Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Было бы желание... учиться

Европейская система профессиональной подготовки позволяет каждому подростку выбрать свой образовательный маршрут

Европа стремится построить единое экономическое, правовое, а также образовательное пространство. Принимаются общие законы, общая конституция. Болонское соглашение позволит молодым людям в ближайшем будущем выбирать место учебы и работы, не обращая внимания на границы государств. Соглашение это касается, как известно, не только высших, но и средних специальных профессиональных учебных заведений. Для реализации столь радужных планов необходимо иметь представление об уже сложившихся национальных системах профессиональной подготовки, наиболее конструктивных элементах, общих тенденциях. Российская система профтехобразования тоже переживает сегодня период реформ, и, возможно, стоит понять, насколько мы приближаемся к европейским стандартам (или удаляемся?).

Образование длиною в жизнь

“Человек должен учиться всю жизнь, от колыбели до могилы”. Это девиз профессионального образования в объединенной Европе. Здесь пытаются построить разветвленную систему, рассчитанную не только на потенциальных университетских абитуриентов, но и на детей, не склонных к интеллектуальному труду, подростков из малообеспеченных семей, детей-инвалидов с ограниченными возможностями.
С 1997 по 2002 год в большинстве европейских стран были приняты новые законы, касающиеся совершенствования системы профессиональной подготовки молодежи.
Первой ступенью профессионального образования в этих документах считается дошкольная группа (детский сад по-нашему), второй – школа. И только потом все многообразие колледжей, лицеев, курсов.

От двух до пяти

Раннее бесплатное образование – дополнительный шанс для детей бедных необразованных родителей. С первых лет школьной жизни за ребятами наблюдают психологи, помогая не только справиться с проблемами, но и выявить сферу интересов, склонностей.
Маленьких детей стараются привлечь в разнообразные кружки, студии, предлагают полезные занятия для всей семьи: родители рядом с детьми учатся петь, управляться с гончарным кругом, вязальной машиной… Эти кружки организованы, как правило, местным сообществом в соответствии с традиционными для данного района ремеслами.
Подросткам, прошедшим такую подготовку, гораздо легче представить себе будущую профессию.

В школе знаний не дают

Главной целью базового школьного образования большинства европейских стран стало формирование личностных ценностей ученика и ключевых компетенций. В первую очередь это умение учиться. Освоив ремесло ученика, человек получает шанс овладеть любыми знаниями, может совершенствоваться в своем деле, менять профессию в зависимости от сложившейся ситуации. Вторая важнейшая компетенция – социальные навыки, понимание того, как устроено общество, что означает быть гражданином страны. В число социальных навыков, оговоренных в школьной программе, входит вера в себя, независимость, чувство ответственности, умение работать в группе, а также рисковать.
В последние 2–3 года датских педагогов специально готовят к тому, чтобы они умели грамотно формировать пресловутые компетенции. А главной компетенцией у них считается развитие у ребенка желания учиться. Остальному научить легче.
В Испании упор делается на изучение межпредметных тем, таких как окружающая среда, равноправие, мир профессий и т.п. В Австрии много внимания уделяют изучению языка и национальных традиций соседних стран, в том числе традиций образования. Великобритания ключевыми компетенциями считает навыки счета и письма. В Ирландии всех школьников стремятся обучить критическому мышлению.
Большинство стран старается дать детям навыки работы с новыми информационными технологиями, без которых уже невозможно продолжать образование. Как правило, информатика не является самостоятельным предметом, ученики осваивают компьютер, используя возможности различных программ на обычных уроках.
Школьникам, особенно в старшем возрасте, предоставляют возможность выбора предметов, форм обучения. Одну треть учебного времени подросток занят теми предметами, проектами, которые он сам себе выбрал. Таким образом, обязательное всеобщее образование приспосабливается к нуждам и интересам каждого ребенка, а молодые люди узнают себя, учатся строить будущее самостоятельно, при поддержке семьи и специалистов, педагогов. Выбирая любимые предметы, углубляясь в избранные темы (и отказываясь от изучения других, менее интересных), подросток получает право сдавать только те экзамены, к которым он готов. То есть экзамены перестают быть одинаковыми и всеобщими. Они становятся началом индивидуальной профессиональной подготовки.
Во многих школах работают советники по профориентации, готовые обсудить с ребятами их выбор, его последствия, помогающие определить будущую сферу деятельности и оптимальный путь достижения цели.
Подростки нередко начинают освоение специальности еще в школе, параллельно с обязательной учебой (особенно если юный возраст не позволяет ребенку уйти из школы).

Работа над ошибками

В целом Европа стремится продлить годы обязательного образования хотя бы до 18 лет (сегодня средний возраст вступления в сферу профессионального образования 15–16 лет), чтобы дать подросткам время разобраться в себе, окрепнуть. Особенно это важно для неблагополучных детей. Длительное школьное образование, по мнению европейского сообщества, несколько выравнивает их шансы на приобретение желаемой профессии. Конечно, речь идет о современном образовании: компетентностный подход, индивидуальные планы, широкий выбор, основы профессии.
Эти же принципы сохраняются и в дальнейшем.
Профессиональное училище, колледж, как и школа, стремится сформировать те же самые ключевые компетенции, без которых невозможна никакая социализация, никакая успешная карьера. При этом педагоги стараются избегать травматичных ситуаций, свойственных академическому образованию: тесты, экзамены, изучение абстрактных понятий, отсутствие партнерских отношений между преподавателем и учеником.
Профессиональное образование состоит из трех основных областей: развитие общеучебных навыков (языки, математика, предметы, связанные с личностным развитием ребенка – искусство, философия, история, право), науки, связанные с выбранной специальностью (физика, биология, химия – кому что), и профессиональные предметы. На них тратится основное время (технологии, устройство производства).
Не секрет, что в колледжи, профессиональные училища, лицеи чаще приходят дети с опытом неудач. Их стараются реабилитировать. Дают возможность в малых группах или индивидуально ликвидировать школьные пробелы, но только те, которые мешают эффективно работать. К примеру, молодому человеку приходится постоянно считать объемы материала, размеры деталей. Считает он медленно, теряет много времени. Ему помогут подтянуть математику. А кого-то научат читать и писать – всякие ученики попадаются. Для индивидуальных занятий приглашаются
тьюторы – добровольцы из числа более образованных учеников, студентов университета, школьных учителей.

Шаг за шагом

Профессиональная подготовка длится от полугода до 4–5 лет, в зависимости от выбранной специальности, уровня общего образования.
В европейских странах существует несколько (от 3 до 17) уровней, программ послешкольного довузовского образования, отличающихся друг от друга по четырем критериям: прохождение академической или общеобразовательной программы, получение профессиональной или технической подготовки. Есть лицеи, дающие одновременно и академическую, и общеобразовательную подготовку, и профессиональные, и технические навыки. Подросток становится квалифицированным специалистом среднего звена, имеет право поступать в институт. Другие учебные заведения готовят на более низком уровне. Закончив их, можно пойти в другое среднее специальное учебное заведение с более сложной программой, но нельзя стать студентом университета, высокооплачиваемым сотрудником. Молодые люди или сразу начинают трудовую жизнь, освоив простейшие навыки, или тратят время на приобретение высокой квалификации, получение академических знаний.
Есть так называемые открытые учебные заведения, где преподавание ведется по нетрадиционным программам, методикам, по особенному графику. Последнее время они стали более популярны, чем традиционные училища и лицеи.
Разнообразие форм обучения, уровней сложности позволяет каждому выпускнику найти подходящий способ продолжить образование в соответствии со способностями, желаниями, жизненной ситуацией. Причем не обязательно двигаться последовательно, со ступеньки на ступеньку. Интенсивные курсы приведут к цели быстрее.
Многое делается для того, чтобы оценить, сертифицировать опыт, знания, полученные подростком самостоятельно, вне формальных рамок. Существует специальная система, позволяющая при наличии определенного стажа работы или сданных экзаменов получить диплом, подтверждающий профессиональную квалификацию и облегчающий конкуренцию на рынке труда. Известно, что диплом – очень важная вещь. Не менее важная, чем сами знания.
Среднее профессиональное образование во многих странах (Австрия, Швеция, Франция, Португалия) сегодня становится базой для высшего. Модульная система преподавания предметов позволяет плавно пересаживаться с парты среднего специального учебного заведения (например, лицея) на университетскую скамью.
Бывает, что человек уже начал работать по специальности, но продолжает учиться, заканчивая освоение теоретического курса или стремясь повысить квалификацию – получить высшее образование.
Для этого создается и специальное расписание, учитывающее рабочий график студента, и широко используется дистанционное обучение, опирающееся на компьютерные технологии. Здесь на первый план выходит тьютор, помогающий подростку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Дистанционное обучение принято прежде всего в Великобритании.
Среди европейцев 15–25 лет работников-студентов в среднем около 20%. (В возрасте 25–30 лет совмещают работу и учебу лишь 4%.) В Германии, Дании, Нидерландах – до 50%. В тех странах, где не предусмотрена необходимая поддержка (Франция), удается учиться и работать одновременно по специальности только одному из 10 молодых людей.
Важно отметить, что сочетание работы и учебы характерно именно для среднего специального образования. Только один из 12 выпускников университета продолжает учиться и работать.

Жизнь – лучший учитель

В Италии, Португалии профессиональную подготовку подросток получает непосредственно на предприятии, сочетая ее с базовым образованием в стенах лицея. В Испании, Нидерландах, Англии, Северной Ирландии средние специальные учебные заведения тесно связаны с предприятиями соответствующего профиля.
Вообще любое профессиональное образование в Европе предполагает соединение теоретической подготовки в классе (учебном центре) и практического опыта, приобретаемого на рабочем месте. Не более 75% времени ученик проводит в учебных кабинетах. Иначе это уже не специальное образование, а болтовня. По европейскому соглашению такое учебное заведение не сертифицируется как профессиональное.
В Германии, Австрии, Лихтен-
штейне подросток 3–4 дня в неделю обучается на предприятии, а 1–2 дня – в классе, обобщая и углубляя свой практический опыт.
В Дании аналогичная система получила соблазнительное название “сэндвич”. Две недели стажировки на рабочем месте чередуются с двухнедельной прослойкой кабинетных занятий.
На предприятии у каждого подростка есть свой тьютор (раньше в Советском Союзе это называлось словом “наставник”). Человек, обладающий высокой профессиональной квалификацией и педагогическим образованием (2–3-летние курсы – как вторая специальность). Он учит подростка специальным навыкам, демонстрирует связь между теоретическим курсом и практикой, помогает добиться успеха. И получает за это отдельную зарплату.
Там, где действует такая схема, молодые люди оказываются весьма конкурентоспособными. В Ирландии 56% выпускников профессиональных училищ сразу находят работу. Это рекордный показатель для Европы, где большинство студентов, закончив колледж, тратят около года на поиски подходящего места работы.

Еще не работал, но уже безработный

В Португалии, если выпускник училища в течение полугода не сумел найти работу по специальности, ему предоставляется возможность бесплатно пройти еще один курс, повысить свою квалификацию или приобрести новую специальность.
В Дании существуют специальные школы для безработных выпускников. Молодые люди учатся там еще один год. Если работа найдется раньше, учебу можно прекратить в любой момент. Школа становится и поддержкой, и возможностью с пользой провести свободное время. Шансы найти работу повышаются, поскольку растет квалификация, набирается опыт благодаря стажировкам на профильных предприятиях.
Обучаясь в этой школе, ребята работают, производят нечто стоящее. Значит, часть расходов на обучение покрывается из прибыли от продажи товара (услуги), но не более 20% бюджета. Остальные 80% – забота государства.

Откуда деньги?

Большая часть средних специальных учебных заведений в Европе контролируется (и финансируется) государственными структурами, в основном центральными (прежде всего это министерство образования и министерство труда). Хотя во Франции в финансировании большую роль играют регионы. (Не в пример России у французских провинций есть деньги. Впрочем, даже в богатой стране децентрализация финансирования образования вызывает тревогу и протест.) В качестве организатора (а также инвестора) может выступать и общественная организация, и отрасль, и профсоюз, и отдельное предприятие. Но контроль и поддержка государства обязательны.
Государство контролирует соблюдение прав учеников и педагогов, законность выданных учебным заведением сертификатов, их соответствие определенным требованиям. Государство определяет основные принципы и цели обучения. Все внутренние проблемы учебное заведение вместе с организаторами решает самостоятельно: выбор программы, методики преподавания, графика занятий и т.п.
Государственная поддержка выражается в частичном финансировании. Учебное заведение считается частным, если государственных средств вложено менее 50% от общей суммы. Если больше – лицей государственный. Хотя предприятие, профсоюз, местный бюджет тоже вложили существенную сумму. Но меньше половины.
Государство финансирует не только учебные заведения, но и отдельных учеников, выделяя гранты, стипендии, премии, деньги на покупку учебников, на проезд и питание, на приобретение рабочих материалов и даже компьютеров.

Все вместе

В последние годы в европейских отчетах все чаще мелькает термин “обучающая среда”. Это значит тесное взаимодействие учебных заведений, предприятий, общественных организаций и органов власти. Причем “среда” не обязательно административный район. Объединиться могут организации, столкнувшиеся с похожими трудностями, работающие в аналогичных условиях. Могучая единая сила стремится построить образовательную систему, способную эффективно решать возникшие проблемы, отвечающую интересам представленных действующих лиц и максимально использующую все возможности данного сотрудничества.
Идеи “обучающей среды” воплощены в учебном центре. Здесь подросток получает доступ к разнообразным программам обучения – от профессиональных курсов, очных и дистанционных, до групп по ликвидации безграмотности. В Швеции такие учебные центры работают прямо в обычной школе – после окончания уроков, конечно. Школа обычно хорошо оснащена, много компьютеров, техники, есть доступ в Интернет. А по вечерам она пустует – невыгодно.
В Нидерландах, Великобритании для учебных центров строят отдельные здания. В любом случае профессиональное образование становится коллективной заботой, общеевропейским делом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru