РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Стивен Иссерлис. Всякие диковины про
Баха и Бетховена,
а также про Моцарта, Шумана, Брамса, Стравинского
СПб.: “Азбука-классика”; изд-во “Нота
Ми”, 2004
Эта книга английского
виолончелиста и писателя Стивена Иссерлиса о
шести великих композиторах: Бах и Бетховен,
Моцарт и Шуман, Брамс и Стравинский предстают в
ней “блистательными, порой ужасно невыносимыми,
порой очень смешными, но всегда удивительно
живыми людьми”.
Каждому из них в книге посвящена отдельная глава,
в которой рассказывается и о его детстве, и о
зрелых годах, и о его последних днях. Особые
разделы в этих главах – “Что слушать”, в них
С.Иссерлис дает профессиональные советы, с каких
произведений надо начинать знакомство с
творчеством композитора, а какие требуют особой
сосредоточенности. Так он пишет: “С Бахом у вас
не возникнет никаких проблем. Плохой музыки у
него просто нет. Наверное начать стоит с веселой
музыки, например с “Бранденбургских концертов”,
ну хотя бы с третьего, и не стесняйтесь, если вам
захочется под нее потанцевать… У Баха так много
шедевров, что вы ни за что не ошибетесь”.
Иоганн Себастьян Бах остался сиротой, когда ему
не было и десяти лет. Ответственность за его
воспитание и музыкальное образование взял на
себя старший брат – Иоганн Кристоф. Учась игре на
клавесине, Бах делал, по мнению брата, слишком
большие успехи. Брат прятал от него “взрослые”
ноты, а Иоганн Себастьян ночью таскал эти ноты из
шкафа и переписывал при свете луны. “Он
переписывал ноты целых шесть месяцев, но когда
закончил, брат обо всем узнал и навсегда запер
под замок обе тетради. Какая вредина…”
Музыкальным образованием Моцарта занимался его
отец. В пять лет Вольфганг Амадей уже начал
сочинять музыку, в двенадцать – дирижировал
оркестром, его гениальность была столь очевидна,
что отец решил: мир должен услышать игру
мальчика. И хотя Моцарт представлял собой
музыкальный феномен, во всем остальном он был
обычным ребенком, но лишенным нормального
детства. С.Иссерлис пишет, что из-за всех этих
бесконечных путешествий, музыкальной работы (ему
приходилось сочинять и играть в любое время дня и
ночи) Моцарт подорвал здоровье. “И хотя родиться
гением – это замечательно, жизнь Моцарта,
наверное, была бы куда легче, родись он таким, как
все. А вот наша – нет, потому что у нас не было бы
его музыки…”
По мнению С.Иссерлиса, если бы мы увидели на улице
Вены Бетховена, то решили бы, что это безумец:
“Одежда растрепанная, волосы растрепанные.
Бетховен ходил быстрым шагом, энергично
жестикулируя и что-то бормоча себе под нос, и
время от времени непонятно почему разражался
громким смехом. Потом останавливался, пел, мычал
или выл нечто невероятное, выхватывал из кармана
записную книжку, что-то в нее записывал…” В
тридцать лет Бетховен начал терять слух, а
последние десять лет жизни не слышал вообще
ничего – его окружала полная тишина. Именно за
эти последние десять лет жизни он создал
величайшую музыку: три последние фортепианные
сонаты, “Торжественную мессу”, Девятую
симфонию, цикл струнных квартетов.
Роберт Шуман, по словам Стивена Иссерлиса,
большую часть времени был “на другой планете” –
он с головой погружался в свои мечты, свои
фантазии, в свою поэзию, но его матушка,
безусловно желая ему добра, заставила его
изучать право – получать “настоящую
профессию”, тогда как он отчаянно хотел стать
писателем или музыкантом. Шуман все-таки стал и
прекрасным писателем, и гениальным музыкантом,
но “со странностями”. Когда он дирижировал
оркестром, мог посреди пьесы погрузиться в мечты,
и оркестр растерянно замолкал; или жаловался, что
духовые играют слишком тихо, и тогда кто-нибудь
деликатно замечал, что вообще-то духовые не
сыграли ни ноты; постоянно ронял дирижерскую
палочку, поэтому ему пришлось привязывать ее к
запястью.
В книге есть замечательные истории из жизни
Игоря Стравинского. Однажды он вез свой
собственный портрет, который написал Пикассо;
портрет попался на глаза таможенникам; они
посмотрели на невероятное нагромождение форм и
закорючек и конфисковали картину, потому что не
поверили, что перед ними портрет, – они были
уверены, что это зашифрованный военный план. А на
первом исполнении балета Стравинского “Весна
священная” люди свистели, аплодировали, орали и
визжали, потом начались потасовки – и в конце
пришлось вызвать полицию.
Стивен Иссерлис не только рассказывает
житейские истории о детстве одаренных мальчиков,
но и очень точно пишет о музыке, например о музыке
Моцарта: “Если вам захочется необыкновенно
прекрасной, но трагической музыки, вас ждут
“Реквием” и струнный квинтет соль минор. А
потом… Потом непременно захочется слушать еще и
еще”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|