ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45
Здоровый образ школьной жизни
Повышение квалификации на европейском
уровне – станет ли оно доступным для российских
учителей?
В феврале прошла итоговая конференция
международного проекта «Обучение здоровью в
образовательных учреждениях Российской
Федерации». Название на первый взгляд
скучноватое: навевает мысли о физкультминутках и
тематических классных часах раз в месяц.
Казалось бы, тема может заинтересовать лишь
учителей физкультуры и ОБЖ. Однако вклад –
положительный или отрицательный – в здоровье
школьника вносят все, кто влияет на его жизнь:
родители, сверстники, медики, учителя всех
дисциплин. Проект, осуществленный в России по
инициативе и при активной поддержке Евросоюза,
был рассчитан на всех специалистов, работающих с
детьми. А под здоровым образом жизни в развитых
странах давно уже понимают не только то, что
нужно есть овощи и чистить зубы. В условия
здорового образа жизни ребенка и учителя помимо
привычных нам «медицинских» факторов входят
чувство собственного достоинства, ощущение
безопасности, ситуация успеха, интерактивные
формы обучения. Об этом говорили на конференции
участники проекта – и организаторы, и педагоги,
приехавшие из Москвы и Московской области,
Псковской области, Татарстана, Чувашии и
Ростовской области. Именно в этих регионах в
течение почти двух лет разворачивался проект.
Нас заинтересовала нетрадиционная для России
технология подготовки учителей: ведь за столь
короткий период обучение прошли две тысячи
специалистов. И не просто прослушали курсы, но и
загорелись идеей, самостоятельно разрабатывали
внедрение новой технологии в своих школах и даже
после закрытия проекта собираются продолжать
работу в этом направлении, хотели бы обучать
своих коллег из других школ.
Кто не знает о том, что абсолютно
здоровых детей в школах можно по пальцам
пересчитать, уровень насилия в школе и за ее
пределами возрастает, учителям все труднее
находить общий язык с ребятами? Причин тому
много: от падения уровня жизни и непрерывной
демонстрации насилия в фильмах, новостях,
компьютерных играх до устаревших методов
преподавания и неудобных школьных помещений.
Школа не может нейтрализовать все отрицательные
факторы, но многое ей по силам. Говоря о здоровье,
современные специалисты имеют в виду не только
отсутствие физических болезней, но и
психоэмоциональную и социальную нормы. То есть,
чтобы быть здоровым, человек должен жить в
условиях, позволяющих сохранять и развивать свои
физические и психологические качества. В эти
условия входит многое: и сбалансированное
питание, и оптимальные физические нагрузки, и
отсутствие вредных привычек. Но помимо этого
здоровый образ жизни предполагает благоприятный
эмоциональный климат в школе; сотрудничество
между учителем и учеником на уроке, возможность
для каждого взрослого и ребенка внести
желательные изменения в уклад школы. Другими
словами, все обитатели школы должны научиться
бережно, доброжелательно и разумно относиться к
себе и окружающим.
Звучит заманчиво, но можно ли этого добиться?
Практика показывает, что да, можно. Если грамотно
руководить осуществлением проекта. Если
скрупулезно учитывать местные особенности,
ресурсы, риски. Если демонстрировать учителям
новый стиль отношений, а не только читать о нем
лекции.
Расставание с иллюзией
Как же было организовано столь широкое
повышение квалификации учителей и управленцев?
Сначала организаторы, в числе которых были
специалисты из Финляндии, Германии, Латвии,
выбрали шесть пилотных регионов, наиболее
характерных для России по индексу человеческого
потенциала. В каждом из них из сотни
просмотренных учебных заведений было выбрано по
пять – самых открытых, инициативных, готовых к
сотрудничеству всей командой, включая персонал и
медработников. Еще одним условием было неучастие
ни в каких других проектах. После этого было
организовано обучение работников районных
управлений образования и администрации
образовательных учреждений, чтобы представляли
себе суть проекта и посильно помогали в будущем
пилотным школам.
Кроме того, в каждом регионе из числа психологов
и учителей были выбраны будущие тренеры. Они
прошли интенсивное обучение в Москве и
Финляндии.
Для того чтобы координировать продвижение
проекта, в каждом регионе был создан центр.
Центры организовали обучение во всех пилотных
школах по очереди: туда приезжали тренеры и
проводили тренинги. Наверное, это тоже облегчает
обучение – то, что тренер сам только что прошел
через тренинг и очень хорошо представляет себе
проблемы и неуверенность педагога со стажем,
стереотипы которого рушатся. Нелегко ведь
признать, что методы, которыми пользовался годы,
не всегда эффективны, а учебный материал на самом
деле усваивается детьми не так хорошо, как
хотелось бы. Для этого учителю нужно на себе
ощутить, как чувствует себя ученик на
традиционном уроке; научиться выслушивать
коллег по поводу своей деятельности и самому
анализировать работу другого учителя;
организовывать рефлексию и обратную связь с
детьми.
Тренинг помогает избавиться от иллюзий, что
обучение – это прочитал-повторил. А потом дает
возможность попробовать на себе эффективность
новых методов работы. Именно поэтому
вступительная часть тренинга длится не более
десяти минут, а учителя, приготовившиеся по
традиции конспектировать, откладывают тетради и
включаются в групповые упражнения. Групповые
потому, что, во-первых, это работает на сплочение
школьной команды, а во-вторых, дает учителю
представление, насколько эффективен и интересен
метод групповой работы учеников на уроке. И это
совсем не то же самое, что прочитать о
преимуществах групповой работы в дидактическом
пособии.
Самое трудное
Даже многочасовое занятие не позволяет
освободиться от стереотипа и адекватно
использовать вновь освоенные методы. Это
проявляется на следующем этапе, когда учителя,
прошедшие тренинг, изучают опыт других
участников проекта, создают на основе чужих
моделей свои. У всех пилотных школ они разные,
каждая выбрала внутри проекта наиболее
перспективное для себя направление: одна команда
сочла наиболее актуальным противодействие
насилию, другая исследует особенности обучения
здоровью в небольшой сельской школе и т.д.
Тут каждый учитель использует навыки,
приобретенные на тренинге, причем действует не
по кем-то написанному плану, а руководствуется
своим новым пониманием того, что же такое
образование. Дает уроки, приглашает коллег,
обсуждает с ними, получается ли работать
по-новому. В каждую школу приезжает курирующий ее
тренер, он тоже смотрит открытые уроки, обсуждает
их с учителями. «Это самый трудный этап, –
поясняет тренер Казанского центра Николай
Тутышкин. – Из привычной колеи учителю выскочить
нелегко. Сотрудничество на уроке не рождается
лишь за счет новых методов преподавания. Их ведь
можно использовать и формально». Требуется
долгая, кропотливая работа самого учителя, всей
школьной команды, тренера, чтобы уроки
качественно изменились: стали эффективными,
развивающими, комфортными и для учеников, и для
учителя.
Очень важно, что при выборе модели школам было
предложено проанализировать свои потребности и
возможности. Чтобы, с одной стороны, не ставить
нереальных целей, с другой – максимально
использовать все школьные ресурсы. Была
тщательно продумана организация продвижения
проекта. Помимо педагогов обучение прошли
медработники и персонал школ. Для координации
работы внутри школы были организованы школьные
комитеты здоровья. А для взаимодействия с
организациями за пределами школы –
общественно-консультативные комитеты.
Проект закончен. Что дальше?
Результаты осуществления проекта
представлены в виде отчетов, таблиц,
сравнивающих уровень заболеваемости, усвоения
материала, комфортности в пилотных и контрольных
школах. Но о результатах можно судить и по тому,
как рассказывают о своем участии в проекте
учителя и дети, приехавшие на конференцию. Все
говорили, как изменилось качество их жизни за
последние два года. Учителя в первую очередь
отмечают, что стали гораздо более свободными,
раскованными в общении с коллегами, в классе, в
семье. Участники проекта ездили на конференции, в
летние школы, что доступно далеко не каждому
педагогу районной, да и столичной школы; каждая
пилотная школа получила по две библиотечки,
оргтехнику, раздаточные материалы,
спортинвентарь. А педагоги добавляли, что такого
повышения квалификации можно только пожелать и
всем остальным. Пожелать-то можно…
Итак, тысячи учителей из пяти регионов России
прошли качественное повышение квалификации на
европейском уровне. Будет ли востребован их опыт,
во-первых, для обучения других педагогов в этом
направлении и, во-вторых, для использования
эффективного алгоритма повышения квалификации
учителей? Софья Селегненко, координатор проекта
в Псковской области, например, планирует
предложить Псковскому институту повышения
квалификации систему курсов в области обучения
здоровью. В ней должно быть несколько уровней:
обучение преподавателей института,
преобразование пилотных школ в
научно-методические центры для дальнейшей
инновационной деятельности и обучения педагогов
близлежащих школ и, наконец, работа с
методическими объединениями здоровья в каждой
школе.
Координатор Московского центра обучения
здоровью Наталья Романченко готова взяться за
разработку курсов повышения квалификации
учителей для своего региона.
Все пилотные школы и все тренеры, принимавшие
участие в проекте, хотели бы продолжать работу,
обучать педагогов из других школ тому, что
освоили сами.
Получится ли у них поделиться своим опытом с
коллегами?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|