ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Дразнился? Плати штраф!
Во многих странах принимают законы
против школьного насилия
Слово «буллинг» знакомо пока немногим
российским педагогам. Однако явление,
обозначаемое этим словом, известно нам, к
сожалению, лучше, чем хотелось бы, ибо речь идет о
насилии в школе. Увы, в большинстве классов есть
свой изгой – ребенок, которого преследуют,
дразнят, а то и бьют одноклассники. Травля самого
слабого, не похожего на остальных ребенка
возникает в детской группе, как сорняк, ниоткуда.
И так же упорно сопротивляется всем нашим
усилиям по искоренению зла. А если мы не знаем
причин, механизма возникновения насилия, борьба
становится затяжной и почти безрезультатной.
Школьная травля – явление всепроникающее. Вы
можете столкнуться с ним в сельской и городской
школах, в бедных и престижных районах, в Канаде,
Норвегии, Израиле… Несколько лет назад мир
потрясли сообщения о трагедии в американской
школе, когда ученик стрелял в учителей и детей.
Давайте поговорим о том, как противодействовать
насилию, как попытаться прекратить проявления
агрессии в школе, какими бы мелкими они ни
казались. Мы представляем вам семинар,
посвященный мировому опыту в этой области.
Выражение «буллинг» произошло от
английского bully – бычок. Так называют в
англоязычных странах задиру, забияку, хулигана,
уличного грабителя, бандита, то есть человека,
склонного к проявлению агрессии. Сначала это
шутливое прозвище малыша, отбирающего игрушки у
детей в песочнице. Мы ведь тоже, посмеиваясь,
называем такого карапуза маленьким разбойником.
Но проходит время, ребенок подрастает, и его
проделки становятся все менее безобидными. Уже в
детском саду он обзывает находящихся рядом
детей, толкается, ломает игрушки... Дальше –
больше: придя в школу, булли проявляет агрессию
все более опасными для окружающих способами.
Вплоть до убийства. С этим чудовищным
проявлением буллинга мир столкнулся несколько
лет назад. Можно вспомнить о трагедии 14-летней
Рины Вирк из Виктории, которую сверстницы и один
подросток жестоко били и утопили в 1997 году;
забитого до полусмерти в 1999 году Джонатана
Уэмбека из Ньюмаркета; до смерти забитого Димы
Барановского из Торонто. Замученный постоянными
насмешками и издевательствами сверстников в
школе, 14-летний Эммет Фрэлик из Галифакса
застрелился дома, оставив записку о том, что его
терроризировали в школе.
Весной 2004 года впервые в истории Канады 14-летний
ученик средней школы небольшого городка в южной
Альберте застрелил одного школьника и еще одного
ранил.
Канадский психолог Уэнди Крейг утверждает, что
число булли в канадских школах достигает 14
процентов, а пять процентов детей школьного
возраста становятся жертвами угроз,
издевательств, запугивания, намеренной изоляции.
Исследования доказывают, что в каждой канадской
школе ежедневно происходит около сорока случаев
буллинга. Количество агрессивных школьников с 1988
года почти не увеличилось, но жестокость
буллинга возрастает. Проблема усугубляется тем,
что, как подсчитала Уэнди Крейг, в 80-90% случаев
издевательств сверстники не только не пытаются
прекратить «спектакль», но еще и явно поощряют
действия булли одобрительными возгласами,
взглядами, жестами.
Насилие, как известно, порождает насилие. Иногда
доведенные до крайности жертвы жестоко и
безжалостно мстят своим мучителям.
Подтверждение тому – трагедия, произошедшая
пять лет назад в Литтлтоне (США), когда два
ученика, доведенные до отчаяния повседневными
издевательствами школьных булли, пришли в школу
с оружием и застрелили одного учителя,
двенадцать учеников, ранили еще двадцать одного
и покончили с собой.
Родители, педагоги и ученики многих стран уже
давно поняли: буллингу необходимо
противодействовать. Если в детских садах и
начальных классах срабатывают специальные
программы, то в средней и старшей школе вводятся
антибуллинговые законы. Например, правительство
Онтарио приняло закон о безопасных школах. Во
всех школах и детских садах был введен режим
абсолютной нетерпимости к любым проявлениям
буллинга. Однако меры наказания – от выговора до
временного изгнания из школы – не возымели
действия, ибо возможность не ходить в школу
воспринималась булли скорее с радостью.
В Эдмонтоне впервые в Канаде приняли
постановление, защищающее от буллинга всех детей
и подростков до восемнадцати лет. При этом в
законе дается определение буллинга:
повторяющиеся высказывания или оскорбления,
заставляющие другого человека чувствовать
неловкость, раздражение, обиду. Определено и
наказание: минимальный штраф – 250 долларов.
«Постановление заставит молодых булли
задуматься, прежде чем распускать язык или руки.
Теперь мы можем сказать детям, что буллинг не
просто неприемлем, а является нарушением
закона», – объяснил представитель полиции
Эдмонтона Дэн Уильямс.
Приняты антибуллинговые законы в Нью-Джерси
(США), в Норвегии, других странах. О том, насколько
общество обеспокоено проблемой буллинга,
свидетельствует создание Европейской
обсерватории школьного насилия (ЕОШН), ведущей
исследования в учебных заведениях всех видов уже
десять лет.
В Нарве (Эстония) по инициативе школьников и при
поддержке городской администрации создаются так
называемые школьные дозоры. Их задача –
ограждать учеников от насилия, а школьное
имущество от воровства и вандализма. Причем все
участники нового общественного движения
понимают, что главное – это профилактика, а не
борьба с последствиями уже свершившегося
насилия.
Борьба со школьным насилием представляет собой
серьезную проблему, решение которой требует
усилий от всего общества. В Совете Европы уже
третий год разворачиваются интегрированные
проекты, суть которых – в противодействии
бытовому и школьному насилию. В рамках этих
проектов в Страсбурге в июле прошлого года
состоялся форум, на котором около сорока
школьников из стран, входящих в Совет Европы,
разработали проект Хартии «Демократическая
школа без насилия».
По материалам интернет-сайтов
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|