Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Первая тетрадь. Политика образования

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Печально знаменитый Федеральный закон №122 наряду со всем прочим отменил с 1 января 2005 года постановление Верховного Совета РСФСР, ограничивавшее размер родительской платы за содержание детей в детских садах. Раньше муниципальные власти не могли брать с родителей больше чем 20% общей стоимости содержания ребенка, а теперь этот ограничитель оказался снят. Во исполнение закона изменились и механизмы предоставления дотаций муниципальным бюджетам. И снова жертвами закона оказались самые незащищенные слои населения. В том числе дети.

Последний плацдарм
Парфинский район на защите конституционных прав ребенка

3.jpg (52305 bytes)

Священнодействие по-парфински

У всех нас есть свои святыни.
Для Галины Семеновны Богдановой, заведующей отделом образования Парфинского района Новгородской области, это конституционное право ребенка на образование. И главное при этом – во всем исходить из потребностей ребенка. Этот принцип с удивительной последовательностью и неизменностью воспроизводится на всех этажах подчиненной Богдановой управленческой структуры, в действиях всех членов психолого-педагогической команды района, от воспитателя до главы сельсовета.
В Парфинском районе все (!) дети, проживающие на территории и достигшие трехлетнего возраста, включены в систему дошкольного образования. Даже для лидирующей в этом отношении Новгородской области (85-процентный охват детей) это рекордные показатели: выше не бывает.
И цифры эти, судя по всему, не будут поколеблены в ближайшее время.

Платите за кашу, и только за кашу

В начале 90-х, когда дошкольную систему Парфинского района, как и везде, начало лихорадить и привычные механизмы финансирования детских садов рухнули, Богданова предложила единственный приемлемый выход из ситуации: детский садик сможет работать при условии, что финансовая ответственность за питание детей будет поделена с родителями. Родители будут вносить плату только за набор продуктов для своего ребенка, а работа пищеблоков, зарплата поварам и т.д. по-прежнему будут финансироваться муниципалитетом. Причем была предложена гибкая система оплаты. Ознакомившись с меню и взвесив свои финансовые возможности, родители могли выбрать подходящий режим питания своего ребенка: одноразовое, двухразовое, трехразовое или четырехразовое. Эта система сохранилась и по сегодняшний день.
К примеру, такой вариант: завтраком ребенка кормят дома и приводят его в детский сад только к началу занятий. В детском саду он обедает, а потом уходит домой. Другой вариант: его забирают сразу после сна, до полдника. И так далее.
Естественно, что плата за набор продуктов зависит от уровня цен на рынке и подвержена колебаниям. Однако родителям эти колебания понятны. Понятно им и то, за что именно они вносят деньги. К тому же плату можно вносить не только деньгами, но и натурально, продуктами. А все остальное, что обеспечивает детский сад, бесплатно. И если кому-то выгодно и удобно кормить ребенка дома, можно вообще приводить его только на занятия. Или забирать на время обеда, а потом снова приводить на прогулку – чтобы поиграл с другими детьми. Формы гибкие, их можно выбирать. Все подробности, включая пребывание ребенка в пути по дороге из дома в детский сад и обратно регулируются с помощью родительского договора.
При этом посещение детского сада – обязательно. Но не потому, что на родителей кто-то давит и вынуждает к этому. Просто пропаганда дошкольного образования поставлена здесь так умно, что смысл посещения детского сада ни у кого сомнений не вызывает. Словно в самом воздухе Парфина растворено убеждение в том, что это полезно, правильно, способствует развитию малыша и его дальнейшему жизнеустройству.
«Так было, есть и будет, – говорит Богданова. – В этом нет ничего сверхъестественного: мы всего лишь обеспечиваем право детей на дошкольное образование. Оно прописано и в нашей Конституции, и в Законе “Об образовании”».

Как проехать к школе?

Деревня Новая Парфинского района – достаточно большой населенный пункт. Поэтому там есть школа и дошкольная группа при ней.
«Поначалу мы переживали, захотят ли родители в новых условиях отдавать детей в садик, – вспоминает Ирина Балуева, директор школы. – Доходов в деревнях практически никаких. На группу всего один ребенок из семьи, живущей на уровне прожиточного минимума. Остальные – за чертой бедности. Для таких семей даже набор продуктов оплатить и то сложно. Поэтому мы ищем возможность оказывать таким семьям материальную помощь: через сельсоветы, через центр социальной помощи. В оказании помощи установлена очередность. Каждая семья знает, что в определенный момент получит средства и сможет оплатить детский сад. Потому-то наша дошкольная группа и не распадается. И дети, и родители, и педагоги очень довольны тем, что она существует».
Причем ходят в школу и в дошкольную группу не только дети деревни Новой, но и обитатели маленьких окрестных деревушек, в которых живут подчас всего два-три ребеночка. Как можно для них реализовать святой по здешним меркам Закон «Об образовании»? С помощью школьного автобуса. Что-то такое сделала Галина Семеновна, что одна из президентских программ осенила своей благодатью и этот край. Достался автобус и деревне Новой. В восемь часов он поджидает детей в условленных местах. Школьники приходят туда самостоятельно. Малышей приводят родители или те же школьники – старшие братья, сестры, просто знакомые. А на автобусе едут под присмотром социального педагога. Эти поездки дети очень любят: коллективное путешествие, да еще и на своем собственном автобусе!

Новые «народники»

Но не всякой деревне Парфинского района досталось счастье школьного автобуса. Одной, самой маленькой, не хватило. Дали на один меньше, чем требовалось, и не повезло той школе, где меньше всего детского народа. Поэтому здесь проблема решается по-другому. Часть дошколят, живущих за 2–3 км от центральной усадьбы, приходят в дошкольную группу… сами. Взрослым-то некогда туда-сюда их водить да еще три часа ждать окончания занятий. А поскольку семьям из крошечных деревушек, разбросанных вокруг центральной усадьбы, нечем платить даже за набор продуктов, дети приходят исключительно в бесплатные группы кратковременного пребывания – без организации питания. Разве что чай с сухариками попьют, чтобы четыре часа выдержать.
Но для пятилетних и даже четырехлетних деревенских малышей самостоятельное преодоление таких расстояний не в новинку. Возьмутся за ручки и идут. Хотя городскому воображению такое представляется с трудом.
Впрочем, этот вариант проходит, когда деревенька расположена неподалеку. А если до центральной усадьбы целых двенадцать километров? Тут малышей одних не отпустишь, да и взрослому некогда их сопровождать. А ведь эти дети тоже имеют право на спасительное, по мнению Богдановой, влияние дошкольного образования!
Оказалось, что и в этой ситуации выход найти можно. Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. В деревеньке, что покрупнее, создали разновозрастную группу для семи человечков в возрасте от 3 до 6 лет. И к этим детям педагог приезжает сам. Примерно так, как ездит сельский доктор. Только в чемоданчике у него не инструменты и лекарства, а игры и пособия. При том, что машины у представителя этой неотложной образовательной помощи нет, и ездит он рейсовым автобусом за свой счет.
Специального здания для таких занятий в деревне тоже нет. Временный педагогический лагерь разбивается в одной из комнат сельсовета. Комната под благое дело просвещения выделяется лучшая – большая и теплая, чтобы детям можно было подвигаться и поиграть. Глава сельсовета к приездам педагога относится очень серьезно: если надо, пошлет гонца к забывчивым родителям: присылайте детишек, учитель приехал! Для детей это настоящий праздник, и по своей воле они занятия никогда не пропустят. Только случается этот праздник не очень часто – всего раз в неделю.
Так вот и получается в Парфине, что ни один ребенок дошкольного возраста, невзирая ни на какие проблемы и трудности, не выпадает из системы, не оказывается вне поля зрения педагогов.
И как-то так вышло, что парфинские жители абсолютно уверены: все, что предлагается их ребенку, пойдет ему на благо.
А может ли быть иначе, если право детей на образование в Парфине священно?

Марина АРОМШТАМ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru