ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Главная сложность
«компетентностного подхода»
Самое важное – понять, как помочь
ребенку стать потенциально компетентным в любом
деле
Наука по министерскому циркуляру
«Компетенция» – этот термин
употребляется в совершенно разных смысловых
контекстах, зачастую противоположных. Причем
нередко это делает один и тот же автор. Похоже,
это вызвано не просто терминологической
неряшливостью, а отсутствием того особого
предмета, той особой реальности, которая искала
бы в этом термине свое языковое выражение.
Как в принципе появляются новые термины в науке?
Обнаруживается некий новый феномен, у которого
пока нет имени. Тогда имя, термин становится
языковой подпоркой для его описания. Изучая этот
новый феномен, специалисты определяют границы
функционирования данного термина, дают ему так
называемую дефиницию (определение).
Однако в случае со словом «компетенция»
складывается ощущение, что ведется обсуждение
термина... у которого нет реальности! Термин уже
есть, а реальность еще нужно найти! И причина
этого проста: термин «компетенция» появился в
инструктивных указаниях министерства как модное
иностранное слово, а не как попытка обозначить
некую объективно существующую и требующую
осмысления педагогическую проблему.
Отсюда и сложившийся терминологический «затор».
Люди спорят о толковании иностранного термина, о
том, как его правильно перевести, а вовсе не о той
особой реальности, которая мучительно ищет
адекватную терминологическую оболочку.
И проблема, таким образом, вовсе не в том, что
данному термину до сих пор не найдено четкого и
однозначного определения. Наука полна таких
терминов. И чем сложнее феномен, тем больше в нем
содержательных оттенков, тем сложнее обрядить
его в однозначный терминологический костюм.
Однако проблема данного случая заключается в
том, что для пользователей термина «компетенция»
чаще всего непонятно, что именно должно этим
термином обозначаться. Правила научного
дискурса переворачиваются с ног на голову. Не
слово подгоняется под реальность, а реальность
под слово.
Анекдот, возможный только тогда, когда научная
терминология рождается министерским циркуляром!
Вот кто-то рассуждает о том, что «компетенции» –
это всего лишь традиционные для советской школы
знания–умения–навыки, и доказывает, что
«компетентностный подход» – это то, на чем
всегда базировалась советская школа. Но автор
даже не замечает, какой вывод следует из его
рассуждения: никакого нового содержания за этим
новым термином не скрывается. А значит, это
очередная терминологическая игра. Но если все
дело в том, чтобы назвать модным иностранным
именем старую сущность, стоит ли городить огород?
Поговорим о реальности
Давайте не будем спорить о терминах, а
поговорим о реальности. Ведь прежде чем давать
определение термина, нужно почувствовать его
качественное содержание. И тогда работа над
терминологическими определениями будет идти
продуктивно.
Есть старое, доброе слово «компетентность»,
которое давно и прочно вписалось в семантику и
стилистику русского языка, полноценно
«обрусело». Смысл этого слова состоит в том, что в
человеческой жизни и культуре существует
великое множество дел и деятельностей, в которых
можно быть в той или иной мере состоятельным,
успешным, компетентным. Иными словами,
компетентность возможна только в деле, в делании
чего-либо. Компетентность в деле – это набор
всего того, что позволяет человеку успешно
справляться с этим делом. Это, конечно, знания,
умения, навыки. Но при этом вне опыта реального
дела быть компетентным в этом деле невозможно.
Например, компетентность в вождении автомобиля
или редактировании научной статьи включает в
себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в
опыте собственной деятельности, а не извлеченные
из какого-то учебника.
В этом и состоит, судя по всему, ключ к тому, что
такое компетентностный подход и почему он обрел
столь большую популярность в западных странах.
Это попытка отказаться от книжно-абстрактного
знания как центра и смысла школьного
образования. Это признание того, что подлинное
знание – это индивидуальное знание, созидаемое в
опыте собственной деятельности. И задача не в
том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными
учебными знаниями, а в том, чтобы сделать его
деятельно успешным, научить его обретать
индивидуальную опытную компетентность в любом
деле, за которое он принимается.
Любое дело требует некоторого уровня
компетентности. Но эта компетентность не может
быть задана заранее, априорно. И только в деле
компетентность может быть продиагностирована.
Только результаты дела являются экзаменом на
уровень компетентности. Если в традиционной
учебно-знаниевой системе диагностика
образовательной успешности может быть
осуществлена с помощью некоей условной
процедуры экзамена, то диагностика
компетентности может быть осуществлена только в
деле.
Компетентностью нельзя «владеть» – это не сумма
чего-то, что можно освоить как, например, сумму
знаний, умений и навыков. Но компетентность может
формироваться (в процессе освоения того или
иного вида деятельности) и может проявляться – в
том, насколько успешной будет у человека эта,
освоенная им деятельность. Существенный вопрос:
почему, за счет чего кто-то оказывается более
компетентен, а кто-то – менее? За счет
накопленных заранее знаний? Конечно, нет! А за
счет чего? И что следует формировать у ученика,
чтобы он с максимальной быстротой и
эффективностью становился компетентен и успешен
в тех или иных областях человеческой
деятельности?
Возникает гораздо более сложный вопрос – как
помочь ребенку стать потенциально компетентным
в любом виде деятельности, с которым его может
столкнуть жизнь.
Вот тут-то и может идти речь о так называемых
ключевых компетенциях как об особых
способностях, которые и позволяют человеку
максимально эффективно становиться
компетентным в тех или иных областях
деятельности. Иными словами, ключевые
компетенции – это то, что дает ключ к становлению
компетентности. Если эти ключевые компетенции
сформированы, это значит, что у человека есть
некий особый ресурс достижения высокого уровня
компетентности в любом виде деятельности.
Что это за особый ресурс и как его сформировать –
это и есть главная задачка «компетентностного
подхода».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|