ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45
ПСИХОТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ
Дмитрий СОРОКОВ,
профессор кафедры индивидуальной и групповой
психотерапии
Московского городского
психолого-педагогического университета
Высший балл за иррациональное
мышление
Неприятности приходят к тем, кто их
ждет
В предыдущих выпусках «Психотехники
учителя», регулярно появлявшихся в номерах
«Школы для учителя» с сентября, мы рассуждали о
стрессе примерно в таком ключе: вот есть я
(хороший, любимый, благополучный), а вот внешняя
угроза – стрессор (плохой, нежданный гость, даже
враг), который на меня нападает, портит
настроение и здоровье. И если научиться
защищаться от него с помощью разных приемов, то
можно даже использовать энергию стресса в мирных
целях. Дескать, достаточно лишь надстроить стены
моей цитадели, и внешний враг будет окончательно
повержен или взят в плен. Ан нет! Потому что
слишком просто! Сегодня мы приступаем к
выявлению и описанию тех наших индивидуальных
особенностей, которые не только не помогают
противостоять негативным и разрушительным
атакам стресса, но и, наоборот, с ним
сотрудничают, подрывая нашу психологическую
обороноспособность изнутри.
На этот раз начнем не с психофизических,
а с когнитивных особенностей, среди которых
пальму первенства по своей вредоносности держат
так называемые иррациональные (то есть
противоречащие объективно сложившейся ситуации)
установки. Эти установки (определяющие поведение
человека, между прочим!), в основе которых лежат
систематические неосознаваемые ошибки в
мышлении, имеют характер категорического
требования, приказа, который не выполнить
невозможно.
Вот и оказывается человек, склонный к
иррациональному мышлению, в самостоятельно
сконструированной психологической мышеловке, в
ситуации хронического стресса: выполнишь
требования установки – поможешь внешнему
стрессору себя добивать; не выполнишь – войдешь
в разлад с собственными глубинными когнитивными
структурами, что станет стрессором внутренним.
Что же делать?
Попробуем нащупать, распознать и вытащить на
поверхность этих лазутчиков вражеских – свои
иррациональные установки. И не одним способом –
сначала с помощью методики А.Эллиса, затем
проанализируем лексический состав своей внешней
и внутренней (то есть мыслей и образов) речи на
предмет обнаружения так называемых
слов-маркеров. Окончательно установить уровень
рациональности мышления помогут описания тех
иррациональных установок, которые наиболее
часто отравляют жизнь именно педагогам.
Методика А.Эллиса
Альберт Эллис – основатель учения о
рациональной (а значит, обеспечивающей
минимальное количество стрессов) жизненной
позиции. Его методика направлена на выявление
уровня рациональности мышления.
Испытуемому предлагается 50 утверждений, с
которыми можно соглашаться, не соглашаться, а
также использовать промежуточные формы ответов.
Утверждения сгруппированы в пять шкал, четыре из
которых соответствуют основным группам
иррациональных установок мышления, выделенным
А.Эллисом: «Установка катастрофы»,
«Долженствование в отношении себя»,
«Долженствование в отношении других» и
«Оценочная установка». Дополнительная пятая
шкала фиксирует уровень стрессоустойчивости,
связанный с общей рациональностью мышления
испытуемого.
Инструкция
У людей бывают разные убеждения. Нас
интересует Ваше мнение относительно
утверждений, приведенных ниже. Пожалуйста,
обведите в кружок цифру справа от каждого
утверждения, которая наиболее соответствует
Вашему отношению к данному утверждению.
По окончании проверьте, на все ли вопросы Вы
ответили (см. таблицу 1).
Обработка
Для каждой из четырех типов иррациональных
установок, а также по шкале фрустрационной
толерантности, подсчитывается суммарный балл в
соответствии с ключом – таблицей, где показано,
какие вопросы входят в какую шкалу.
Ваш ответ на большинство вопросов приносит в
копилку данной установки столько баллов, какую
цифру Вы обвели в кружок. Исключение составляют
вопросы, рядом с номерами которых находится
буква «Н» («наоборот»); в этом случае обведенная
Вами цифра 1 приносит 6 баллов и т.д.
Например, чтобы вычислить общее количество
полученных Вами баллов по шкале, соответствующей
установке катастрофизации, необходимо
рассуждать следующим образом.
Согласно ключу в шкалу «Установка катастрофы»
входят вопросы 1Н, 6, 11, 16, 21, 26Н, 31, 36, 41, 46Н, причем
три из них помечены буквой «Н». Следовательно,
вопросы 6, 11, 16, 21, 31, 36, 41 – количество баллов
соответствует сумме цифр, обведенных в кружок, а
вопросы 1Н, 26Н, 46Н – наоборот: если обведена цифра
1 – то они приносят 6 баллов, если цифра 2 – 5
баллов, если 3 – 4 балла, если 4 – 3 балла, если 5 – 2
балла, если 6 – 1 балл.
Таким образом отдельно, по каждой шкале,
подсчитывается сумма набранных баллов и
сравнивается со следующими нормами (см. таблицу
2).
Несколько иначе, без опоры на конкретные цифры,
производится оценка общего уровня
рациональности или иррациональности мышления
человека – следует найти сумму баллов по всем
пяти шкалам и сравнить с минимально и
максимально возможными показателями: от 50 до 300
баллов. Чем больше сумма, тем рациональнее
мышление человека, тем меньше у него внутренних
(когнитивного происхождения) сподвижников
внешнему стрессору, и наоборот.
Ключ
Шкала катастрофизации отражает восприятие
людьми различных неблагоприятных событий.
Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том,
что человеку свойственно оценивать каждое
неблагоприятное событие как ужасное и
невыносимое, в то время как высокий балл говорит
об обратном.
Показатели шкал «Долженствование относительно
себя» и «Долженствование относительно других»
указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно
высоких требований к себе и другим.
«Оценочная установка» показывает то, как человек
оценивает себя и других. Наличие такой установки
может свидетельствовать о том, что человеку
свойственно оценивать не отдельные черты и
поступки людей, а личность в целом.
Шкала стрессоустойчивости отражает степень
переносимости различных стрессов, вызванных
существующим у испытуемого общим уровнем
рациональности мышления (см. таблицу 3).
Таблица 1
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|