БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Печально знаменитый Федеральный закон
№122 наряду со всем прочим отменил с 1 января 2005
года постановление Верховного Совета РСФСР,
ограничивавшее размер родительской платы за
содержание детей в детских садах. Раньше
муниципальные власти не могли брать с родителей
больше чем 20% общей стоимости содержания ребенка,
а теперь этот ограничитель оказался снят. Во
исполнение закона изменились и механизмы
предоставления дотаций муниципальным бюджетам.
И снова жертвами закона оказались самые
незащищенные слои населения. В том числе дети.
Последний плацдарм
Парфинский район на защите
конституционных прав ребенка
Священнодействие по-парфински
У всех нас есть свои святыни.
Для Галины Семеновны Богдановой, заведующей
отделом образования Парфинского района
Новгородской области, это конституционное право
ребенка на образование. И главное при этом – во
всем исходить из потребностей ребенка. Этот
принцип с удивительной последовательностью и
неизменностью воспроизводится на всех этажах
подчиненной Богдановой управленческой
структуры, в действиях всех членов
психолого-педагогической команды района, от
воспитателя до главы сельсовета.
В Парфинском районе все (!) дети, проживающие на
территории и достигшие трехлетнего возраста,
включены в систему дошкольного образования. Даже
для лидирующей в этом отношении Новгородской
области (85-процентный охват детей) это рекордные
показатели: выше не бывает.
И цифры эти, судя по всему, не будут поколеблены в
ближайшее время.
Платите за кашу, и только за кашу
В начале 90-х, когда дошкольную систему
Парфинского района, как и везде, начало
лихорадить и привычные механизмы финансирования
детских садов рухнули, Богданова предложила
единственный приемлемый выход из ситуации:
детский садик сможет работать при условии, что
финансовая ответственность за питание детей
будет поделена с родителями. Родители будут
вносить плату только за набор продуктов для
своего ребенка, а работа пищеблоков, зарплата
поварам и т.д. по-прежнему будут финансироваться
муниципалитетом. Причем была предложена гибкая
система оплаты. Ознакомившись с меню и взвесив
свои финансовые возможности, родители могли
выбрать подходящий режим питания своего ребенка:
одноразовое, двухразовое, трехразовое или
четырехразовое. Эта система сохранилась и по
сегодняшний день.
К примеру, такой вариант: завтраком ребенка
кормят дома и приводят его в детский сад только к
началу занятий. В детском саду он обедает, а потом
уходит домой. Другой вариант: его забирают сразу
после сна, до полдника. И так далее.
Естественно, что плата за набор продуктов
зависит от уровня цен на рынке и подвержена
колебаниям. Однако родителям эти колебания
понятны. Понятно им и то, за что именно они вносят
деньги. К тому же плату можно вносить не только
деньгами, но и натурально, продуктами. А все
остальное, что обеспечивает детский сад,
бесплатно. И если кому-то выгодно и удобно
кормить ребенка дома, можно вообще приводить его
только на занятия. Или забирать на время обеда, а
потом снова приводить на прогулку – чтобы
поиграл с другими детьми. Формы гибкие, их можно
выбирать. Все подробности, включая пребывание
ребенка в пути по дороге из дома в детский сад и
обратно регулируются с помощью родительского
договора.
При этом посещение детского сада – обязательно.
Но не потому, что на родителей кто-то давит и
вынуждает к этому. Просто пропаганда дошкольного
образования поставлена здесь так умно, что смысл
посещения детского сада ни у кого сомнений не
вызывает. Словно в самом воздухе Парфина
растворено убеждение в том, что это полезно,
правильно, способствует развитию малыша и его
дальнейшему жизнеустройству.
«Так было, есть и будет, – говорит Богданова. – В
этом нет ничего сверхъестественного: мы всего
лишь обеспечиваем право детей на дошкольное
образование. Оно прописано и в нашей Конституции,
и в Законе “Об образовании”».
Как проехать к школе?
Деревня Новая Парфинского района – достаточно
большой населенный пункт. Поэтому там есть школа
и дошкольная группа при ней.
«Поначалу мы переживали, захотят ли родители в
новых условиях отдавать детей в садик, –
вспоминает Ирина Балуева, директор школы. –
Доходов в деревнях практически никаких. На
группу всего один ребенок из семьи, живущей на
уровне прожиточного минимума. Остальные – за
чертой бедности. Для таких семей даже набор
продуктов оплатить и то сложно. Поэтому мы ищем
возможность оказывать таким семьям материальную
помощь: через сельсоветы, через центр социальной
помощи. В оказании помощи установлена
очередность. Каждая семья знает, что в
определенный момент получит средства и сможет
оплатить детский сад. Потому-то наша дошкольная
группа и не распадается. И дети, и родители, и
педагоги очень довольны тем, что она существует».
Причем ходят в школу и в дошкольную группу не
только дети деревни Новой, но и обитатели
маленьких окрестных деревушек, в которых живут
подчас всего два-три ребеночка. Как можно для них
реализовать святой по здешним меркам Закон «Об
образовании»? С помощью школьного автобуса.
Что-то такое сделала Галина Семеновна, что одна
из президентских программ осенила своей
благодатью и этот край. Достался автобус и
деревне Новой. В восемь часов он поджидает детей
в условленных местах. Школьники приходят туда
самостоятельно. Малышей приводят родители или те
же школьники – старшие братья, сестры, просто
знакомые. А на автобусе едут под присмотром
социального педагога. Эти поездки дети очень
любят: коллективное путешествие, да еще и на
своем собственном автобусе!
Новые «народники»
Но не всякой деревне Парфинского района
досталось счастье школьного автобуса. Одной,
самой маленькой, не хватило. Дали на один меньше,
чем требовалось, и не повезло той школе, где
меньше всего детского народа. Поэтому здесь
проблема решается по-другому. Часть дошколят,
живущих за 2–3 км от центральной усадьбы,
приходят в дошкольную группу… сами. Взрослым-то
некогда туда-сюда их водить да еще три часа ждать
окончания занятий. А поскольку семьям из
крошечных деревушек, разбросанных вокруг
центральной усадьбы, нечем платить даже за набор
продуктов, дети приходят исключительно в
бесплатные группы кратковременного пребывания
– без организации питания. Разве что чай с
сухариками попьют, чтобы четыре часа выдержать.
Но для пятилетних и даже четырехлетних
деревенских малышей самостоятельное
преодоление таких расстояний не в новинку.
Возьмутся за ручки и идут. Хотя городскому
воображению такое представляется с трудом.
Впрочем, этот вариант проходит, когда деревенька
расположена неподалеку. А если до центральной
усадьбы целых двенадцать километров? Тут малышей
одних не отпустишь, да и взрослому некогда их
сопровождать. А ведь эти дети тоже имеют право на
спасительное, по мнению Богдановой, влияние
дошкольного образования!
Оказалось, что и в этой ситуации выход найти
можно. Если гора не идет к Магомету, Магомет идет
к горе. В деревеньке, что покрупнее, создали
разновозрастную группу для семи человечков в
возрасте от 3 до 6 лет. И к этим детям педагог
приезжает сам. Примерно так, как ездит сельский
доктор. Только в чемоданчике у него не
инструменты и лекарства, а игры и пособия. При
том, что машины у представителя этой неотложной
образовательной помощи нет, и ездит он рейсовым
автобусом за свой счет.
Специального здания для таких занятий в деревне
тоже нет. Временный педагогический лагерь
разбивается в одной из комнат сельсовета.
Комната под благое дело просвещения выделяется
лучшая – большая и теплая, чтобы детям можно было
подвигаться и поиграть. Глава сельсовета к
приездам педагога относится очень серьезно: если
надо, пошлет гонца к забывчивым родителям:
присылайте детишек, учитель приехал! Для детей
это настоящий праздник, и по своей воле они
занятия никогда не пропустят. Только случается
этот праздник не очень часто – всего раз в
неделю.
Так вот и получается в Парфине, что ни один
ребенок дошкольного возраста, невзирая ни на
какие проблемы и трудности, не выпадает из
системы, не оказывается вне поля зрения
педагогов.
И как-то так вышло, что парфинские жители
абсолютно уверены: все, что предлагается их
ребенку, пойдет ему на благо.
А может ли быть иначе, если право детей на
образование в Парфине священно?
Марина АРОМШТАМ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|