ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Семинар Ильи БЕРДЫШЕВА,
врача-психотерапевта кризисного отделения
центра восстановительного лечения «Детская
психиатрия»,
сотрудника правозащитной организации
«Мемориал»,
записала Елена КУЦЕНКО
Лекарство против ненависти
Систематическая травля исподтишка
должна насторожить вас больше, чем бурная драка
Насилие в школе впервые было обозначено
как проблема еще в начале прошлого века. Первая
работа на эту тему появилась в 1905 году. Но
серьезный интерес это явление стало вызывать в
период гуманизации общества и образования – в
конце сороковых годов. В это время проблему
пристально начинают изучать сначала в Швеции,
потом в Англии и США.
Россия долгое время не проявляла интереса к
проблеме, по крайней мере на уровне научных
публикаций. Лишь в последние годы положение
изменилось. Например, были опубликованы данные
прокурорской проверки 1990 года по поводу
закончившихся летальным исходом несчастных
случаев с детьми и подростками. Так вот,
большинство самоубийств дети совершают из-за
преследований и издевательств взрослых. За год
их было совершено около двух тысяч.
Что касается ежедневного школьного насилия в
России, точных данных о нем нет, ибо в некоторых
школах сохранение чести мундира заставляет
замалчивать проблему. И мы до сих пор не можем
оценить масштабы явления, известного на Западе
под названием «буллинг» – индивидуальная травля
и «мёбинг» – групповая. В дальнейшем я буду
пользоваться термином «буллинг», подразумевая
сознательное, продолжительное насилие, не
носящее характера самозащиты и исходящее от
одного или нескольких человек.
Поскольку нет точных данных, нет у нас и
продуманной стратегии решения проблемы. Поэтому
воспользуемся американскими моделями и опытом.
Как ни банально это звучит, разрешение проблемы
начинается с того, что администрация школы
признает ее существование. После этого педагоги
школы должны решить, склонны ли они махнуть на
нее рукой или собираются бороться с причинами и
проявлениями агрессии среди учеников.
Противодействие агрессии в американских школах
начинается с самого широкого обсуждения
проблемы: среди родителей, учителей, учеников
всей школы и по классам. Все члены школьного
сообщества должны договориться о своем
отношении к проблеме и решить, что следует
делать, если ты стал жертвой насилия или его
свидетелем, что ожидает того, кто будет проявлять
агрессию. Это делается для того, чтобы жертва не
чувствовала себя один на один с проблемой, а
насильник понимал, что ни один случай буллинга не
останется безнаказанным. Обычно создаются
группы поддержки для тех, кто подвергается
насилию. И группы, куда может обратиться тот, кто
раньше был склонен изводить окружающих, а теперь
вынужден бороться со своей тягой к насилию.
Буллинг наносит ущерб не только жертве и
преследователю, но и людям, вынужденным
наблюдать насилие. Причем помимо
детей-одноклассников в этой роли могут выступать
и взрослые, которые по той или иной причине не
могут вмешаться. Такое присутствие и
невмешательство наносит немалую
психологическую травму: сцена травли
эмоционально разрушительна для всех очевидцев.
Механизм преследования запущен
Скандинавский исследователь Олвеус в
свое время утверждал, что можно нарисовать
психологический портрет потенциальной жертвы.
Если бы его гипотеза подтвердилась, можно было
бы, протестировав детей, заранее начинать
адресную профилактику насилия. К сожалению, идея
оказалась несостоятельной.
Практика показывает, что жертвой агрессии может
стать любой человек. Существуют факторы –
социальные, психологические, этнические, –
увеличивающие риск. Но даже при их наличии
человек не обречен на насилие. И наоборот. Нужно
лишь помнить, что и жертвой, и агрессором
становится человек, испытывающий те или иные
проблемы. Потенциальный насильник пытается
самоутвердиться за счет унижения окружающих, и
на пути у него оказывается человек, растерянный
или запутавшийся в своих неприятностях, который
не сумел вовремя дать адекватный отпор. И готово:
механизм преследования запущен. Если за
единичным случаем издевательства не последует
адекватная реакция окружающих, в том числе и
взрослых, поведение и изгоя, и насильника
перерастут в стереотип. Швейцарец Алан
Гуггенбюль описывает случай буллинга, широко
распространившегося в одной из школ Цюриха: одна
девочка с помощью запугивания заставляла
большую группу первоклассников воровать из
ближайшего супермаркета. Очевидно, что в
благостной Швейцарии цель была не в деньгах и
продуктах, а в ощущении власти. И длилось это
довольно долго, ибо взрослым не приходило в
голову, что такое возможно.
Факторы риска
Насилие может развиваться по нескольким
сценариям. Агрессор в зависимости от ситуации
ограничивается преследованием одного человека
или со временем расширяет список жертв,
занимается этим один или вовлекает в травлю свое
окружение – тех, кто его побаивается.
Само насилие тоже может носить разный характер.
Существует словесный буллинг (когда человека
дразнят, издеваются, обзывают), поведенческий
(создание мучительных, оскорбительных ситуаций)
и собственно агрессивный, с физическим насилием.
В выборе того или иного типа прослеживается
гендерный фактор. Например, девочки часто
используют поведенческий буллинг в форме
бойкота, сплетен и интриг. К поведенческому
буллингу относятся и разного рода мелкие пакости
вроде «случайно» испачканной тетради,
сломанного карандаша, портфеля, заброшенного в
туалет противоположного пола…
Преобладание того или иного типа буллинга
зависит и от социального статуса учеников. В
престижных учебных заведениях чаще практикуют
моральные издевательства и обструкцию, а в
школах небогатых районов дети страдают от
физической агрессии, иногда очень сильно.
Преступление и наказание
Травля без физического насилия может
довести ребенка до отчаяния не меньше, чем
избиение, но в нашей стране она не
рассматривается как причина для юридического
разбирательства. В ответ на жалобы затравленного
ребенка и его родителей юристы лишь разводят
руками: если бы вашего сына поколотили, можно
было засвидетельствовать синяки. А так –
извините, слова к делу не пришьешь. К сожалению,
мало кто задумывается, что такая позиция
провоцирует дальнейшее насилие – как
безнаказанного агрессора, так и загнанной в угол
жертвы, которая может в конце концов наброситься
на своего мучителя со всей силой накопившегося
отчаяния.
Прекратить буллинг возможно только если ни один
его случай не будет оставлен без внимания. Даже в
тех школах, где учатся не самые послушные дети.
Например, 462-я школа в Пушкине, девятилетка, где
учатся много сложных детей: насилие там могло бы
принять немалые масштабы, если бы не усилия
педагогов и администрации. Они не смотрят сквозь
пальцы ни на один случай агрессии. Если
чувствуют, что не справятся сами, могут для
острастки пригласить инспектора по делам
несовершеннолетних. И все в школе знают, что
здесь насилие категорически невозможно.
Сейчас столько внимания уделяется защите от
нападения извне – тревожные кнопки, охранники,
заборы, но мало кто осознает опасность
внутришкольного насилия. А она более чем реальна.
И усугубляют эту опасность сами взрослые своим
невмешательством. Как иллюстрацию могу привести
случай, произошедший в одной из хороших (!) школ
Санкт-Петербурга. В первый класс пришел мальчик
– полный, неловкий, застенчивый. Над ним сначала
подтрунивали, потом, войдя во вкус, стали в
открытую насмехаться и издеваться. Он выдержал
около полугода такой жизни, а потом решил подойти
к учительнице за помощью – в первом классе дети
еще доверительно относятся к своему классному
руководителю. И услышал в ответ: «Ну уж от тебя-то
я не ожидала. Нехорошо жаловаться на товарищей».
Он больше не жаловался, но, однажды открыв дверь в
класс, учительница увидела этого ребенка в
проеме открытого окна, на самой кромке
подоконника. На шею его была намотана веревка,
которой задергивают шторы.
Это было не попыткой суицида, а проявлением так
называемого SOS-поведения. Наверное, он видел
подобное в каком-нибудь фильме: так можно
обратить на себя внимание. А другого способа не
знал.
Не относитесь к агрессору агрессивно
Работа по предупреждению насилия в
любом детском учреждении строится на двух
уровнях. Первый – профилактика. Это создание
атмосферы толерантности, когда каждый ребенок
постепенно понимает, что нужно строить
нормальные, человеческие отношения со всеми
окружающими. В том числе и с теми, кто не похож на
тебя.
Второй уровень – работа по поводу каждого случая
сознательного, повторяющегося издевательства.
То есть, конечно, «одноразовую» драку тоже нужно
прекратить, но тихая систематическая травля
должна вызывать у вас не меньшее беспокойство.
Прежде всего нужно постараться выяснить причины
происходящего и защитить ребенка, которого
обижают. Но в разговоре с нападающими ни в коем
случае нельзя ссылаться на то, что жертва на них
пожаловалась – это только усугубит ситуацию.
Даже не будучи свидетелем всех случаев травли, вы
должны вмешаться в происходящий на ваших глазах
инцидент такого рода: «На прошлой неделе вы к
нему цеплялись, вчера, сейчас опять изводите.
Чего вы к нему пристаете – не пойму...» То есть
нужно не наказывать и грубо одергивать, а
спровоцировать дальнейший разговор. Чтобы
обидчики не затаились и продолжили травлю более
скрытно от вас, а высказали хоть какие-то
претензии и попробовали объяснить свое
поведение.
Если травля уже приняла катастрофические
масштабы, можно, например, предложить родителям
жертвы написать заявление. Тогда у вас будет
веский повод собрать экстренное собрание. Не
исключено, что вы даже отмените урок по этому
поводу, чтобы подчеркнуть серьезность ситуации.
Если есть хоть малейшая возможность, пригласите
для участия в разговоре психолога,
психотерапевта. При необходимости – для беседы с
ребенком, наблюдающимся у психиатра, –
обратитесь за помощью к его врачу. В крайнем
случае можно пригласить даже сотрудника детской
комнаты милиции – если инициатором травли
становится неуправляемый агрессивный подросток,
с которым вы заведомо не справляетесь.
Но собрание должно быть не акцией устрашения, а
серьезным спокойным разговором, в ходе которого
обидчик поймет, что продолжать в том же духе он не
сможет. Взрослые же, собравшиеся здесь, будут не
только контролировать, но и готовы помочь ему
справиться с собой. Это возможно, если вы
обсудите с подростком его интересы и
предпочтения. Может, ему стоит подыскать
спортивную или туристическую секцию, найти
подработку в какой-нибудь мастерской. На худой
конец познакомить с компанией, занимающейся
ролевыми играми, – пусть помашет самодельным
мечом, там всегда можно найти достойного
соперника, а правила поведения регулируют сами
игроки. Главное, чтобы занятие было интересным и
посильным: успешный человек не отыгрывается на
окружающих.
Как помочь изгою?
Немало усилий потребует от вас и работа
с жертвами буллинга, ибо последствия
перенесенной агрессии могут быть самыми
серьезными. В международной классификации
психических расстройств и поведенческих
нарушений есть термин «постстрессовое
расстройство». Это означает, что после
катастрофического агрессивного воздействия, с
которым человек не смог справиться, у него
появляется патологическая реакция: сильнейшая
депрессия, суицид или неконтролируемая ответная
агрессия вплоть до убийства. Примером тому могут
служить сообщения о том, что солдаты-первогодки,
доведенные до отчаяния беспрерывными
издевательствами, расстреливают и своих
мучителей, и всех, кто оказался в этот момент
рядом.
Педагог должен помнить, что он своим поведением
может как свести к минимуму, так и усугубить
буллинг. Несколько лет назад мне пришлось
работать с мальчиком, похожим на главного героя
из «Человека дождя» – умным, но с неординарным
поведением. Мальчика воспитывали мама и бабушка.
Учился он к моменту нашей встречи в пятом классе
престижной санкт-петербургской гимназии, где его
на дух не переносили не только ученики, но и, что
самое печальное, учителя: выживали всеми
возможными методами. Естественно, при такой
негласной поддержке одноклассники развернули
самую беззастенчивую травлю. Дошло до того, что
бабушка, придя в школу и увидев, как избивают
внука, пыталась остановить, усовестить вошедших
в раж детей, в результате чего избили и бабушку.
Пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться
справедливости и мальчика оставили в покое.
Это вопиющий случай. Но иногда учителя
значительно ухудшают ситуацию своими
безответственными действиями и словами просто
потому, что не дали себе труда подумать о
последствиях. Учитель обязан контролировать
содержание и интонацию каждого сказанного им
слова; учитывать, что он говорит, кому, в чьем
присутствии, зачем и каковы могут быть
последствия. Это важнейшая компетенция
педагога-профессионала – каждый раз спрашивать
себя: то, что я делаю, это во благо, или я сейчас
реализую какие-то неотработанные свои комплексы?
Представьте, например, последствия такого
высказывания на классном собрании: «Ну что,
Иванов, все жалуешься, что тебя обижают. И
психиатр вот пришел, за тебя просит. А сам-то ты
как себя ведешь…» Формально – это мероприятие в
защиту гипотетического Иванова. На самом же деле
после собрания он получит новую порцию
издевательств, потому что жаловался – раз, имеет
дело с психиатром, значит, с головой не в порядке
– два, и учительница сама не одобряет его
поведения – три.
К сожалению, взрослые и сами редко симпатизируют
жертве. Мне приходится слышать: «Да, дразнят, но
ведь он сам такой жадный (нескладный,
неадекватный, трусливый…), он же сам
провоцирует». И это неприятие ребенка учителем
тут же передается классу. А ведь работа педагога
состоит в том, чтобы помочь ребенку справиться с
гневом и раздражением, а не в реализации
собственных отрицательных эмоций.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА
– Жаль, конечно, что невозможно
заранее выявить детей, которые могут стать
объектом агрессии. Но, может быть, есть хотя бы
самые общие психологические и социальные
факторы, которые укажут педагогу на
потенциальную жертву и потенциального
насильника?
– Как ни странно, и для одной и для другой позиции
предпосылки одни и те же. Как жертва, так и
агрессор происходят из социально
неблагополучных семей, где вместо согласия и
гармонии царят постоянные конфликты. И те и
другие отягощены множественным социально-психологическим
стрессом – неважная успеваемость, постоянные
нарекания. У них низкая самооценка. А в прошлом
пережита личная трагедия или какой-то
отрицательный жизненный опыт.
– Социальное происхождение входит в число
этих факторов?
– Я не встречал таких исследований по России, а
западные специалисты говорят, что дети
малообеспеченных и низкоквалифицированных
родителей чаще и проявляют агрессию, и
становятся ее объектами.
– Изменяется ли детская агрессия с возрастом?
– Западные исследователи выделяют три этапа в
связи с этой проблемой: насилие в детском саду, в
возрасте восьми – двенадцати лет и третий период
– до юношеского возраста. Странно, но они
утверждают, что пик агрессии приходится на
восемь – двенадцать лет, а к подростковому
возрасту буллинг сокращается. Я не могу
согласиться с этим: по данным нашего кризисного
центра, насилие возрастает в пятых-шестых
классах.
– Насколько серьезно относятся родители к
травле их ребенка? Как часто обращаются за
помощью?
– К сожалению, обращаются в нашу кризисную
службу лишь в крайних случаях, то есть когда
чувство беспомощности и отчаяния доходит до
предела. Они даже перестают принимать во
внимание, что с их ребенком будет работать
психиатр, общение с которым обычно почему-то
крайне пугает родителей.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о
профилактике насилия.
– Существуют специальные программы,
основанные на изучении конфликтологии. Мы живем
в сложное время: поводы для конфликтов
появляются ежеминутно. Поэтому и детям, и
взрослым нужно знать о том, как, во-первых, не
допустить конфликта; а во-вторых, грамотно себя
вести, если уж в него включился. В школах,
работающих по этим программам, говорят о том, как
нужно выглядеть, разговаривать, вести себя, чтобы
не провоцировать окружающих. Вместе с тем
проводится профилактика ксенофобии: если
человек выглядит или думает не так, как ты, это не
повод для агрессии. Обсуждается, откуда пошли
фамилии и что такое «фамильярничать»; чем кличка
отличается от прозвища. Ведь мало кто знает, что в
христианской традиции кличка – одна из самых
страшных форм проклятия, когда с помощью темных
сил у человека отнимается имя.
– Может ли ребенок пребывать сразу в двух
позициях – жертвы и нападающего?
– Иногда гиперактивный ребенок проявляет
агрессию только потому, что боится сам стать
жертвой. Нападает, не дожидаясь, когда нападут на
него. Это тип поведения провоцирующей жертвы. Они
с трудом уживаются в классе, вынуждены
переходить из одной школы в другую. Такому
ребенку должно очень повезти, чтобы он встретил
сильного, умного, любящего педагога, который
будет опекать его, защищать и поддерживать. Мудро
и терпеливо, несмотря на то, что провоцирующая
жертва еще не раз наломает дров и угодит во
множество неприятных ситуаций.
– Приходится ли вам сталкиваться не с
неосведомленностью, а с устойчивыми
заблуждениями взрослых по поводу насилия?
– Есть несколько распространенных и живучих
заблуждений. Некоторые взрослые придерживаются,
например, такой позиции: это же дети, ссориться
друг с другом для них естественно, пусть сами
разбираются. Другое высказывание можно услышать
по поводу воспитания мальчиков: а как еще из него
вырастет настоящий мужчина? Пусть учится
постоять за себя. Об этом нужно, конечно, говорить
тем родителям, чаще мамам и бабушкам, которые
окружают мальчика избыточной опекой. При этом
все должно быть в разумных пределах. Мальчишки,
разумеется, дерутся. И всегда дрались. Но по-честному,
по правилам. Если все набрасываются на одного,
это не шаг к возмужанию, а избиение. И взрослые
непременно должны вмешиваться, высказывать свое
отношение к насилию, к тому, что никто не
заступился за обиженного. Чтобы дети не
воспринимали это как повседневную норму.
– Должен ли педагог ставить перед собой задачу
перевоспитания ребенка, кардинального изменения
его поведения? Или мы можем добиться лишь того,
что он будет вести себя в рамках принятых правил
все время, пока находится на территории школы?
– На этот счет есть разные мнения. Кто-то считает,
что после одиннадцати лет за серьезное изменение
и браться уже не стоит. А работать лишь на уровне
стимул-реакция. В поведенческой психологии,
известной под названием «бихевиоризм»,
разработаны методы, позволяющие убрать
приобретенные разрушительные проявления и
заместить их новым, созидательным поведением. Я
думаю, педагогу нужно планировать и программу-минимум,
и программу-максимум. А там уж как получится.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|