БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Детство больше не рентабельно
Выживет ли система дошкольного
образования в новых условиях?
Печально знаменитый Федеральный закон
№122 наряду со всем прочим отменил с 1 января 2005
года постановление Верховного Совета РСФСР,
ограничивавшее размер родительской платы за
содержание детей в детских садах. Раньше
муниципальные власти не могли брать с родителей
больше чем 20% общей стоимости содержания ребенка,
а теперь этот ограничитель оказался снят. Во
исполнение закона изменились и механизмы
предоставления дотаций муниципальным бюджетам.
И снова жертвами закона оказались самые
незащищенные слои населения. В том числе дети.
Дорогое удовольствие
Организационное похмелье муниципальных властей
после долгосрочных новогодних праздников
оказалось тяжелейшим. То тут, то там заедал
механизм подготовки нужных финансовых бумаг, и в
некоторых городках январь начался с невыплаты
зарплаты бюджетникам. А еще муниципальные власти
почти повсеместно в малых городах начали
поднимать родительскую плату за детский сад с 250
до 700 руб. в месяц. Это минимум, который позволяет
вернуть в городской бюджет расходы на детские
сады.
Но 700 рублей – непозволительно высокая сумма для
населения большинства городков и поселков.
Боровичи, к примеру, – типичный для России город
в Новгородской области с населением порядка 70
тысяч жителей. Прожиточный минимум здесь
составляет 2400 руб. Доходы почти половины горожан
едва достигают этой отметки. Простая задачка для
третьего класса: на ребенка в семье приходится 2400
руб. 700 из них родитель отдает за детский сад.
Сколько остается на все остальное?
Правда, инициаторы реформы настоятельно
советовали местным властям повышать
родительскую плату дифференцированно, с учетом
доходов населения. Однако финансовая реформа
была проведена в рекордные сроки, и последовать
этому совету муниципалитеты не успели: в один
присест дифференцированную систему не
разработать. За один день потенциальным
льготникам справки не собрать. Да и бухгалтерии
на оформление документов требуется время.
В результате в управлениях образования с ужасом
считают предстоящие «потери». Если сейчас в
городе Алексине Тульской области посещают
детские сады 2760 детей, то к весне прогнозируется
отток почти 400 малышей – т.е. практически одной
пятой части контингента.
Тем более, что качество услуг, оказываемых
детским садом населению, будет неизбежно
снижаться. Средств, выделяемых местными
бюджетами, едва достанет на коммунальные расходы
и зарплату сотрудникам. Вопрос об игрушках,
методических пособиях и литературе, реквизите
для занятий и праздников даже не рассматривается
(не говоря уж о приобретении новой мебели и
оборудования). Если раньше деньги на эти цели
частично давало государство, а частично (с
большим или меньшим успехом, законно и
противозаконно) их собирали с родителей, то в
новой ситуации государство самоустранилось, а
лимит родительских возможностей уже исчерпан.
Удар по кадрам
К тому же детские сады ожидают серьезные
кадровые потери. До сих пор скудный приток
профессионалов в дошкольное образование отчасти
обеспечивался желанием педагогов работать рядом
со своими собственными детьми. Однако в новой
ситуации этого стимула едва ли окажется
достаточно. Основная масса воспитателей
согласно новой тарифной сетке получает в детском
саду зарплату порядка 2080–2200 рублей. У
воспитателя высшей категории зарплата
составляет 2423–2440 рублей, и это потолок
профессионального достатка. Но если из этой
суммы, полученной за воспитание других детей,
придется отдавать 700 рублей на содержание
собственного ребенка, что же останется на жизнь?
А если в семье два дошкольника?
О старении педагогов дошкольного образования
говорят давно, но без толку. Выпускники вузов в
детские сады давно уже работать не идут. Из
выпускников педтехникумов пуститься в
педагогическое плавание решаются единицы. В тех
же Боровичах новоиспеченная выпускница
аттестуется по 7-му разряду, и зарплата ее
составляет порядка 1000 рублей – т.е. в два с
половиной раза ниже прожиточного минимума. Но и
педагоги высшей категории, непрестанно
повышающие свой профессионализм, не сильно
оторвались от новоприбывших. Их зарплата с
долгожданной 20-процентной надбавкой составляет
2424 рубля – «потолок» материального
благополучия. А если кадровый воспитатель по
случайному стечению обстоятельств является еще
и мамой дошкольника, он попадает в ситуацию,
когда повышать свою квалификацию оказывается
невыгодно: двадцать четыре рубля сверх
минимального уровня доходов могут сыграть с
педагогом злую шутку: лишить его скидок при
оплате за детский сад при условии введения
дифференцированной оплаты.
Что касается «кадровых украшений» дошкольного
коллектива в виде психологов, музыкантов,
физкультурников и художников, которыми в
предыдущие годы так гордились детские сады, они
скорее всего будут сокращены в первую очередь
или в свете последней моды переведены на
самоокупаемость – в сферу недоступных
большинству родителей платных дополнительных
услуг. Однако платные услуги могут быть
сколько-нибудь распространены только в больших
городах, где ощутим процент богатых людей.
Итак, отток квалифицированных кадров из детских
садов вполне предсказуем. А больной и ныне вопрос
о техническом персонале в дошкольном учреждении
отпадет сам собой: такого персонала в детском
саду просто не станет. Няни, которых в последние
годы торжественно именовали «помощниками
воспитателей», как правило, шли работать в сады
ради собственных детей и внуков, а зарплата в
пределах 900 рублей компенсировалась
относительно дешевым питанием ребенка и
моральным удовлетворением, что он присмотрен да
еще и развивается. Однако теперь ни дешевого
питания, ни разнообразия образовательных услуг
ожидать не приходится.
Единственная организация, непоколебимо стоящая
на страже интересов ребенка, – это СЭС. В нашей
стране СЭС существует вне времени и
пространства, вне финансовой реформы и подсчетов
родительских ресурсов. Санэпидемстанция
бдительно следит за тем, чтобы ни одна калория не
исчезла из меню дошкольника – даже если за нее
родителям совершенно нечем платить. Например, по
правилам СЭС ребенок в детском саду может есть
кашу только с маслом: каша без масла здесь не
разрешена. А если у родителей нет денег на масло?
Значит, ребенок вообще не может питаться? И пусть
тогда развивается без детского сада и питается
чем Бог пошлет? Этот вопрос СЭС уже не интересует.
И получается, что на самом деле стоит СЭС вовсе не
на страже здоровья ребенка, а на страже
инструкции.
Кому это надо?
Дальнейший прогноз очевиден.
Весенний этап финансовой реформы вынудит все
детские сады принять статус хозяйственной
независимости. А в условиях катастрофической
потери контингента, кадров и возможностей
развития эти сады очень быстро окажутся на грани
разорения. И самым простым, напрашивающимся
выходом из положения станет их закрытие. Тем
более что согласно новым условиям местные власти
получат наконец долгожданную возможность
продавать здания детских садов, оказавшихся
«нерентабельными хозяйственными учреждениями».
А это прямая прибыль в городской бюджет и
освобождение от обременительных забот по
содержанию помещений.
В начале 90-х годов система российского
дошкольного образования уже оказалась на грани
разрушения в силу резкого обнищания населения и
катастрофического снижения рождаемости. Не
стало детей, сады опустели. Их закрывали и
перепрофилировали. В оставшихся педагоги сидели
без зарплаты, зарабатывали на ремонт концертными
выступлениями и принимали от родителей
натуральную плату за содержание ребенка в виде
свеклы, картошки и соленых огурцов. Но тогда
сворачивание сети детских садов напоминало
скорее стихийное бедствие: этакое социальное
цунами, за которое никто не несет персональной
ответственности.
Сегодняшняя ситуация с дошкольным образованием
совершенно иная. Дети, по счастью, снова стали
рождаться, и потребность семей в детских садах
резко возросла. Но съежившееся за прежние годы
пространство системы уже не может принять всех
желающих. Родители – в лучших советских
традициях! – бегут ставить ребенка на очередь в
детский сад, едва выписав его из роддома, ведь
ждать путевки нужно не меньше двух лет. И похоже,
что государство решило «урегулировать»
возникшую проблему новым финансовым механизмом.
В первоначально принятом варианте Федерального
закона №122 вообще оказалась опущена строчка о
государственных гарантиях на получение детьми
дошкольного образования – права, закрепленного
за ними Конституцией и прописанного в Конвенции
о правах ребенка, – ратифицированной Россией! И
только в результате трудной борьбы в Совете
Федерации строчка о праве на получение
дошкольного образования была в закон возвращена,
но на деле ничем не подкреплена. В итоге в
большинстве регионов страны дошкольное
образование оказалось в коме. На этом фоне
рассуждения представителей министерства о
создании условий «для равных стартовых
возможностей детей перед началом школьного
обучения» за счет создания какого-то нового,
доселе невиданного «предшкольного образования»
звучат почти как насмешка.
Детские сады десятилетиями справлялись с
задачей подготовки детей к школе. И хотя можно
предъявлять претензии к качеству работы садов,
все они находят объяснение: например, в крайне
низком объеме финансирования. Если же детских
садов и сейчас не хватает, то еще большее
сокращение их количества вряд ли будет
способствовать решению задач, признанных
Министерством образования «приоритетными».
Если система российского дошкольного
образования в традиционном своем виде
(уникальном, по мнению международных экспертов!)
почему-то перестала устраивать государство,
нужно было для начала разработать новые модели
дошкольного образования и запустить их в режиме
эксперимента, а не вынуждать детские сады
умирать в конвульсиях попыток хоть как-то
сохранить свой образовательный статус.
Похоже, что власть устраивает «тихий» характер
дошкольной педагогической общественности. В
отличие от своих коллег-учителей
педагоги-дошкольники никогда открыто не
протестовали. И даже свое коллективное письмо на
имя М.Е.Фрадкова о бедствиях местных детских
садов воронежские воспитатели закончили
ласковыми словами: «И просим Вас, Михаил
Ефимович, не разрушать систему дошкольного
образования!»
Так и написали: «просим не разрушать».
Марина АРОМШТАМ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|