Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
ВОЛШЕБНАЯ ТЫКВА

Давайте на минутку представим, что героиня сказки Шарля Перро Золушка растет в благополучной семье. Мачеха добрая, сестры по хозяйству помогают, все друг друга любят и на Золушку не нарадуются… Согласитесь, что в такой истории ни фея, ни хрустальный башмачок, ни карета из тыквы, ни королевский бал, ни тем более принц появиться просто не могут. А значит, и волшебной сказки не будет.
А если представить иначе. Золушка ведет активную борьбу за справедливость: качает права, объявляет забастовки и выражает всяческий протест… Очевидно, что с такой героиней сказки опять не получится.
Ну а если представить вот так. Золушка потому безропотно штопает дырки, драит котлы и метет полы, что в душе рассчитывает на воздаяние: появится добрая фея, оценит ее смирение по достоинству и осыплет благодеяниями… Что-то опять не сходится: ведь Золушка потому и Золушка, что не ждет награды за свое усердие. Плохо работать ей не позволяет добрая совесть.
Так неужели добросовестность, скромность и смиренный нрав бывают только в волшебных сказках? Оказывается, нет. И подтверждение тому мы неизменно находим в ваших письмах.

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

“Самое трудное для учителя в нефтяной провинции”

мне неловко признаться коллегам в том, что “антипедагогические дневники” дочери (речь идет о Наташе Злобиной – см. “ПС” № 1 и № 81 за 2004 год. – Прим. ред.) публикуются в вашей газете. Все номера газет с ее заметками я на правах администратора прочитываю первая и забираю из читального зала. Но вот недавняя ситуация заставила меня обнародовать их.
Молодая талантливая учительница английского языка, наша выпускница, дающая блестящие уроки, превратившая за два года серый класс в ярких, думающих, интересующихся всем и вся личностей (она училась в школе почти в одно время с моей дочерью), обратилась ко мне с просьбой отредактировать ее резюме: “Все, больше не могу, ну не умею я жить месяц на две тысячи рублей! Работать хорошо, так, как вы нас учили, – значит проводить в школе целый день, отдавать себя всю детям. Какое совмещение? Какое репетиторство? Я к вечеру выжата эмоционально полностью!”
Я сказала, что обязательно помогу составить это резюме, но прежде дам кое-что почитать… И дала… Цитирую по публикации: “В этом что-то есть. Каждое утро я еду в школу, ненавидя все и вся: проклятые 6.30, автобусную остановку, турникеты метро и бодрый бесстрастный голос, возвещающий “переход на Калужско-Рижскую линию”. И каждый раз возвращаюсь из школы умиротворенной и удовлетворенной. Ведь нет материальнее счастья, чем увидеть, что шестому “Б” интересно сюда приходить – детям, которые практически сорвали прошлый урок… Оказывается, быть с детьми – одна из главных радостей моей жизни”.
Прошел месяц. Про резюме молодая учительница пока не вспоминает, но мысли в моей голове продолжают жить…
реплика родителя на родительском собрании: “У моей Тани есть претензии к математичке!” Знаете, что самое трудное в жизни учителя в нефтяной провинции? Не стать “обслуживающим персоналом”.
Я анализирую мотивацию своих учителей к работе в школе:
– пенсионеры, прекрасно работающие на результат, потому что так их “приучили в молодости, а на пенсию не прожить”, – 10,5%;
– работают в школе, чтобы “вторая половина дня была свободной и летом отпуск; муж обеспечивает материальное благосостояние семьи” – 23,5%;
– дети учатся здесь же, значит, “под присмотром, черт с ними, с деньгами, собственный ребенок дороже” – 43,3%;
– фанаты предпенсионного возраста, потому что в разгар перестройки показалось, что «сможем сделать школу другой, пусть и под названием “гимназия”» – 22,2%;
– одинокая молодежь: “а куда еще здесь устроишься со своим гуманитарным образованием” – 9,5%.
Я думаю, это не самая плохая мотивация: работать в школе, потому что рядом твой ребенок, но этот мотив не настроит на созидательный лад. Кто будет заниматься реформой образования на местах? 9,5% педагогической молодежи? А они-то и играть не хотят.

Негласный девиз нашей работы: “Мы здесь, чтобы они были там!” (несколько лет назад придумали). Все наши выпускники учатся в москов-
ских, петербургских институтах, строят затем свою взрослую жизнь там.
История маленького города (бывшей комсомольской стройки) не очень веселая. Название – в честь имени разбойника. Основание – на одиннадцати лагерях для заключенных (они и строили одну из строек века прошлого – заключенные и их охранники).
В числе ссыльных несколько лет в городе жила Анастасия Цветаева. Но знают об этом единицы. Вместе со старшеклассниками решили найти людей, которые могли ее помнить, но в городском архиве не допустили к документам: не положено, “закрытая” информация.

Читала летом книжку В.Букатова “Педагогические таинства дидактических игр” (М., 2003 г.).
Всем классом строим атом. Ядро – из учеников-протонов и учеников-нейтронов. А вот вращающиеся ученики-электроны, которые должны и спин, и форму орбитали соблюсти.
Атом элемента загадывает класс, а кто-то один, стоя на парте (это называется “занять высокое положение в обществе”), должен отгадать, что это за элемент. Кстати, “высокое положение в обществе” очень часто помогает взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Для учеников седьмого класса и младше – очень полезное занятие. Это не я придумала, это я увидела в фильме “Общество мертвых поэтов”.
где грань жизни и игры, особенно в школе? Готовим химический вечер, все опыты нужно заранее отработать. Год назад какая-то комиссия решила, что в школах в кабинетах химии не должно быть… (и очень длинный перечень веществ, которых не должно быть, в том числе металлического натрия). Спрятали, унесли домой. Как же представить себе химию без химических веществ? Без того, как натрий по воде “бегает”?
Достали, принесли. Надеваю очень деловое лицо, разбираем суть опыта. “А теперь делай сам! И отойди от кристаллизатора так же далеко, как я”. Самое главное – не удивляться и не вздрогнуть самой, когда пузырек водорода взорвется. Это игра или быль?
Или вот школьная научная конференция в среднем звене. Игра? А где же еще “поиграть в ученых”? Почетные члены президиума, соискатели на Гимназическую премию, докладчики и содокладчики, оппоненты, ассистенты… От одних званий голова кругом!
Играем в издание гимназического журнала… Пробовали участвовать в конкурсе, призерами не стали – дизайн не тот.
А вот урок междисциплинарного обучения во 2 классе: из имеющегося подсобного материала создают за 20 минут кто что хочет. Появляются домики, елочки, человечки, транспортные средства... У меня бы не получилось. А они идут домой с заданием: из неработающей домашней бытовой техники сделать полезный предмет.

Взрослые игры порой азартнее детских. Утро сегодняшнего дня, звонок из прокуратуры:
– Сейчас приедем проверять вашу гимназию!
– А что, есть жалобы?
– Нет, у нас плановая проверка!
– А у нас плановые контрольные!
– Сравнили детские контрольные с прокуратурой!
– А отдел образования в курсе?
– Необязательно!
– А мы вас не пустим без представителей отдела образования!
– А мы еще посмотрим!
А вчера играли в “кто кого переговорит” с пожарниками, позавчера – с санэпид-
станцией, третьего дня – со службой ГАИ.
– Ваши дети могут попасть под машину, потому что вы не закупили тетради по правилам движения, и в КВН по ПДД ваша гимназия проиграла!
– Не попадут! Они у нас инструктируются каждую неделю. Вот подписи!
Выиграли.
А неделю назад “играли” с наркологической службой города.
– А покажите, детки, ваши руки!
– А не имеете права. Конвенцию о правах ребенка нарушаете.
– А у нас приказ заведующего гороно!
Проиграли.
Почему-то к учителям отношение как к заигравшимся: у бесконечных проверяющих – как к напроказившим, а у ученых (по выражению Е.Ямбурга) – как к “братьям меньшим”. Поэтому и у государства – как к ненужным?..
Хотя вот говорят: к 2008 новому году обещают что-то увеличить… Постараемся дождаться.
Я плохой администратор: не умею приказывать, долго объясняю, зачем что-то нужно, прошу, потом лезу сама помочь сделать... И работу учителя не бросаю не только потому, что не хватает денег. А чтобы я, учительница, на себя, администратора, могла смотреть – не переборщить бы с администрированием.
Приходится быть на работе с восьми до восьми. И в субботу тоже. Завидуем московским учителям. А у нас установка гороно четкая: у учителя длинный отпуск, потому что рабочая неделя шестидневная.
Я хороший администратор, потому что у нас “лучшая школа в мире” – так однажды сказала выпускница, приехавшая на каникулы домой.
зачем я это все написала? А вы предложили писать, а я так давно не писала писем! С дочкой перешли на коротко-деловой стиль общения: ежедневные СМС-ки и редкие звонки, с выпускниками – тоже. Вот так и выяснилось, что и писать-то мне больше некому, а по письмам соскучилась.
До встречи с вами на газетных страницах!

Галина ЗЛОБИНА,
замдиректора по исследовательской работе,
учитель химии
г. Салават, Башкортостан


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru