ШКОЛА И ВЛАСТЬ
«Эти дети никому не нужны»
Под угрозой закрытия уникальная школа
при отделении реабилитации НИИ детской
онкологии и гематологии
Онкологического научного центра РАН
О зрелости общества можно судить по его
отношению к людям, попавшим в беду. Когда инвалид
или тяжело больной человек воспринимается как
существо неполноценное – это свидетельствует о
душевном нездоровье нации.
В России, конечно, есть государственные
программы поддержки инвалидов, работают
всевозможные центры реабилитации и помощи. Но в
большинстве своем люди еще не готовы адекватно и
по-человечески относиться к тем, кому плохо. И
естественно, самыми уязвимыми в этой ситуации
оказываются дети.
В одной из палат детского отделения
Московской областной онкологической больницы
лежит молодая мама с грудной девочкой. У малышки
обнаружили злокачественную опухоль. Маму с
ребенком никто не навещает. Узнав о диагнозе,
родственники от них буквально отказались. Из
страха «заразиться раком».
Таких историй врачи-онкологи могут рассказать
множество. Рак воспринимается обществом не
только как приговор, но и как клеймо. Человека со
страшным диагнозом начинают чураться, будто
прокаженного. Родители запрещают своим детям
общаться с больным одноклассником. Некоторые
даже звонят в школы, требуя, чтобы его не пускали
на уроки. Сами здоровые дети со свойственной
этому возрасту жестокостью ведут себя ничуть не
лучше.
Рак уже давно перестал быть неизлечимой
болезнью. В большинстве случаев после
интенсивной терапии и операций ребенок
физически может вернуться к нормальной жизни.
Точнее, мог бы. Но удается это немногим.
Мамы, ухаживавшие за больным ребенком, в 90%
случаев уже не могут вернуться на работу, а дети в
школу. Во-первых, за время болезни они сильно
отстают в учебе. Во-вторых, вынужденная изоляция
в четырех стенах больничной палаты приводит к
потере так называемых социальных навыков. Этим
детям сложно общаться в коллективе.
«Раньше ребенок, которому ставили диагноз
“рак”, воспринимался как обреченный человек, –
говорит заведующая детским отделением НИИ
детской онкологии Светлана Варфоломеева. –
Ребенок переставал развиваться, об учебе никакой
речи не было. Теперь все по-другому, а отношение
остается прежним. Ребенок выздоравливает и
должен возвращаться в нормальную жизнь. А как это
сделать, если он полностью выпал из социальной
сферы?»
Чем успешнее медицина борется с болезнью, тем
важнее становятся проблемы
социально-психологического характера. Чтобы
помочь детям, врачи разработали программу ранней
реабилитации. В 2000 году в рамках этой программы
при отделении реабилитации детского
онкологического центра открылась специальная
школа.
Здесь ребята наверстывали упущенное в школе, а
главное – заново учились учиться, общаться и
радоваться жизни. С детьми занимались психологи
и психотерапевты. При школе работало несколько
мастерских: керамическая, ткацкая, театральная,
студия художественной фотографии.
«Арт-терапия помогает ребенку вновь
почувствовать себя успешным, – говорит
заведующий отделением реабилитации Института
детской онкологии и гематологии доктор
медицинских наук Григорий Цейтлин. – Ребенок
что-то делает своими руками и видит результат,
видит, что у него что-то получилось, начинает
снова верить в себя».
Осенью 2004 года отделение реабилитации, а вместе с
ним и школу закрыли на ремонт. Дело, конечно,
хорошее: здание старое, и в нем постоянно то
протекала крыша, то осыпалась побелка. Но у
врачей есть основания предполагать, что ремонт
лишь формальный повод для закрытия отделения.
История эта достаточно темная. Земля в
подмосковных Липках, где находится отделение,
очень дорогая. Раньше здесь находились госдачи
ЦК КПСС. Сейчас на бывшую усадьбу и парк вокруг
нее тоже много претендентов. Детский
реабилитационный центр доходов никаких, конечно,
не приносит. А вот если продать участок…
«Самое сложное, что закрыть отделение хочет наш
непосредственный начальник – директор детского
онкологического центра, – рассказывает Григорий
Цейтлин. – И тогда эти дети останутся без
реабилитации. Ведь они никому не нужны. Их
выталкивают школы, никто не хочет иметь с ними
дела, взрослые бросают их на произвол судьбы».
По данным статистики, в США среди людей до 30 лет
один человек из восьми – это бывший пациент
онкологической больницы, полностью вылеченный и
ничем не отличающийся по социальному статусу от
своих здоровых сверстников. С теми успехами,
которых достигла отечественная медицина, уже
через несколько лет в России будет примерно
такое же соотношение. Но только в плане
физического здоровья.
«Поскольку реабилитацией раковых больных сейчас
практически никто не занимается, – говорит
Светлана Варфоломеева, – нас ждет настоящая
социальная катастрофа. Представьте себе: каждый
восьмой человек – социально дезадаптированный,
недоучившийся, не имеющий профессии…»
Маленькие пациенты со страшным диагнозом очень
хотят учиться. Многие берут с собой в больницу
книжки и учебники. И в промежутках между сеансами
химиотерапии решают уравнения и читают сказки.
«У нас двоюродный брат в этом году в школу пошел,
– рассказывает мама семилетнего Димы, который
лечится уже третий год. – Приносит, показывает
тетради, прописи. И Димка так ему завидует, так
мечтает о школе. Он у нас самоучка, мы с ним в
больнице читать научились. Ведь эти дети – они
даже одареннее, чем обычные. Потому что у нас
больше времени на книжки. Мы же не можем пойти
гулять, к друзьям, в секцию…»
Пока реабилитационное отделение и школа в Липках
закрыты на бессрочный ремонт, врачи своими
силами пытаются сохранить уникальные методики
ранней социально-психологической реабилитации.
«Главное, – говорит Светлана Варфоломеева, – это
внушить детям и родителям, что жизнь не
закончилась, что надо продолжать учиться.
Болезнь тяжелая, но мы в состоянии ее вылечить,
поэтому бояться и терять надежду нельзя. Нельзя
опускать руки».
Детское отделение областной онкологической
больницы на самом деле не похоже на наше
традиционное представление о раковом корпусе.
Здесь нет той давящей атмосферы безнадежности и
отчаяния. Ребята строят планы, старшие готовятся
к поступлению в вуз, маленькие мечтают о том, как
после выздоровления вернутся в родную школу. А
врачи помимо исполнения своих профессиональных
обязанностей работают за психологов и
социальных педагогов, дают юридические
консультации родителям, у которых возникают
проблемы на работе, и просто помогают добрым
словом. Вот на этой доброте все и держится. Пока
держится.
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|