Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Первая тетрадь. Политика образования

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Детство больше не рентабельно
Выживет ли система дошкольного образования в новых условиях?

wpe458.jpg (48857 bytes)

Печально знаменитый Федеральный закон №122 наряду со всем прочим отменил с 1 января 2005 года постановление Верховного Совета РСФСР, ограничивавшее размер родительской платы за содержание детей в детских садах. Раньше муниципальные власти не могли брать с родителей больше чем 20% общей стоимости содержания ребенка, а теперь этот ограничитель оказался снят. Во исполнение закона изменились и механизмы предоставления дотаций муниципальным бюджетам. И снова жертвами закона оказались самые незащищенные слои населения. В том числе дети.

Дорогое удовольствие

Организационное похмелье муниципальных властей после долгосрочных новогодних праздников оказалось тяжелейшим. То тут, то там заедал механизм подготовки нужных финансовых бумаг, и в некоторых городках январь начался с невыплаты зарплаты бюджетникам. А еще муниципальные власти почти повсеместно в малых городах начали поднимать родительскую плату за детский сад с 250 до 700 руб. в месяц. Это минимум, который позволяет вернуть в городской бюджет расходы на детские сады.
Но 700 рублей – непозволительно высокая сумма для населения большинства городков и поселков. Боровичи, к примеру, – типичный для России город в Новгородской области с населением порядка 70 тысяч жителей. Прожиточный минимум здесь составляет 2400 руб. Доходы почти половины горожан едва достигают этой отметки. Простая задачка для третьего класса: на ребенка в семье приходится 2400 руб. 700 из них родитель отдает за детский сад. Сколько остается на все остальное?
Правда, инициаторы реформы настоятельно советовали местным властям повышать родительскую плату дифференцированно, с учетом доходов населения. Однако финансовая реформа была проведена в рекордные сроки, и последовать этому совету муниципалитеты не успели: в один присест дифференцированную систему не разработать. За один день потенциальным льготникам справки не собрать. Да и бухгалтерии на оформление документов требуется время.
В результате в управлениях образования с ужасом считают предстоящие «потери». Если сейчас в городе Алексине Тульской области посещают детские сады 2760 детей, то к весне прогнозируется отток почти 400 малышей – т.е. практически одной пятой части контингента.
Тем более, что качество услуг, оказываемых детским садом населению, будет неизбежно снижаться. Средств, выделяемых местными бюджетами, едва достанет на коммунальные расходы и зарплату сотрудникам. Вопрос об игрушках, методических пособиях и литературе, реквизите для занятий и праздников даже не рассматривается (не говоря уж о приобретении новой мебели и оборудования). Если раньше деньги на эти цели частично давало государство, а частично (с большим или меньшим успехом, законно и противозаконно) их собирали с родителей, то в новой ситуации государство самоустранилось, а лимит родительских возможностей уже исчерпан.

Удар по кадрам

К тому же детские сады ожидают серьезные кадровые потери. До сих пор скудный приток профессионалов в дошкольное образование отчасти обеспечивался желанием педагогов работать рядом со своими собственными детьми. Однако в новой ситуации этого стимула едва ли окажется достаточно. Основная масса воспитателей согласно новой тарифной сетке получает в детском саду зарплату порядка 2080–2200 рублей. У воспитателя высшей категории зарплата составляет 2423–2440 рублей, и это потолок профессионального достатка. Но если из этой суммы, полученной за воспитание других детей, придется отдавать 700 рублей на содержание собственного ребенка, что же останется на жизнь? А если в семье два дошкольника?
О старении педагогов дошкольного образования говорят давно, но без толку. Выпускники вузов в детские сады давно уже работать не идут. Из выпускников педтехникумов пуститься в педагогическое плавание решаются единицы. В тех же Боровичах новоиспеченная выпускница аттестуется по 7-му разряду, и зарплата ее составляет порядка 1000 рублей – т.е. в два с половиной раза ниже прожиточного минимума. Но и педагоги высшей категории, непрестанно повышающие свой профессионализм, не сильно оторвались от новоприбывших. Их зарплата с долгожданной 20-процентной надбавкой составляет 2424 рубля – «потолок» материального благополучия. А если кадровый воспитатель по случайному стечению обстоятельств является еще и мамой дошкольника, он попадает в ситуацию, когда повышать свою квалификацию оказывается невыгодно: двадцать четыре рубля сверх минимального уровня доходов могут сыграть с педагогом злую шутку: лишить его скидок при оплате за детский сад при условии введения дифференцированной оплаты.
Что касается «кадровых украшений» дошкольного коллектива в виде психологов, музыкантов, физкультурников и художников, которыми в предыдущие годы так гордились детские сады, они скорее всего будут сокращены в первую очередь или в свете последней моды переведены на самоокупаемость – в сферу недоступных большинству родителей платных дополнительных услуг. Однако платные услуги могут быть сколько-нибудь распространены только в больших городах, где ощутим процент богатых людей.
Итак, отток квалифицированных кадров из детских садов вполне предсказуем. А больной и ныне вопрос о техническом персонале в дошкольном учреждении отпадет сам собой: такого персонала в детском саду просто не станет. Няни, которых в последние годы торжественно именовали «помощниками воспитателей», как правило, шли работать в сады ради собственных детей и внуков, а зарплата в пределах 900 рублей компенсировалась относительно дешевым питанием ребенка и моральным удовлетворением, что он присмотрен да еще и развивается. Однако теперь ни дешевого питания, ни разнообразия образовательных услуг ожидать не приходится.
Единственная организация, непоколебимо стоящая на страже интересов ребенка, – это СЭС. В нашей стране СЭС существует вне времени и пространства, вне финансовой реформы и подсчетов родительских ресурсов. Санэпидемстанция бдительно следит за тем, чтобы ни одна калория не исчезла из меню дошкольника – даже если за нее родителям совершенно нечем платить. Например, по правилам СЭС ребенок в детском саду может есть кашу только с маслом: каша без масла здесь не разрешена. А если у родителей нет денег на масло? Значит, ребенок вообще не может питаться? И пусть тогда развивается без детского сада и питается чем Бог пошлет? Этот вопрос СЭС уже не интересует. И получается, что на самом деле стоит СЭС вовсе не на страже здоровья ребенка, а на страже инструкции.

Кому это надо?

Дальнейший прогноз очевиден.
Весенний этап финансовой реформы вынудит все детские сады принять статус хозяйственной независимости. А в условиях катастрофической потери контингента, кадров и возможностей развития эти сады очень быстро окажутся на грани разорения. И самым простым, напрашивающимся выходом из положения станет их закрытие. Тем более что согласно новым условиям местные власти получат наконец долгожданную возможность продавать здания детских садов, оказавшихся «нерентабельными хозяйственными учреждениями». А это прямая прибыль в городской бюджет и освобождение от обременительных забот по содержанию помещений.
В начале 90-х годов система российского дошкольного образования уже оказалась на грани разрушения в силу резкого обнищания населения и катастрофического снижения рождаемости. Не стало детей, сады опустели. Их закрывали и перепрофилировали. В оставшихся педагоги сидели без зарплаты, зарабатывали на ремонт концертными выступлениями и принимали от родителей натуральную плату за содержание ребенка в виде свеклы, картошки и соленых огурцов. Но тогда сворачивание сети детских садов напоминало скорее стихийное бедствие: этакое социальное цунами, за которое никто не несет персональной ответственности.
Сегодняшняя ситуация с дошкольным образованием совершенно иная. Дети, по счастью, снова стали рождаться, и потребность семей в детских садах резко возросла. Но съежившееся за прежние годы пространство системы уже не может принять всех желающих. Родители – в лучших советских традициях! – бегут ставить ребенка на очередь в детский сад, едва выписав его из роддома, ведь ждать путевки нужно не меньше двух лет. И похоже, что государство решило «урегулировать» возникшую проблему новым финансовым механизмом.
В первоначально принятом варианте Федерального закона №122 вообще оказалась опущена строчка о государственных гарантиях на получение детьми дошкольного образования – права, закрепленного за ними Конституцией и прописанного в Конвенции о правах ребенка, – ратифицированной Россией! И только в результате трудной борьбы в Совете Федерации строчка о праве на получение дошкольного образования была в закон возвращена, но на деле ничем не подкреплена. В итоге в большинстве регионов страны дошкольное образование оказалось в коме. На этом фоне рассуждения представителей министерства о создании условий «для равных стартовых возможностей детей перед началом школьного обучения» за счет создания какого-то нового, доселе невиданного «предшкольного образования» звучат почти как насмешка.
Детские сады десятилетиями справлялись с задачей подготовки детей к школе. И хотя можно предъявлять претензии к качеству работы садов, все они находят объяснение: например, в крайне низком объеме финансирования. Если же детских садов и сейчас не хватает, то еще большее сокращение их количества вряд ли будет способствовать решению задач, признанных Министерством образования «приоритетными».
Если система российского дошкольного образования в традиционном своем виде (уникальном, по мнению международных экспертов!) почему-то перестала устраивать государство, нужно было для начала разработать новые модели дошкольного образования и запустить их в режиме эксперимента, а не вынуждать детские сады умирать в конвульсиях попыток хоть как-то сохранить свой образовательный статус.
Похоже, что власть устраивает «тихий» характер дошкольной педагогической общественности. В отличие от своих коллег-учителей педагоги-дошкольники никогда открыто не протестовали. И даже свое коллективное письмо на имя М.Е.Фрадкова о бедствиях местных детских садов воронежские воспитатели закончили ласковыми словами: «И просим Вас, Михаил Ефимович, не разрушать систему дошкольного образования!»
Так и написали: «просим не разрушать».

Марина АРОМШТАМ

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru