ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45
Колонка редактора
В разгар празднования 8 Марта
сквозь попсу и любовные страсти просквозило
жутковатое сообщение по радио: «…гибель…
Масхадова – подарок женщинам…» Видимо, я не
понимаю чего-то про праздники и подарки.
Это ощущение преследовало меня еще накануне.
Проснулась от телефонного звонка. «Это куда же я
попал?» – спросили из трубки изумленным мужским
голосом. Спросонья ответ на такой
экзистенциальный вопрос дается нелегко,
пришлось ограничиться примитивным «сюда». Ладно,
высплюсь в другой раз.
…Метро. Приближение праздника не заметить
невозможно: сидящие там и сям мужчины
разнообразной степени трезвости сосредоточенно
сжимают в кулаках букеты. Опустившись на
освободившееся место, тут же получаю тычок
локтем – это мой сосед бдительно охраняет свою
мимозу. Так устала за день, что даже
развеселилась от такого простодушного хамства,
когда главное – поздравить своих женщин.
Понимаю, на всех галантности не напасешься.
Надо сказать, ежегодный залп гендерных
праздников вызывает у меня сложные чувства.
Принимать в подарок цветы и выслушивать
пожелания, конечно, приятно. Но я вообще-то
остаюсь женщиной и остальные триста шестьдесят
четыре дня в году. Поэтому радуюсь еще больше,
услышав хорошие слова просто так, а не потому, что
государство назначило и отметило в календаре
цифру 8 красным цветом.
А 23 февраля, когда девочки поздравляют
одноклассников, уже принявших низкий старт,
чтобы любой ценой избежать предмета
празднования!
К сожалению, в школе формализовано почти все – от
продолжительности и количества уроков до
праздников (букет–концерт–линейка). Часто ли мы
ищем смысл в том, что происходит? Зачем
высиживать сорок пять минут, если все устали или,
наоборот, увлеклись и готовы азартно работать
дальше? Почему четыре четверти? В соответствии с
какой логикой одна учебная тема сменяет другую?
И даже понимая эту логику, объясняем ли ее детям?
Зато если терпеливо выращивать культуру поиска
смысла, ребята сами начинают входить во вкус
разумного, понятного устройства жизни.
– Нам «англичанка» новая такое здоровенное
задание дала на дом позавчера. А на уроке про него
даже не вспомнила. Зачем мы только его делали?
– Вот у нее и спросите в следующий раз.
Совместить расписание, программу, учебный план
со здравым смыслом – занятие, конечно, не для
слабонервных. Оно сопоставимо с подвигом. Но
праздники-то можно сделать неформальными,
теплыми, осмысленными. Зато потом наши выросшие
ученики будут поздравлять близких и далеких по
душе, а не по календарю.
Много лет назад я спросила сына-третьеклассника
накануне Восьмого марта: «Вы девчонок
собираетесь поздравлять?» Он секунду помолчал,
потом, глядя мне прямо в глаза, спросил: «А надо?»
Причем в интонации его вопроса готовности и
сомнения было примерно поровну…
Эта фраза до сих пор у нас в ходу. Вспомнила я ее и
в конце предпраздничного дня, который завершился
так же постмодернистски, как и начался. На двери
подъезда свеженькое объявление предлагало
сделать прививку от бешенства. Совершенно
бесплатно. Как подарок, наверное.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|