регионах началась конструктивная
работа по изменению сети. В концепции
эксперимента написано, что он должен проводиться
с постепенным его расширением. Уже составлены
программы в Ростовской и Ярославской областях, в
Республике Саха (Якутия). Будут продолжать
реструктуризацию Псков, Новгород, Ленинградская
область.
– Почти все европейские страны проводят
реструктуризацию школьной сети. Будет ли этот
опыт учитываться в России – хотя бы в будущем?
– Мы с интересом изучали европейский опыт,
но поняли, что к российским условиям трудно
применить те формы интеграции, которые
используют они. В Голландии, например, за один час
десять минут можно добраться по прекрасным
дорогам в любую точку страны. В России же, для
того чтобы разработать эффективный маршрут
подвоза школьников в одном районе, нужна работа
целой команды аналитиков. Я сама видела список
мельчайших деревень района, который занимает три
страницы убористого текста. И в каждую из этих
деревень должен завернуть школьный автобус,
чтобы забрать по два-три ребенка. В таких
условиях очень трудно преобразовать школьную
сеть так, чтобы это устроило всех. Как правило,
кто-то оказывается обижен. Другой пример. В
Краснодарском крае и Республике Саха
отрабатывалась идея передвижной школьной
лаборатории. Оказалось, хрупкое и ломкое
оборудование плохо приспособлено для перевозки
нашими автобусами по нашим дорогам. Что нам
придется менять: оборудование, автобусы, дороги?
Электронные средства связи конечно же ситуацию
бы улучшили. Но их нет. Часто в школах нет даже
телевизоров, не говоря уже о телефонах.
Неудивительно, что, когда мы предлагали
некоторым школам методические пособия на
дискетах, они просили переписать их на кассеты…
– На федеральный эксперимент были выделены
немалые средства. На что они были потрачены? И на
какие деньги будет в дальнейшем проводиться
реструктуризация?
– Я не знаю, что будет в дальнейшем с
федеральной поддержкой этого эксперимента, но
хочу сказать, что денег на реструктуризацию по
сравнению с другими федеральными экспериментами
выделялось очень немного. Из федерального
бюджета направлялись средства на повышение
квалификации учителей и руководителей
образовательных учреждений, на разработку
нормативно-правового обеспечения, на проведение
семинаров в Москве и в регионах, на создание и
поддержку сайта www.rural-school.ru, рассказывающего об
эксперименте. Кроме того, финансировался
мониторинг. Было выпущено много недорогих брошюр
с методическими рекомендациями по шести моделям
реструктуризации, которые обсуждались всеми
участниками в ходе эксперимента и предложены как
перспективные. Удалось также приобрести за счет
федерального бюджета оборудование и
укомплектовать им базовые школы.
– Пока в регионах спорили о том, закрывать
или не закрывать школу в том или ином селе, в
российское законодательство были внесены
изменения, которые, на мой взгляд, поставили под
вопрос многие достижения эксперимента…
– К сожалению, принятые изменения в
законодательстве потребуют очень многих
изменений. Это и 122-й, и 95-й, и 131-й законы. Благодаря
им межмуниципальные, а тем более межрегиональные
связи образовательных учреждений не
упростились, а усложнились. Сразу возникло
множество препон на пути соучредительства и
ассоциирования сельских школ, создания де-юре
различных ассоциаций и союзов образовательных
учреждений. Соучредительство реально не
допускается в бюджетных учреждениях. Оказалось,
есть множество серьезных разграничений между
разными уровнями бюджетной системы. Усложнилось
юридическое оформление учреждения, которое
включало бы в свой состав образовательные
учреждения, находящиеся в ведении разных
уровней. Бюджетные учреждения становятся все
более жестко контролируемыми, и потому сейчас
сетевое взаимодействие между ними юридически
осуществляется в форме простого товарищества
или договоров о совместном сотрудничестве.
Иногда даже без финансовых обязательств.
– Федеральный эксперимент по
реструктуризации закончился. Будут ли впредь
закрываться малочисленные школы?
– Конечно, будут. Реструктуризация не имела
ни малейшего отношения к закрытию школ. Школы
закрываются, потому что в стране изменилась
демографическая ситуация. Сходные процессы идут
и в Европе. Недавно один из моих немецких коллег
по этому поводу сказал: «Европейские люди не
умеют или не хотят размножаться. И мы этот факт
признали. В Европе существует замечательная
образовательная инфраструктура: это школы,
технологии, учителя. Давайте откроем наши школы
для детей из других стран. Нам придется либо
терять учителей, либо пустить в наши школы
португальцев, сербов, хорватов, турок. Да, эти
люди принесут с собой в нашу страну другой стиль
жизни, другую систему ценностей. Но если это
обеспечит занятость нашим учителям, давайте
решимся на это».
– Как, по-вашему, они на это решатся?
– Пока думают…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|