КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Rendez-vous через 14 лет
О том, как Маша из фильма «Маша» нашла
отца в Париже
В московском Доме кино состоялась премьера
фильма «Маша» Сергея Ткачева, хотя в данном
случае это понятие относительно – лента
демонстрировалась еще летом 2004 года в российской
программе Московского международного
кинофестиваля, потом на закрытии фестиваля
«Московский Пегас» в ныне уже закрытом властями
Доме Ханжонкова, а также в разных городах страны
от Новгорода до Благовещенска. Успела побывать и
на показах за границей – в Монреале, Париже (где,
кстати, и происходит основное действие картины),
Нью-Йорке, Дели. Но так уж странно устроена у нас
система проката, прежде всего в отношении
отечественных фильмов, что до кинотеатров
немногие из них доходят, а если и показываются, то
крайне ограниченно.
Казалось бы, лирический и иронический (зрителей
ожидает в конце неожиданный сюжетный поворот,
меняющий представление об увиденном)
мелодраматический рассказ о четырнадцатилетней
московской девчонке по имени Маша, которая
самостоятельно отправилась в Париж, чтобы там
обрести недостающего ей отца и узнать, что такое
жизнь в семье, призван заинтересовать публику. И
на состоявшихся просмотрах аудитория в принципе
тепло и доброжелательно, нередко с вполне
адекватным (то есть там, где надо) смехом
реагирует на поведанную добрую историю – а
доброе слово, как говорится, и кошке приятно.
Впрочем, это высказывание героини Татьяны
Дорониной из давней ленты «Старшая сестра»
Георгия Натансона по пьесе Александра Володина
ныне вряд ли в чести, поскольку и сама доброта
стала неким анахронизмом или пережитком
прошлого. Скорее мы готовы заподозрить какой-то
подвох, скрытый умысел, циничное коварство, когда
люди еще оказываются способными поступать
по-доброму, бескорыстно и даже благородно.
Маша довольно бесцеремонно вторгается в судьбу
практически ничего не ведающего о ней русского
переводчика Дмитрия Шевцова. Он живет много лет
во Франции, но особых успехов так и не добился,
перебивается кое-как, снимая чужую квартиру и
прибегая при случае к финансовой под-
держке своей парижской возлюбленной Наташи,
прорицательницы и гадалки. Так вот, эта самая
Маша должна «проверить» литератора в
сакраментальной ситуации. Ранее, в классической
литературе XIX века, она формулировалась так:
русский человек на rendez-vous. А теперь, несколько
модифицировавшись, звучит иначе, но тоже
«по-тургеневски»: русские отцы на rendez-vous с детьми.
Папаша, некогда оставивший в Москве маленькую
дочь с ее матерью-актрисой, существует в Париже
вне родины и прочных личных связей. До тех пор,
пока не сталкивается с подросшей родственной
особой, которая ведет себя абсолютно независимо
и раскованно, постепенно подчиняя своим желаниям
и потребностям отца и его пассию.
Повествование, между прочим, строится от лица
Маши (настоящая удача картины – исполнительница
этой роли Маша Шалаева, принявшая участие в
написании пары монологов), она подчас забавно и
язвительно комментирует все происходящее, будто
бы сочиняя письма матери. Однако российский
вариант «Алисы в городах» Вима Вендерса
превращается в нечто противоположное в финале,
когда выясняется «тайна сюжета». Проще всего
было бы впасть в мелодраму, описывая
изменившиеся отношения героев. Но автор (а Сергей
Ткачев выступает, как и в предшествующем «Щите
Минервы», един во многих лицах – от сочинения
сценария до написания музыки) оставляет
несомненный шанс для иронического восприятия
заключительных сцен, которые могут быть
интерпретированы двояко – в меру личной
фантазии зрителя. И что любопытно – «Машу» даже
интереснее не раз пересматривать, не только
находя в ней занимательные тонкие детали,
пропущенные первоначально, но и убеждаясь, что
знание интриги вовсе не мешает, а напротив,
помогает оценить, насколько эта лента
симпатична, душевна и добра.
Сергей КУДРЯВЦЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|