Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС

Он и она живут вместе или постоянно встречаются. В отпуске, в клубах, на тусовках, в радостях и печали – всегда вдвоем. Иногда ведут общее хозяйство либо, наоборот, пытаются сохранить экономическую независимость. Верность без гарантий. Преданность без обязательств.
Эту модель поведения молодежи социологи называют "серийной моногамией". Такой вот компромисс – между радостями традиционного брака и преимуществами свободной любви.
Одинаково страстное желание стабильности и стремление к свободе. Что из них окажется сильнее?

Так трудно говорить о любви...
Семья как временный проект – вроде бы очень современное явление. Но молодежь не приемлет полумеры. Ей нужно всеили ничего

По мнению ЮНЕСКО, мать с ребенком нельзя считать семьей в полном смысле слова. Наверное, ЮНЕСКО в чем-то прав. Семья как союз взрослых полноправных людей подразумевает компромиссы и добровольное ограничение личной свободы каждого, не допускает крайней гордости и самодостаточности. Для экономически независимой, сильной женщины завести ребенка без мужа – смелый проект, требующий времени и сил, иной организации жизни, но компромиссов в межчеловеческих отношениях не предполагающий. Если только потом, лет восемнадцать спустя, когда ребенок вырастет и обретет поле для выражения собственных желаний и устремлений. Но тогда и этот союз скорее всего распадется. Или его условия изменятся.
Всем знакомы семьи, распавшиеся от слишком долгой жизни со свекровью или с тещей. Известна и мне такая семья, и не одна. Но я знаю и семьи, которые распались бы, если бы мужу было куда уйти. А так – кризисный период перемогался кое-как, и все восстанавливалось. Впрочем, и такой историей никого не удивить. Грустновато? Пожалуй…
Я различаю три модели семьи. Первая – это когда жизнь семьи больше человеческой жизни. Род, уходящий на поколения назад. В идеале – некий огромный дом, где рождаются, умирают, куда приводят жен (реже – мужей). Ближе к реальности – где собираются на свадьбах и похоронах.
Оказывается, помнить своего прадеда – не чисто мыслительное упражнение. Хотя он жил сто лет назад и полвека как умер, ты сегодня воспринимаешь его живых правнуков как действительно родных людей.
Мне приходилось летом жить в большой семье, состоящей из десяти взрослых и стольких же детей. Мне было уютно и неутомительно, как глядеть в калейдоскоп. Веселее, когда много людей, много сочетаний людей.
Вторая модель семьи – ровно на жизнь. Она связана с христианством, венчанием. Союз, пока смерть не разлучит нас. Этот союз отделяет супругов от их прошлых родительских семей. Соответствующие союзы отделяют и уводят выросших детей. Впереди – старение в неразрывной связи. Это величественно и немного печально. Хотя бы потому, что один умрет первым, а другой – вторым.
Интересно, что в христианской традиции связь детей и родителей не проходит через таинство обряда. Крещение же, наоборот, как бы передоверяет ребенка перед Богом другим родителям. Бессмертие души отвергает долгую, по идее бесконечную земную жизнь рода как профанацию вечности.
Третья модель – современная, западная, пограничная. Семья меньше, чем жизнь. Временный, чисто гражданский союз – на десять – пятнадцать лет. То есть реально любой, самый торжественный брак может развалиться за месяц, но это не модель, а катастрофа.
Я же говорю именно о модели поведения взрослых людей, как правило, успевших обжечься на страстной любви и обещаниях вечной верности. Не спешащих регистрировать брак, заводить детей, менять две квартиры на одну большую, даже перевозить все книги на место реального жительства. Такие семьи фиксируются в сознании скорее ретроспективно: живем вместе уже десять лет, практически муж и жена. Штамп в паспорте возникает обычно, когда это становится необходимо или хотя бы удобно. Когда устаешь долго объясняться с гостиничными администраторами. Или надо прописаться, чтобы встать на учет в поликлинике.
В первой модели – уклад, который никто не просит тебя одобрять или не одобрять. Он больше тебя – и все тут. Во второй – брачный союз, в который ты вступаешь по доброй воле. В третьей – контракт с индивидуальными особенностями, где заранее прогнозируются конфликтные ситуации. В первую очередь развод. Третья модель имеет одну явно неприятную особенность – она плохо монтируется с деторождением. Другой, скрытый, дефект – трудно говорить о любви. Любовь может длиться год, но этот год она навсегда. Чувствовать, что это «навсегда», разумом соображать, что это лишь иллюзия, а поступать по уму – не знаю, как где, но для россиян это синоним душевного разлада, игра на поражение. Оттого-то у нас контракты и не прижились особенно.
Семья как временный проект, наподобие очередного трудоустройства, вроде бы очень современное явление, но оно плохо вписывается в современность. Поясню: это приемлемо для осторожных, уже зрелых людей. Но современная культура в основном молодежная, максимализм юности решительно не приемлет полумеры. Либо свободная любовь, либо самый традиционный брак. Героиня Джулии Робертс в культовом фильме «Красотка» с презрением отвергает супервыгодные контрактные отношения. Ей нужен брак. Все или ничего. Никакая голливудская мелодрама не может закончиться подписанием брачного контракта. Да что Голливуд! Две знакомые мне студенческие пары венчались на следующий день после регистрации в загсе. А вот другой мой знакомый, сверстник, развелся с женой после 24 лет брака, тоже церковного.
По-моему, будущее все-таки за традиционной семьей – не родовой (для этого город плохо предназначен), а «второй» – ровно на одну жизнь. При всех издержках, болезненных, заранее не предусмотренных разводах. Семья как временный проект (не в результате, а по плану) не становится привлекательной для общественного сознания, хотя ничто, казалось бы, не препятствует ее пропаганде. Наверное, дело в том, что осторожность в качестве определяющего мотива поведения неразумна. У нас нельзя осторожно разбогатеть. Нельзя осторожно сохранить накопленное. Нельзя осторожно достичь большого успеха в избранном деле. Невозможно без риска, с твердыми гарантиями родить заведомо здорового и обреченного на счастье ребенка.

Леонид КОСТЮКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru