КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Там, за облаками
«Авиатор» Мартина Скорсезе – главный
претендент на “Оскара”
«Авиатор» – фильм самого земного из
больших режиссеров Голливуда.
Авиатор – главная роль актера, который уже был
Железной Маской, летел носовой фигурой корабля в
«Титанике» навстречу мечте, был несчастным
американским подростком, участником и жертвой
кровавых уличных разборок в реалистических,
романтических и исторических фильмах. Но никогда
еще не играл величие, способное преодолеть даже
безумие, уничтоженное этим безумием в конце
концов, но не побежденное, – реального
американского героя, подобного до него играл
только еще больший американский герой – Орсон
Уэллс в своем «Гражданине Кейне».
«Авиатор» – фильм о человеке, которого было
принято называть ничего не объясняющим словом
«миллиардер», мало кому понятным словом
«киномагнат» и вызывающим жалость словом
«сумасшедший».
Итак, Мартин Скорсезе снял фильм о Ховарде
Хьюзе, его мечтал сыграть и сыграл Леонардо Ди
Каприо, ставший на время производства фильма еще
и исполнительным его продюсером.
Мартин Скорсезе – ниспровергатель мифов. Он
противопоставил шекспировскому величию
«Крестного отца» Френсиса Форда Копполы,
ближайшего соседа по кинематографическому
поколению, свои безысходные картины. «Таксист»,
«Злые улицы» приземлены так, что тяжелые
испарения земли словно вытесняют из кадра
воздух. Он сумел из главной книги нашей
цивилизации, главного эпизода человеческой
истории сделать мещанскую мелодраму «Последнее
искушение Христа», философское обоснование
слезливого вздоха: «Ах, как бы было славно, если
бы сошел с креста и остался жив!» И кровавая бойня
в фильме «Банды Нью-Йорка» совсем не отделяется
от земли, даже снята, кажется, с нижней точки.
И этот режиссер делает другой фильм. Уже одно
название его наполнено нездешним воздухом и
обещает невиданный полет – «Авиатор». Это может
удивить, если не знать, что рядом с горьким
скептиком Скорсезе, вполне с ним уживаясь,
существует настоящий романтик Мартин Скорсезе.
Именно он, этот романтик, разочаровывается и
начинает крушить мифы. Но есть для него вещи и
области, в которых даже он уверен до конца. Кино,
например. Верность кинематографу Мартина
Скорсезе соизмерима только с его же любопытством
к этому искусству и явлению культуры.
Пожалуй, в кино его привлекает все: актерская
практика, спецэффекты, сама история этого нового
искусства, столь нового, что история его
появления, развития, рождения и смерти его первых
гениев еще обозрима. Ведь это он возвращает
зрителя к старым американским мюзиклам в фильме
«Нью-Йорк, Нью-Йорк». Мартин Скорсезе один из
немногих режиссеров, проделавший большую
киноведческую работу, став автором и ведущим
документальной истории кино. Настоящая
знаменитость, признанная уже Каннским
фестивалем, он – так, между прочим – снялся в
крошечной роли у советского режиссера Эмиля
Лотяну в фильме об Анне Павловой.
Многие фильмы Мартина Скорсезе были
номинированы на главную национальную награду
для работников Голливуда. «Оскар» порой получали
случайные в кино люди или фильмы одного сезона,
но год за годом он скользил своим невидящим
золотым взглядом мимо любимца Голливуда.
Нынешняя церемония вручения «Оскара» обещает
драматизм, потому что уже получивший признание –
три премии «Глобус» от киножурналистов,
аккредитованных в Голливуде, премия Британской
киноакадемии – «Авиатор» выставлен на «Оскар»
по 11 основным номинациям.
Переход от огромного неба, больших пространств,
будь то ангар, ночной клуб или киностудия, к
глухому и темному замкнутому кубу просмотрового
зала шокирует. Особенно потому, что Хьюз в фильме
до того не воспринимал кинозал как замкнутое
пространство. Ведь там всегда есть экран – выход
в другой мир. Как это происходит в начале картины,
когда Хьюз смотрит материал своего самого
знаменитого фильма «Ангелы ада», действие
которого происходит чаще в воздухе, чем на земле.
Пытаясь понять, почему настоящие самолеты
выглядят как макеты, он подходит вплотную к
экрану. И оказывается в небе, рядом со своими
самолетами. Так новичок в кинематографе
открывает для себя закон киноперспективы и
возможности рир-экрана (когда в павильоне
снимается действие на крупном или среднем плане,
масштабно и ритмически совмещенное с заранее
снятыми и проецируемыми на большой экран
натурными (или фантастическими) планами.
Но в эпизоде, где безумие впервые замыкает цепь
вокруг Хьюза, на экране его кинозала то же
пространство: глухая комната и распростертый на
ложе беспомощный герой. Ничего общего не
остается между Авиатором и безумцем. Разве что
кино и маниакальная чистоплотность. Кино
предстает в этом фильме и как выход в другую
жизнь, и как уход от жизни.
До сих пор герои фильмов Мартина Скорсезе были
игрушками страстей и социальных стихий. В
«Авиаторе» он сталкивается с личностью,
способной поставить перед собой великую цель и
осуществить ее независимо от силы сопротивления
и вопреки человеческим слабостям,
несовершенству общества и отсутствию опыта. И
таким образом повлиять на перемены, в том числе и
на перемены в самом человеке.
Кинематограф и самолеты изменили наше отношение
к времени. Скорость разрушила перегородки,
вознесенные в эпохи иных ценностей. Новые
способы передвижения и распространения
информации создали новую иерархию героев. Ими
стали шоферы и пилоты, объединенные даже внешне
– кожаной курткой, очками и белым шарфом
джентльмена, и кинозвезды, носившие как маску
собственную красоту и свой неизменный, вечный
экранный образ.
И в фильме рядом с «лучшим пилотом Америки»
кинозвезду Кэтрин Хэпберн (ее очень интересно
играет Кейт Бланшетт) сменяет кинозвезда Ава
Гарднер (милая, хорошенькая, напрочь лишенная
экзотической остроты своей героини Кейт
Бекинсейл). Взаимоотношения с Хэпберн выстроены
в фильме так, что нисколько не смягчают, не
ослабляют энергии отрыва от земли.
Эксцентричная, спортивная и отважная Кэтрин
следует за ним в этом отрыве. Пока не начинает
отставать, словно тяжелея от собственного
здравого смысла, не допускающего ее ни в мир все
увеличивающейся скорости Хьюза, ни в
неподвижность его безумия.
Говард Хьюз был личностью таинственной и по
меньшей мере двойственной. Герой шедевра Орсона
Уэллса «Гражданин Кэйн» (прототипом был газетный
магнат Херст) поддался искушению Адама, поверил,
что может сотворить человека, новую личность, и
поплатился за это одиночеством и тоской по
утраченному раю детства.
Мартин Скорсезе также представляет нам
трагическую личность – человека, превысившего
человеческую меру. Но не Адамов грех
посягательства на божественную власть над
другим человеком рассматривает он в своем
фильме. Более гуманистический, человеческий
вызов бросает его герой времени и пространству,
бросив на борьбу все, что имеет: энергию и деньги,
свои и чужие таланты, и самую свою жизнь, найдя
два способа преодоления их косности – самолеты и
кино.
Тамара ДУЛАРИДЗЕ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|