Я ИДУ С УРОКА
ХРУСТАЛЬНЫЕ БАШМАЧКИ
Давайте на минутку представим, что героиня
сказки Шарля Перро Золушка растет в
благополучной семье. Мачеха добрая, сестры по
хозяйству помогают, все друг друга любят и на
Золушку не нарадуются… Согласитесь, что в такой
истории ни фея, ни хрустальный башмачок, ни
карета из тыквы, ни королевский бал, ни тем более
принц появиться просто не могут. А значит, и
волшебной сказки не будет.
А если представить иначе. Золушка ведет активную
борьбу за справедливость: качает права,
объявляет забастовки и выражает всяческий
протест… Очевидно, что с такой героиней сказки
опять не получится.
Ну а если представить вот так. Золушка потому
безропотно штопает дырки, драит котлы и метет
полы, что в душе рассчитывает на воздаяние:
появится добрая фея, оценит ее смирение по
достоинству и осыплет благодеяниями… Что-то
опять не сходится: ведь Золушка потому и Золушка,
что не ждет награды за свое усердие. Плохо
работать ей не позволяет добрая совесть.
Так неужели добросовестность, скромность и
смиренный нрав бывают только в волшебных
сказках? Оказывается, нет. И подтверждение тому
мы неизменно находим в ваших письмах.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ
Чтобы стать соучастниками удивления
Газету “Первое сентября” по-прежнему
люблю и дорожу ее словом. “Режиссура урока” и
“Школа для учителя” из папки переходят в
пользование дочери – она работает в школе первый
год. С удивлением дочь рассказывала, как однажды
стала свидетелем такой сцены: учительница
начальных классов успокоила в пять минут буйный
класс шепотом: “Кто меня слышит…” Так это же
“Режиссура урока” подсказала! Значит, в
Челябинской области (где случай этот произошел)
читают вашу страничку.
Была ли Баба-Яга еретичкой?
Ну а пока мои выпускники готовятся покинуть
школу, пятиклассники вновь в эйфории: “Ах, как
все интересно было в Древнем Египте!” Одним из
них мало учебника. Докладывают, что нашли в
Интернете про Тутанхамона. Тут уж я удивляюсь, у
меня нет возможности покопаться в виртуальной
библиотеке.
А другие детки с трудом читают текст учебника.
Потихоньку от остальных показывают свои
сокровища – “древнюю” монету за 1992 год.
“Здорово! – говорю. – Начинай собирать
коллекцию”.
В 6 классе пытаемся с детьми объять необъятное в
мрачном Средневековье. Разбавляем темноту
Западной Европы эпохи инквизиции приближением к
известным “личностям”: была ли Баба-Яга
еретичкой? Она жила отшельницей, в церковь навряд
ли ходила? Задумались детки. Я помогаю: вспомните,
что ела-пила Баба-Яга, чем украшала избу и
подворье?
Кто-то из учеников робко предполагает, что была
бабка язычницей. А насчет еретичества подумать
нужно. Обещаю продолжение разговора к моменту
изучения религии славян. Сразу ответа не нашли,
но разрядились немножко.
Не по учебнику
Играть на уроках случается нечасто. В одном
классе происходит каждодневное “укрощение
строптивых” – то меня, то учеников. “Укротить”,
чтобы они стали вместе со мной соучастниками
открытия (а оно, как известно, начинается с
удивления), да еще чтоб на финише вздохнули:
“Жаль, урок кончился!”
Чаще так вздыхают мобильные пятые классы. У них
про запас (если учительница вдруг чего-то не
знает) на партах всегда энциклопедии с
картинками. У Алихана за первой партой в книжке
так много закладок, что они разлетаются перьями
вокруг, только он начнет искать нужную страницу.
Я безжалостно отбираю у него хлеб: рассказываю о
висячих садах или войске Ассирии быстро и чуть
больше, чем в учебнике.
Но ученики берут реванш на перемене –
раскладывают по партам свои фолианты (книги,
журналы) и выискивают друг у друга самое-самое.
Между тем учимся слушать друг друга. Одному
парнишке было неинтересно на уроке, он не читал и
слушать не хотел. Пришлось его пару раз
отправлять с проверкой на первый этаж узнать, не
спит ли вахтер. Прогулялся, доложил, что “стража
на посту”, уселся за задачку с датами.
Китайская книжка
Бестолковость в глазах некоторых пятиклашек
обманчива. В 5 “А” раздаю узкие полоски бумаги и
прошу записать одно-два предложения из
понравившихся мыслей Конфуция. О китайском
философе только что читали в учебнике. Что пишут
– я прочту потом. А пока собираю листочки,
складываю и дыроколом дырявлю их стопкой. В
отверстие – шнурок, и вот вам “китайская
книжка”, книга мудрости Конфуция. Прошу
объяснить, что в этой книге неправильно. Дети
оживились, начали предлагать: надо бы на
бамбуковых дощечках писать. Да еще иероглифами.
Да еще вертикальным текстом, а не слева направо.
Маленький (ростом с первоклассника) Ваня встает и
несет мне из-под парты связку дощечек на
веревочке: “Вот древнекитайская книжка!” На
дощечках (конечно, не из бамбука)) тушью (молодец!)
нарисованы иероглифы. Сюрприз для всего класса! Я
не унимаюсь: “А прочесть сможешь?” Ваня лихо
объясняет смысл иероглифов, он же их из учебника
срисовал. Дети улыбаются, а я ставлю Ванечке
пятерку – он сам догадался, как книжка должна
выглядеть, и смастерил ее дома.
А Руслан сегодня весь урок витязем простоял за
партой. Он не садился, так как очень хотел
отвечать на каждый вопрос, да еще друзей
страховал, дополнял их ответы. Я устала ему
говорить “садись”, а он не мог усидеть, так и
дежурил стоя.
Буддийское правило
Учимся, удивляя друг друга. К концу четверти,
конечно, устаем все – и дети, и учителя. Смотрю на
учеников и неизбежно думаю об их скрытых еще
возможностях и своих уже просчетах.
У доски мудрец-пятиклассник Алихан. Речь он ведет
о религии Древней Индии. Лукавые глаза улыбаются,
торопится все сказать, что знает. Бисером выдает
наставления Будды: “…если хочешь достичь
удовольствия, откажись от желания его достичь”.
Смотрю на Алихана вопросительно, а он
утвердительно кивает: “Да, да, это значит…” Он
меня сразил легкостью объяснения буддийского
правила. Алихан садится за парту счастливый, а я
думаю, что пора жить так, как мудрец учил – не
желать многого…
Так и живем.
С уважением, Валентина ГОЛОВИНА,
учитель истории
с. Адамовка Оренбургской области
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|