ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Почему девятиклассники предпочли
общеобразовательный класс?
«В Рыбинске некоторые школы «наваяли»
профилей, а когда настала пора выбирать,
оказалась, что у детей вовсе и нет потребности в
самоопределении, а идет массовый запрос на
традиционный «общеобразовательный профиль». К
нам в центр лавиной пошли обращения от
директоров школ: дайте простой и надежный
диагностический инструментарий, способный
помочь с выбором. Но разве может быть
инструментарий, который совершит выбор за
ребенка? Все, что может диагностика, – это
показать, созрел или не созрел ребенок для
самоопределения. Можно настроить множество
мостов, но ребенок перейдет только тот, к
которому он сам подошел».
Ирина Кузнецова,
директор областного центра
профессиональной ориентации “Ресурс”
г. Ярославль
«В прошлом году 25 девятиклассников
решили пойти в химический профильный класс.
Сейчас в этом классе осталось 16 учеников,
остальные перешли в общеобразовательный. Почему?
Да потому, что многие пошли сюда под влиянием
родителей. Или по причине собственной наивности:
когда их водили на «предпрофильную экскурсию» в
университет,они смотрели восторженными глазами
на химические приборы и манипуляции с
веществами. А когда уже в десятом классе настало
время серьезных занятий на химическом
факультете университета, пришло разочарование».
Нина Федорова, учитель,
г. Краснодар
«Самостоятельно определиться в выборе
профиля способны менее 10 процентов выпускников
девятых классов. Правда, если в школе в течение
нескольких лет проводится предпрофильная
подготовка, число самоопределившихся учеников
возрастает до 20–30 процентов. Но это в самом
лучшем случае, когда в штате школы имеются
квалифицированные психологи. А их имеет лишь
треть школ края».
Андрей Подлеснов, директор
социально-психологического центра “Гелиос”
г. Краснодар
Что не учла концепция?
«В основе профильного обучения лежит
элементарная схема линейного управления
бездушными объектами. Идея профильного обучения
построена на предпосылке, что человека можно уже
в подростковом возрасте загнать в какую-то
учебную колею, как патрон в патронник, а потом
стрелять им, куда захочется. Не выйдет! Человек –
система саморегулирующаяся, он сам себя строит
по мере своего развития, и это развитие
нелинейное».
Евгений Климов,
психолог
«К 17 годам у человека созревает такое
важное качество, как умение видеть себя глазами
других людей. Чтобы самоопределиться в выборе
жизненного пути, человеку необходимо научиться
соотносить свою ситуацию с требованиями социума.
А еще важно, чтобы в период с 12 до 17 лет в
окружении ребенка был взрослый, который являлся
бы для него образцом самоопределения, в том числе
профессионального. Если у ребенка нет
возможности обсудить свои проблемы со взрослым,
которому он доверяет, ему будет трудно освоить
способы саморазвития и самоопределения. А этот
момент полностью выпадает из концепции
профильного обучения».
Татьяна Удина, директор центра
психолого-медико-социального сопровождения
“Содружество”
г. Чебоксары
«На создание лицеев при вузах есть заказ
от государства. Это выгодно вузовским
преподавателям, которые зарабатывают деньги. И
родителям удобнее, чтобы профильные классы были
при вузах. Некоторые родители так и говорят:
никаких «профилей» в школах не надо, потому что
ученики, которые уже самоопределились, выбирают
лицей при интересующем их вузе, а те, кто никак не
определится, не хотят никакой «углубленки» – им
и стандартного набора учебных программ вполне
достаточно».
Нина Кузнецова,
учитель математики и естествознания школы
«Умка»
г. Новосибирск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|