Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Александра БОЧАВЕР

Тебе так идет твоя синяя куртка!

Подростков надо чаще хвалить, а свои пожелания формулировать в положительном ключе

Фото А.ВИКНЯНСКОГО

Ребенок растет, развивается и однажды перестает быть ребенком. Он вдруг замыкается, забирается в кокон угрюмости и самопознания, становится непонятным и недоступным для родителей.
В одиннадцать-пятнадцать лет подростки протестуют против опеки, с гордостью экспериментируют с курением и алкоголем, им очень важно производимое впечатление и вообще внешняя атрибутика свободы. Собственная сложность их завораживает, пугает и восхищает. Они пытаются понять, как надо дружить, любить, вообще жить. Узнать про себя: умные они или нет, красивые или так себе. Любая критика ранит, потому что непонятно: вдруг правда? Хочется найти себе подобных, с которыми просто и понятно, поэтому подростки объединяются в компании.
В пятнадцать–семнадцать лет вместо бесконечных вопросов появляются ответы. Вместо экспериментов с прической появляются эксперименты с отношениями: дружба, любовь, будущее занимают больше. Человек строит себя и свою философию, откликаясь на подсказки со стороны, но оспаривая их. Хочет общаться, но хочет и одиночества. Пытается много успеть, но организм растет и может только есть и спать. Мечтает о независимости, поэтому часто ссорится с взрослыми, в первую очередь с родителями. И хотя постепенно картина мира выстраивается, конфликты изживаются с трудом. Как родителям принять это, как преодолеть кризис?
Подростковый возраст – очень противоречивое время. Бывает, что семейная обстановка невольно вводит подростков в заблуждение. С утра родители говорят дочери раздраженно: «Здоровая девка, замуж пора, а ты…» А ближе к вечеру заявляют : «Никуда ты не пойдешь, тебе всего 16». И девушка не понимает, чего от нее ждут, чего хочется ей самой и как себя вести – как взрослой девушке, как ученице младших классов или как злому крокодилу, которому надоело слушать свою суматошную мамочку.
Родителей раздражают отлучки детей, их развлечения, отношение к учебе. Детей бесят ограничения и исправления. Поэтому спорные моменты лучше проговаривать и устанавливать взаимно удовлетворяющую определенность. Пусть она компромиссна для каждого из участников, но она лучше ссор. Если решено, что ребенок вечером звонит и сообщает, когда придет, его можно потом ругать за то, что не позвонил или опоздал, как за отдельный эпизод. Тогда исчезнут изнуряющие тирады глобального масштаба («Ты, как всегда, ничего не понял»), после которых обычно всем плохо и стыдно.
При общении с подростками важно избегать прямой критики: оскорбления вызывают злость, но не подсказывают желательный вариант поведения. Фразы вроде «Ты опять ведешь себя, как идиот» обижают, провоцирует ответную агрессию и не дают ни намека на конструктивность. Поэтому свои предпочтения нужно формулировать в положительном ключе («Тебе так идет твоя синяя куртка»).
Проблемы с учебой у подростков общеизвестны, но редко кого волнуют их истинные причины. Скрытый конфликт с преподавателем? Нет мотивации? Не хватает энергии на учебу? Может быть, стоит как-то заинтересовать ребенка или поощрять? Или изменить питание и добавить витаминов (рост отнимает много сил – отсюда лень). Для каждого случая нужны свои меры, и важно постараться их найти.
Ребенок отдаляется от родителей. А как было с вами? Едва ли ваши родители до сих пор контролируют каждое ваше движение. Общая квартира, семейные праздники, постоянные звонки – скорее всего они не владеют целиком вашими мыслями, маршрутами и интересами. Значит, с вашим ребенком сейчас происходит то, что вы когда-то тоже переживали …
Ему нужно делать выборы, совершать поступки, и вы не можете сделать это за него. Если вы не отпустите свое дитя, оно останется, но сломается. Лучше не противоречить природе, а делать все, чтобы вам и всем в происходящем было уютнее.
Свобода подразумевает ответственность, и реально взрослый человек – это тот, кто отвечает за себя и своих близких… Каждый подросток должен получить этот опыт обязанностей, которые выполняют в обмен на увеличивающуюся свободу. Только так детское представление об устройстве мира станет адекватным. Участие в уходе за больным родственником, домашним животным, хождение за продуктами – что-то подобное обязательно должно присутствовать в жизни подростка. Важно, чтобы необходимость участия в быту семейной жизни принималась добровольно и сознательно как знак взрослости и не воспринималась как навязанный родительский каприз.
Непросто, кстати, и родителям: им тоже нужно найти новый смысл своей жизни. Дети вырастают, и что?
На самом деле это большая радость. Наступает «вторая молодость» и свобода: не нужно торопиться забрать ребенка из школы и накормить его. Можно вспомнить о прежних увлечениях, найти новые занятия, больше времени проводить вне дома, с друзьями.
И когда в семье наступит определенность, прояснятся позиции детей и родителей, вся семья переживет переходный период продуктивно, как очередной опыт, который их изменил и принес что-то новое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru