ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
На пороге школы детство не
заканчивается
Будущему первокласснику нужно не
натаскивание за партой, а яркая, интересная жизнь
Началась запись в школу будущих
первоклассников. Первая встреча учителя и
будущего ученика всегда интригует: с кем
придется сотрудничать, договариваться,
ссориться и радоваться успехам в ближайшие
несколько лет? В этот момент труднее всего
родителям, особенно молодым: новый социальный
статус обычно пугает их больше, чем детей. И не
напрасно: с поступлением в школу в жизни ребенка
начинается новый этап. Переход этот произойдет
гораздо легче и естественнее при бережной
поддержке взрослых, окружающих ребенка. Для них
наша сегодняшняя беседа с
Александрой САПОЖНИКОВОЙ, учителем начальных
классов, сотрудником лаборатории
психопедагогики образования при администрации
Московской области.
– Ребенок впервые идет в школу. Очень
важно, чтобы взрослые, окружающие его, помнили: с
первым школьным звонком детство не
заканчивается. Школа принесет в жизнь ребенка
новую деятельность, изменит распорядок дня, но не
должна вытеснить радости и пристрастия
маленького человека. Если ребенок привык к
прогулкам, походам в театр, родительскому чтению
вслух, если он любит рисовать, клеить модели или
играть с собакой, постарайтесь максимально
сохранить все это в его жизни.
– Такая простая мысль, что жизнь шести-,
семилетнего ребенка должна быть яркой и
интересной. Однако взрослые часто утрируют
переход на новую социальную ступеньку – и
учителя, над которыми нависла программа, и
родители, что еще печальнее.
– Еще очень важно: в школу идет ребенок, а не мама
и бабушка, которые так любят брать на себя
учебные обязанности первоклассника. Я не имею в
виду, что не нужно интересоваться школьными
делами ребенка. Но нельзя при этом
ограничиваться отметками и домашним заданием.
Будет гораздо лучше, если в семье станут
интересоваться и тем, что важного произошло за
день, легко ли ребенку общаться с
одноклассниками, что вызывает дискомфорт.
– Скажи я все это на родительском собрании,
мне тут же возразят, что жизнь пошла суматошная:
успеть бы спросить о самом главном, сугубо
школьном.
– Учеба у ребенка и работа у родителей занимают
большую часть времени. Но если родители
действительно хотят помочь первокласснику
адаптироваться к новым условиям, они используют
даже время поездки в школу. Освободилось место в
транспорте – сядьте, возьмите ребенка на руки,
чтобы он почувствовал близость к вам,
защищенность, и почитайте ему хорошую книжку. Не
захватили книжку – расспросите о прошедшем дне и
расскажите о своих сегодняшних делах. Чтобы
разговор был на равных: у обоих собеседников свои
проблемы и радости, которыми хочется поделиться.
Если родители ощущают дефицит времени, они тем
более должны ценить и использовать каждую
минуту, проведенную вместе. Если, например, у
ребенка не лежит душа к математике, предложите
ему порешать задачки, придуманные на ходу:
видишь, пробежали две собаки и спугнули голубя?
Сколько ног у всех троих вместе? Но родители
должны помнить: вы не экзаменуете ребенка, а
придумываете задания друг для друга по очереди.
То же и с чтением: я тебе почитала, а теперь ты
прочитай хотя бы название главы. Если ребенок не
умеет пока читать, пусть напомнит, на чем
остановились в прошлый раз, пока мама «очень
занята» или «не может вспомнить».
Намеренные ошибки, забывчивость или слабость
взрослого дают хороший повод для активности
малыша. Он чувствует, что его помощь необходима, и
убеждается в практической пользе школьных
знаний, что очень важно. Цифры нужно знать, чтобы
найти нужную страницу, различить маршруты
автобусов; как только научился писать, можно
оставить записку папе, если бабушка никак не
найдет свои очки.
– Умения и навыки, требуемые в школе,
нарабатываются долго, требуют немалых усилий. Не
всегда их можно приобрести мимоходом. Наверное,
иногда нужна и какая-то специально
организованная деятельность?
– Только она должна быть интересной для ребенка
и быть частью реальной жизни. Например, если вы
хотите, чтобы ребенок свободно считал, заведите
копилку для мелочи, которая все равно
скапливается в карманах. И предложите: все, что
сосчитаешь, твое. Пойдем в магазин, и ты сможешь
что-нибудь купить себе. Я предлагала такую
деятельность своему ребенку. Сначала он считал
копейки – там на монетках числа больше: 5, 10, 50. А
когда понял, что на один рубль нужно насчитать 100
копеек, переключился на рубли. Тут вам и переход
через десяток, и принцип умножения, и разные
единицы. Но, предлагая ребенку самостоятельную
покупку, нужно помнить: он делает все сам. И
выбирает, и считает, хватит ли ему денег, будет ли
сдача. И взрослые не должны мешать, перехватывать
инициативу. А то иногда родители приходят и
говорят, что использовали этот прием, но
результата никакого. И выясняется, что они просто
приводили ребенка в магазин и предлагали
выбрать, что он хочет, а потом расплачивались
сами.
– При этом задания должны быть естественным
продолжением общения. Пусть ребенок
воспринимает их как игру, увлекательную
совместную деятельность, но ни в коем случае как
урок. Так ведь?
– Да, мама не должна превращаться в учительницу,
у нее своя роль: окружать защитой, любовью, уютом.
Она на стороне ребенка. Ему можно и нужно
предъявлять требования. Но как бы он ни
провинился, какую бы отметку ни получил, он
должен быть уверен, что мама, хоть и сердится, все
равно его любит, почитает на ночь и поцелует. И
вся семья – это те люди, которые всегда поддержат
и помогут. Учитель не должен ожидать и требовать,
чтобы родители дублировали его позицию. У мамы и
учительницы разные роли! Когда мама, вызванная в
школу, обрушивается на сына или дочь с
обвинениями, это плохо. Если ребенок не чувствует
уверенности в себе и защищенности, ему не на что
опереться.
Хочется предостеречь родителей, особенно
состоятельных, и от другой распространенной
ошибки. Зачастую они считают, что, заплатив за
обучение или пристроив ребенка в престижную
школу, они могут устраниться. Таким родителям на
первом же собрании нужно спокойно объяснить, что
без их постоянного заинтересованного участия
успешное развитие их ребенка практически
невозможно.
– То есть мы сейчас переходим к тому, что
родители и учитель, сохраняя свои позиции, должны
быть союзниками.
– Хорошо бы на первом родительском собрании
спросить у каждого, чего он ждет от школы и
учителя для своего ребенка, как представляет его
развитие, что сам готов сделать в сотрудничестве
со школой (ответ «дать денег» не принимается).
Школа со своей стороны должна бы объяснить, в чем
специфика именно этого учебного заведения, на
что направлены усилия педагогов, каким детям
показана такая программа. Я знаю, что в одной
известной школе после собеседования с мальчиком
завуч сказала его маме: «У вас замечательный
ребенок, он хорошо подготовлен к первому классу,
но он «не наш». Хотите, я позвоню коллегам из
очень хорошей школы, программа которой ему
больше подходит?»
Такой подход уберег бы многих детей, учителей и
родителей от неудач и разочарований.
Необходимо объяснить родителям, что есть школы,
где ребенка твердо научат положенным ЗУНам; есть
такие, где с первого класса будут три языка,
хореография и риторика, но это грозит серьезными
перегрузками, и их последствия не замедлят
сказаться. А есть школы, где обучение строится в
соответствии с законами психического развития
ребенка, но тут вы должны быть готовы к тому, что
соседский мальчик уже букву «ж» проходит, а с
вашим какой-то «ерундой» занимаются.
Вообще непонимание нужно стараться свести к
минимуму. Поэтому сразу предложите родителям
непременно обращаться к вам, если они не поняли
ваших требований, а не доходить до точки кипения
дома, выплескивая свое раздражение и несогласие
на ребенка.
– Итак, к апрелю-маю набрали класс, увы, без
должной диагностики, и у учителя есть
возможность пообщаться, позаниматься с будущими
учениками. Что будет самым полезным?
– Посмотреть на ребят именно с точки зрения
психологической готовности к школе. Проведите
необременительные занятия в классе,
понаблюдайте за ними на перемене, на улице. Дети,
не умеющие общаться, соблюдать правила,
контролировать эмоции, должны привлечь ваше
внимание. С их родителями просто необходимо
поговорить: до сентября еще почти полгода, и
ситуацию не то чтобы гарантированно можно
исправить, но хотя бы создать условия для
созревания ребенка-дошкольника.
– И что учитель может посоветовать? Многие
родители перед школой без устали натаскивают
будущего первоклассника. Поможет ли это
ускоренному созреванию?
– Нет. Более того, такая позиция учителей и
родителей может существенно замедлить и даже
нарушить нормальное развитие ребенка. Прежде
всего мы должны создать условия, при которых
ребенок естественным образом исчерпает
положенный ему дошкольный период. А для этого
нужно не сажать его за парту все лето, а дать
возможность наиграться, наобщаться со взрослыми
и детьми разных возрастов, накопить много разных
впечатлений от окружающего мира и навыков
взаимодействия с ним.
Желательно, чтобы ребенок привык наводить
порядок в своем уголке – на полке, на рабочем
месте, которое нужно оборудовать и дополнять
необходимым за несколько лет до школы. И первое
время наводить порядок вместе с мамой,
постепенно осознавая, зачем и как это делается.
Иначе ни в портфеле, ни в тетради, ни в голове
порядка не будет. И тогда первоклассник, даже не
знающий всех букв и цифр, но психологически
готовый к учебной деятельности, легко научится
читать, писать, считать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|