Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Беседовала Елена КУЦЕНКО

На пороге школы детство не заканчивается

Будущему первокласснику нужно не натаскивание за партой, а яркая, интересная жизнь

Началась запись в школу будущих первоклассников. Первая встреча учителя и будущего ученика всегда интригует: с кем придется сотрудничать, договариваться, ссориться и радоваться успехам в ближайшие несколько лет? В этот момент труднее всего родителям, особенно молодым: новый социальный статус обычно пугает их больше, чем детей. И не напрасно: с поступлением в школу в жизни ребенка начинается новый этап. Переход этот произойдет гораздо легче и естественнее при бережной поддержке взрослых, окружающих ребенка. Для них наша сегодняшняя беседа с
Александрой САПОЖНИКОВОЙ, учителем начальных классов, сотрудником лаборатории психопедагогики образования при администрации Московской области.

– Ребенок впервые идет в школу. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие его, помнили: с первым школьным звонком детство не заканчивается. Школа принесет в жизнь ребенка новую деятельность, изменит распорядок дня, но не должна вытеснить радости и пристрастия маленького человека. Если ребенок привык к прогулкам, походам в театр, родительскому чтению вслух, если он любит рисовать, клеить модели или играть с собакой, постарайтесь максимально сохранить все это в его жизни.
– Такая простая мысль, что жизнь шести-, семилетнего ребенка должна быть яркой и интересной. Однако взрослые часто утрируют переход на новую социальную ступеньку – и учителя, над которыми нависла программа, и родители, что еще печальнее.
– Еще очень важно: в школу идет ребенок, а не мама и бабушка, которые так любят брать на себя учебные обязанности первоклассника. Я не имею в виду, что не нужно интересоваться школьными делами ребенка. Но нельзя при этом ограничиваться отметками и домашним заданием. Будет гораздо лучше, если в семье станут интересоваться и тем, что важного произошло за день, легко ли ребенку общаться с одноклассниками, что вызывает дискомфорт.
– Скажи я все это на родительском собрании, мне тут же возразят, что жизнь пошла суматошная: успеть бы спросить о самом главном, сугубо школьном.
– Учеба у ребенка и работа у родителей занимают большую часть времени. Но если родители действительно хотят помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям, они используют даже время поездки в школу. Освободилось место в транспорте – сядьте, возьмите ребенка на руки, чтобы он почувствовал близость к вам, защищенность, и почитайте ему хорошую книжку. Не захватили книжку – расспросите о прошедшем дне и расскажите о своих сегодняшних делах. Чтобы разговор был на равных: у обоих собеседников свои проблемы и радости, которыми хочется поделиться. Если родители ощущают дефицит времени, они тем более должны ценить и использовать каждую минуту, проведенную вместе. Если, например, у ребенка не лежит душа к математике, предложите ему порешать задачки, придуманные на ходу: видишь, пробежали две собаки и спугнули голубя? Сколько ног у всех троих вместе? Но родители должны помнить: вы не экзаменуете ребенка, а придумываете задания друг для друга по очереди. То же и с чтением: я тебе почитала, а теперь ты прочитай хотя бы название главы. Если ребенок не умеет пока читать, пусть напомнит, на чем остановились в прошлый раз, пока мама «очень занята» или «не может вспомнить».
Намеренные ошибки, забывчивость или слабость взрослого дают хороший повод для активности малыша. Он чувствует, что его помощь необходима, и убеждается в практической пользе школьных знаний, что очень важно. Цифры нужно знать, чтобы найти нужную страницу, различить маршруты автобусов; как только научился писать, можно оставить записку папе, если бабушка никак не найдет свои очки.
– Умения и навыки, требуемые в школе, нарабатываются долго, требуют немалых усилий. Не всегда их можно приобрести мимоходом. Наверное, иногда нужна и какая-то специально организованная деятельность?
– Только она должна быть интересной для ребенка и быть частью реальной жизни. Например, если вы хотите, чтобы ребенок свободно считал, заведите копилку для мелочи, которая все равно скапливается в карманах. И предложите: все, что сосчитаешь, твое. Пойдем в магазин, и ты сможешь что-нибудь купить себе. Я предлагала такую деятельность своему ребенку. Сначала он считал копейки – там на монетках числа больше: 5, 10, 50. А когда понял, что на один рубль нужно насчитать 100 копеек, переключился на рубли. Тут вам и переход через десяток, и принцип умножения, и разные единицы. Но, предлагая ребенку самостоятельную покупку, нужно помнить: он делает все сам. И выбирает, и считает, хватит ли ему денег, будет ли сдача. И взрослые не должны мешать, перехватывать инициативу. А то иногда родители приходят и говорят, что использовали этот прием, но результата никакого. И выясняется, что они просто приводили ребенка в магазин и предлагали выбрать, что он хочет, а потом расплачивались сами.
– При этом задания должны быть естественным продолжением общения. Пусть ребенок воспринимает их как игру, увлекательную совместную деятельность, но ни в коем случае как урок. Так ведь?
– Да, мама не должна превращаться в учительницу, у нее своя роль: окружать защитой, любовью, уютом. Она на стороне ребенка. Ему можно и нужно предъявлять требования. Но как бы он ни провинился, какую бы отметку ни получил, он должен быть уверен, что мама, хоть и сердится, все равно его любит, почитает на ночь и поцелует. И вся семья – это те люди, которые всегда поддержат и помогут. Учитель не должен ожидать и требовать, чтобы родители дублировали его позицию. У мамы и учительницы разные роли! Когда мама, вызванная в школу, обрушивается на сына или дочь с обвинениями, это плохо. Если ребенок не чувствует уверенности в себе и защищенности, ему не на что опереться.
Хочется предостеречь родителей, особенно состоятельных, и от другой распространенной ошибки. Зачастую они считают, что, заплатив за обучение или пристроив ребенка в престижную школу, они могут устраниться. Таким родителям на первом же собрании нужно спокойно объяснить, что без их постоянного заинтересованного участия успешное развитие их ребенка практически невозможно.
– То есть мы сейчас переходим к тому, что родители и учитель, сохраняя свои позиции, должны быть союзниками.
– Хорошо бы на первом родительском собрании спросить у каждого, чего он ждет от школы и учителя для своего ребенка, как представляет его развитие, что сам готов сделать в сотрудничестве со школой (ответ «дать денег» не принимается). Школа со своей стороны должна бы объяснить, в чем специфика именно этого учебного заведения, на что направлены усилия педагогов, каким детям показана такая программа. Я знаю, что в одной известной школе после собеседования с мальчиком завуч сказала его маме: «У вас замечательный ребенок, он хорошо подготовлен к первому классу, но он «не наш». Хотите, я позвоню коллегам из очень хорошей школы, программа которой ему больше подходит?»
Такой подход уберег бы многих детей, учителей и родителей от неудач и разочарований.
Необходимо объяснить родителям, что есть школы, где ребенка твердо научат положенным ЗУНам; есть такие, где с первого класса будут три языка, хореография и риторика, но это грозит серьезными перегрузками, и их последствия не замедлят сказаться. А есть школы, где обучение строится в соответствии с законами психического развития ребенка, но тут вы должны быть готовы к тому, что соседский мальчик уже букву «ж» проходит, а с вашим какой-то «ерундой» занимаются.
Вообще непонимание нужно стараться свести к минимуму. Поэтому сразу предложите родителям непременно обращаться к вам, если они не поняли ваших требований, а не доходить до точки кипения дома, выплескивая свое раздражение и несогласие на ребенка.
– Итак, к апрелю-маю набрали класс, увы, без должной диагностики, и у учителя есть возможность пообщаться, позаниматься с будущими учениками. Что будет самым полезным?
– Посмотреть на ребят именно с точки зрения психологической готовности к школе. Проведите необременительные занятия в классе, понаблюдайте за ними на перемене, на улице. Дети, не умеющие общаться, соблюдать правила, контролировать эмоции, должны привлечь ваше внимание. С их родителями просто необходимо поговорить: до сентября еще почти полгода, и ситуацию не то чтобы гарантированно можно исправить, но хотя бы создать условия для созревания ребенка-дошкольника.
– И что учитель может посоветовать? Многие родители перед школой без устали натаскивают будущего первоклассника. Поможет ли это ускоренному созреванию?
– Нет. Более того, такая позиция учителей и родителей может существенно замедлить и даже нарушить нормальное развитие ребенка. Прежде всего мы должны создать условия, при которых ребенок естественным образом исчерпает положенный ему дошкольный период. А для этого нужно не сажать его за парту все лето, а дать возможность наиграться, наобщаться со взрослыми и детьми разных возрастов, накопить много разных впечатлений от окружающего мира и навыков взаимодействия с ним.
Желательно, чтобы ребенок привык наводить порядок в своем уголке – на полке, на рабочем месте, которое нужно оборудовать и дополнять необходимым за несколько лет до школы. И первое время наводить порядок вместе с мамой, постепенно осознавая, зачем и как это делается. Иначе ни в портфеле, ни в тетради, ни в голове порядка не будет. И тогда первоклассник, даже не знающий всех букв и цифр, но психологически готовый к учебной деятельности, легко научится читать, писать, считать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru