Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Даниил Норин. Цари земные

Новеллы о художниках и меценатах М.: Изд. дом «Искусство», 2004

Даниил Норин. Цари земные

Книгу Даниила Норина можно, даже нужно читать вслух, по очереди всей семьей. Это живые рассказы о художниках и меценатах разных стран и эпох.
В предисловии автор пишет, что его книга может показаться на первый взгляд разнородной и сумбурной. Но он ставил своей целью писать не искусствоведческие исследования, а небольшие новеллы в духе традиций Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Владимира Одоевского, Луиса Борхеса.
Вместе с Д.Нориным мы путешествуем по Италии XV–XVI столетий, по дворцам Испании, оказываемся в Гималаях и на Таити, на юге Франции и в мадридском музее «Герники». И конечно, в России – в Петербурге, Москве, на Волге…
В первой части книги «Художники и меценаты», посвященной российским художникам, есть замечательные новеллы-истории о картинах Иванова, Федотова, Серова, Кустодиева, о судьбах этих великих мастеров. Путешествуя с Д.Нориным по Петербургу, можно, как впервые, увидеть, казалось бы, до боли знакомые памятники Петру Первому. Один – работы Фальконе («Медный всадник»): «То, что он увидел, заставило его вскрикнуть от ужаса. Санкт-Петербург с его пышными дворцами, соборами – исчез. Только лес, огромные валуны, топкие болота. И кровавый, во все небо закат, а на его фоне огромный, царственный всадник, вздыбивший коня над краем пропасти…» И другой – перед Михайловским дворцом работы Растрелли – как памятник императору великого Рима: «Ветер сильно качнул фонарь. Свет и резкие тени заиграли на лице Петра, на сбруе коня, доспехах, барельефах с изображениями Гангутского сражения, Полтавской битвы. Зрелище было страшным и настолько завораживающе-красивым, что словно впервые открыл его для себя и, может быть, впервые осознал, что не только в “Медном всаднике”, но и в творении Растрелли заключена одна из ипостасей таинственной сущности Петербурга и его великого строителя – Петра».
Замечательные новеллы о «двойных портретах» – российской императрицы Екатерины II с собачкой (кисти Боровиковского) и императора Священной Римской империи Карла V с псом Актеоном (кисти Тициана): появление на картине друга человека меняет образ самого человека, даже если это всесильный и жестокий император.
В новелле «Великий Инквизитор» Д.Норин рассказывает о портрете кардинала-инквизитора Ниньо де Гевары, написанном Доменико Теотокопули – знаменитым Эль Греко, и о «Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского: «Удивительным, таинственным образом совпали два великих художника, разделенные двумя столетиями… Взгляд злого мудреца, понимающего, что люди поодиночке – слабые, глупые дети, что их надо накормить, утешить, развлечь, ибо, если не сделать этого, они станут Толпой, грозным, тупым и неуправляемым чудовищем. Знающего, какие игрушки нужны этим детям. Взгляд злого и печального мудреца, Великого Инквизитора, бросившего Христу страшные слова: “Зачем ты пришел нам мешать?”» «Я не знаю, видел ли Достоевский портрет, – пишет Д.Норин, – вряд ли. В Испании он не был. Ну а был ли в Испании Пушкин, создавший “Каменного гостя”? Был ли в Италии Шекспир?»
Меценаты и их коллекции… Это тема нескольких новелл в книге. «Неизвестно, – пишет Д.Норин, – как бы сложилась судьба Врубеля, чьи картины были забракованы на Нижегородской выставке, если бы не энергичное заступничество Саввы Мамонтова». Собрания живописи Рябушинских, Морозовых, Щукиных, составляющие гордость художественных музеев, свидетельствуют о безупречном вкусе собирателей и напоминают об их часто трагической судьбе. А рассказы о чудом сохранившихся работах Филонова и Малевича, десятилетиями томившихся в запасниках, вызывают мысли о «тайном меценатстве» в советские времена. Но припрятывание картин – еще цветочки: полны трагизма рассказы о «меценате» Саванароле, приказавшем сжечь слишком волновавшие его картины Сандро Боттичелли, о «Тройном портрете Карла I», написанном Ван Дейком по приказу Кромвеля, позднее казнившего короля…
В новелле «Рука демиурга» мы вместе с Д.Нориным смотрим на «Мыслителя» Родена: «Название “Мыслитель” и мощная, атлетическая фигура – уж очень разобщены. Мыслитель, философ – это нечто высоколобое, хилое. “Фернейский мудрец” Гудона. В широком балахоне. В кресле. С улыбкой немощного сатира. Кто же он, “Мыслитель” Родена? Может быть, мастер преодолел страх и, подобно Микеланджело, дерзнул изобразить самого Творца? Демиурга? О чем Он думает? Может быть, о том, что мир создан, но не хватает какого-то очень важного звена – посредника между Ним и миром. Его терзают сомнения: не закралась ли в грандиозный план ошибка. Маленькая, но которая может оказаться губительной для Адама и рода человеческого...»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru