ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Парад профессий для тех, кто
заканчивает девятый класс
Как найти специальность, которой
сможешь посвятить жизнь
Для учебы в датском профессиональном
училище не нужно сдавать экзамены или
предъявлять школьный аттестат. Необходима
рекомендация с предыдущего места учебы – от
учителей, которые учили ребенка до девятого
класса. Каждого ученика всю его школьную жизнь
сопровождает педагог-консультант, или
сколвайлидер, обсуждающий планы молодого
человека на будущее, его перспективы и
возможности. Поэтому если подросток принимает
решение идти в профессионально-техническое
училище и учителя думают, что он (она) справится с
учебой там, они пишут рекомендательное письмо (по
строго установленной форме), и училище обязано
принять нового студента. Иногда вместо
рекомендации написано: “Для продолжения учебы
необходимо протестировать данного ученика”, что
соответственно и делают прямо на месте и
принимают уже по результатам тестирования.
Совершенно случайно я попала на
выставку, организованную в Копенгагене
специально для выпускников девятых классов.
Выставка называлась “Образование и профессия”,
и я подумала, что это будет реклама различных
учебных заведений, вроде той, что проводится у
нас в Сокольниках или на ВДНХ, где лицеи, школы
демонстрируют буклеты о себе.
Здесь все происходило иначе. На выставке были
представлены разные учебные заведения, куда
могут пойти учиться датские девятиклассники.
Буклеты висели на стендах, но на них мало кто
обращал внимание. Профессиональные училища
привезли с собой... полное оборудование для
работы и занимались своим делом прямо там, на
выставке.
Если лицей готовит ювелиров – вот он,
студент-ювелир, занимающийся, например, огранкой
камней. К нему можно подойти и тут же попробовать
научиться выполнять простейшие операции с
металлом.
Если в техникуме осваивают профессию столяра или
плотника, то можно не только поговорить с
педагогами, но и взять в руки рубанок, стамеску,
сделать, ну я не знаю, на что фантазии хватит.
Студенты помогут, подскажут. Сколвайлидеры
(консультанты по профессиям) привозили на
выставку ребят целыми классами, и те начинали
пробовать себя.
У парикмахеров можно было постричься,
специалисты по компьютерам предлагали сделать
тут же визитки с личными портретами гостей,
кулинары готовили еду и всех угощали... Массовое
действие, частью которого невольно стала и я,
напоминало город, созданный специально для
детей, где есть специалисты почти всех профилей,
включая медиков и стоматологов, моряков и
полицейских. По городу с вытаращенными глазами
носились те, ради кого все и было затеяно, а потом
я встречала этих ребят, уставших, отошедших в
дальний угол выставки.
– Ну что, интересно? Выбрали что-нибудь?
– Голова закружилась, оказывается, есть столько
интересных специальностей!
Голова закружилась и у меня. Казалось, если бы
имела возможность, пошла бы учиться... да куда
угодно, везде так интересно! Так, проходя от
стенда к стенду, я познакомилась с Софией.
Сначала я думала, что она – преподаватель
техникума, оказалось – студентка.
– Я закончила гимназию с очень хорошими
результатами, – рассказывает София. – Потом,
сама не знаю зачем, пошла учиться в бизнес-школу,
получила диплом. Потом работала, путешествовала,
а когда вернулась, занялась искусством и
компьютерной графикой. Получила интересную
специальность, начала работать. У меня было очень
хорошее место и перспектива роста, но вскоре я
поняла, что это – не мое. Ну не могу я всю жизнь
провести за компьютером, мне нужно мастерить
своими руками. И тогда я приняла сложное, но,
наверное, правильное решение. Я ушла с этой
работы и поступила в техникум, чтобы стать
мастером по обработке дерева: буду моделировать
и создавать мебель, украшения для дома и сада. Мой
ежемесячный доход стал ниже примерно в три раза,
но ведь это не главное в жизни! Важнее – найти
специальность, которой сможешь посвятить всю
свою жизнь. Мне кажется, я ее нашла.
У нас в техникуме много таких, как я. Вон рядом
молодой человек – у него уже был свой прибыльный
бизнес, но он тоже решил изменить профессию,
жизнь. Примерно 50% наших студентов закончили
гимназии, но хотят создавать нечто своими руками,
а не заниматься чисто умственным трудом.
Рассказ девушки меня поразил. Когда мне
рассказывали о “двух типах профессиональных
училищ” – в одних дают аттестат, приравненный к
гимназическому, в других – нет, – я решила
(вполне логично для русского человека), что туда,
где не дают аттестата, идут учиться те, кто уж
совсем ничему научиться не может. Ну, можно было
бы написать и пожестче, но, надеюсь, что меня и так
поняли.
А оказалось, в Дании в эти техникумы часто идут
те, кто уже имеет аттестат! Позже я побывала на
занятии в одном таком техникуме. За партами рядом
сидели мужчины, которым уже за сорок, и мальчишки
17 лет. Все вместе занимались психологией – и как
занимались!
Чтобы нивелировать, убрать расслоение общества
на тех, кто “умный” (имеет, предположим, высшее
образование, что, правда, не всегда является
гарантией и показателем большого ума и тем более
счастья в жизни), и тех, кто “институтов не
заканчивал” (люди этой группы бывают такие
разные, но, к сожалению, изысканностью речи, как
правило, не страдают), нужно... Вот начала
предложение, а закончить никак не могу. Но зато
поняла, почему в Дании такого расслоения нет:
одинаково доброжелательно, культурно мне
отвечали на английском люди и в магазине, и в
школе, и на улице. Профессионализм ценен везде,
вне зависимости от количества лет, проведенных
за партой.
Нет учебных заведений, где собраны те, кто не
умеет учиться, плохо читает и пишет. Везде есть
люди, разные, и этим интересные.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|