Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
 

Александр ЛОБОК

Главная сложность «компетентностного подхода»

Самое важное – понять, как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом деле

Наука по министерскому циркуляру

«Компетенция» – этот термин употребляется в совершенно разных смысловых контекстах, зачастую противоположных. Причем нередко это делает один и тот же автор. Похоже, это вызвано не просто терминологической неряшливостью, а отсутствием того особого предмета, той особой реальности, которая искала бы в этом термине свое языковое выражение.
Как в принципе появляются новые термины в науке? Обнаруживается некий новый феномен, у которого пока нет имени. Тогда имя, термин становится языковой подпоркой для его описания. Изучая этот новый феномен, специалисты определяют границы функционирования данного термина, дают ему так называемую дефиницию (определение).
Однако в случае со словом «компетенция» складывается ощущение, что ведется обсуждение термина... у которого нет реальности! Термин уже есть, а реальность еще нужно найти! И причина этого проста: термин «компетенция» появился в инструктивных указаниях министерства как модное иностранное слово, а не как попытка обозначить некую объективно существующую и требующую осмысления педагогическую проблему.
Отсюда и сложившийся терминологический «затор». Люди спорят о толковании иностранного термина, о том, как его правильно перевести, а вовсе не о той особой реальности, которая мучительно ищет адекватную терминологическую оболочку.
И проблема, таким образом, вовсе не в том, что данному термину до сих пор не найдено четкого и однозначного определения. Наука полна таких терминов. И чем сложнее феномен, тем больше в нем содержательных оттенков, тем сложнее обрядить его в однозначный терминологический костюм.
Однако проблема данного случая заключается в том, что для пользователей термина «компетенция» чаще всего непонятно, что именно должно этим термином обозначаться. Правила научного дискурса переворачиваются с ног на голову. Не слово подгоняется под реальность, а реальность под слово.
Анекдот, возможный только тогда, когда научная терминология рождается министерским циркуляром!
Вот кто-то рассуждает о том, что «компетенции» – это всего лишь традиционные для советской школы знания–умения–навыки, и доказывает, что «компетентностный подход» – это то, на чем всегда базировалась советская школа. Но автор даже не замечает, какой вывод следует из его рассуждения: никакого нового содержания за этим новым термином не скрывается. А значит, это очередная терминологическая игра. Но если все дело в том, чтобы назвать модным иностранным именем старую сущность, стоит ли городить огород?

Поговорим о реальности

Давайте не будем спорить о терминах, а поговорим о реальности. Ведь прежде чем давать определение термина, нужно почувствовать его качественное содержание. И тогда работа над терминологическими определениями будет идти продуктивно.
Есть старое, доброе слово «компетентность», которое давно и прочно вписалось в семантику и стилистику русского языка, полноценно «обрусело». Смысл этого слова состоит в том, что в человеческой жизни и культуре существует великое множество дел и деятельностей, в которых можно быть в той или иной мере состоятельным, успешным, компетентным. Иными словами, компетентность возможна только в деле, в делании чего-либо. Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным в этом деле невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля или редактировании научной статьи включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности, а не извлеченные из какого-то учебника.
В этом и состоит, судя по всему, ключ к тому, что такое компетентностный подход и почему он обрел столь большую популярность в западных странах. Это попытка отказаться от книжно-абстрактного знания как центра и смысла школьного образования. Это признание того, что подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности. И задача не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными знаниями, а в том, чтобы сделать его деятельно успешным, научить его обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое он принимается.
Любое дело требует некоторого уровня компетентности. Но эта компетентность не может быть задана заранее, априорно. И только в деле компетентность может быть продиагностирована. Только результаты дела являются экзаменом на уровень компетентности. Если в традиционной учебно-знаниевой системе диагностика образовательной успешности может быть осуществлена с помощью некоей условной процедуры экзамена, то диагностика компетентности может быть осуществлена только в деле.
Компетентностью нельзя «владеть» – это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться – в том, насколько успешной будет у человека эта, освоенная им деятельность. Существенный вопрос: почему, за счет чего кто-то оказывается более компетентен, а кто-то – менее? За счет накопленных заранее знаний? Конечно, нет! А за счет чего? И что следует формировать у ученика, чтобы он с максимальной быстротой и эффективностью становился компетентен и успешен в тех или иных областях человеческой деятельности?
Возникает гораздо более сложный вопрос – как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь.
Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. Иными словами, ключевые компетенции – это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.
Что это за особый ресурс и как его сформировать – это и есть главная задачка «компетентностного подхода».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru