ПЕРВАЯ ПОЛОСА
МОНЕТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
“Не надо заглядываться на эти деньги”
Повышать зарплату учителя за счет
нефтедолларов нельзя. А за счет родителей можно?
Пожалуй, еще ни одно из заявлений Андрея
Фурсенко на посту министра образования не
получало такой жесткой ответной реакции, как
отказ существенно повысить зарплаты учителям. И
даже в принципе бороться за такое повышение.
Напомним, во время недавней встречи с
руководителями молодежных и детских организаций
министр в ответ на чей-то вопрос по поводу
переизбытка нефтедолларов в казне ответил:
– Не надо заглядываться на эти деньги. Они не
заработаны, а выручены от продажи природных
ресурсов. Следовательно, принадлежат будущим
поколениям, при чем тут мы?..
Спорное суждение. Будущие поколения как раз и
садятся сегодня за учебные парты.
«Это просто политический цинизм, – откликнулся
на реплику Андрея Фурсенко в эфире радиостанции
«Свобода» экс-министр образования РФ Эдуард
Днепров. – Мы купаемся в нефтедолларах; господин
Кудрин спит, как собака на сене, на
золотовалютном запасе. И при этом у страны нет
денег на две главные движущие силы – науку и
образование?»
«Зарплату работникам сферы нужно повышать
немедля и в разы, это ясно как день. И продавить
такое решение способен лишь министр. Это его
гражданский долг и исключительное право: узлом
завяжись, а отрасль убереги от нищеты», –
поддержал Днепрова на парламентских слушаниях
ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Кого ни спроси, с этим согласны все (кроме, сколь
это ни парадоксально, отраслевых профсоюзов!!!) –
ведущие экономисты в области образования, давно
пророчащие школе кадровую катастрофу и
финансовый тупик; ректоры педагогических вузов,
институтов повышения квалификации; политики,
бизнесмены и, разумеется, родители учеников. Даже
в комфортно обустроенных кабинетах Белого дома
довелось услышать от довольно крупного
начальника что-то вроде крика вопиющего в
чиновничьей пустыне: «Что за странный перекос:
моя секретарша получает 500 долларов в месяц за
несопоставимо более легкий и непыльный труд. А
учитель, работающий на пределе возможностей и
часто за пределами, – в пять раз меньше. Где тут
логика?»
В самом деле, где? Можно ли как-то исправить этот
абсурд?
Вот что предлагает академик РАО Эдуард Днепров.
Приводя один из ключевых постулатов: «создание
условий для повышения зарплаты учителей» –
«приоритетных направлений развития
образования», Эдуард Днепров спрашивает: «Какое
создание? Каких условий? Зарплату учителей надо
повышать без всяких условий!»
Ту же, по сути, мысль высказывает и Ярослав
Кузьминов, настаивая на десятикратном как
минимум росте достатка хотя бы городских
преподавателей. Только так, уверен Ярослав
Иванович, можно предотвратить «тотальное
вырождение и превращение отрасли в систему
псевдообразования».
В чем же загвоздка? Почему ни президент, ни
кабинет министров, празднующий небывалый
профицит бюджета, не идут навстречу столь
простым, давно выстраданным решениям?
Нам говорят: ну что вы, как дети, не понимаете!
Производя требуемое повышение, наказываем-то всю
страну. Раскручивая маховик инфляции, бьем по
карману миллионов, в том числе и тех, о чьем благе
печемся. Инфляция благополучно съест любое
повышение, а школа так и останется у разбитого
корыта.
Что же предлагают вместо и во избежание сей
мрачной перспективы министр и его
идеологическая команда?
Авторы новой стратегии во главе с главой
Департамента школьной политики МОН Исааком
Калиной, его заместителем Игорем Реморенко и
экономистом Татьяной Клячко решили разгрузить
на четверть.
Базисный учебный план (БУП) и объявить эту
распахнутую «форточку» в расписании платной. С
точки зрения экономики идея, при всей ее
бесхитростной простоте, может, и безупречна. А
если смотреть шире и чуть дальше?
Сочинители программы, по существу, покусились на
конституционную норму – право на бесплатное
образование. Но вроде как украдкой, без
особенного шума. Переписывать главный закон
государства никто, похоже, и не собирается.
Три года назад авторы одной из очередных
кремлевских доктрин крупно вывели на своих
знаменах: «Государство возвращается в
образование». Ну а на деле? Как видим, события
развиваются в прямо противоположном
направлении.
Но стоит лишь начать процесс разгосударствления
образования, войти во вкус, а там стихийную
монетизацию знаний уже ничем не остановишь.
Может, сперва подумать, взвесить все «за» и
«против», предложить не один, а двадцать, двести
двадцать вариантов развязывания тугих
образовательных узлов? Ведь как любит говорить
человек, которого мы часто видим в теленовостях:
«Перебор всегда возможен и часто случается». А ну
как и вправду кое-где администраторы начнут
силой загонять детей на добровольно-платные
услуги второй половины дня? А виновными во всех
грехах назначат, как всегда, учителя. Как
избежать подобного развития событий?
Именно этот вопрос обсуждался 2 февраля на
закрытом совещании у Владимира Путина с участием
Михаила Фрадкова, Алексея Кудрина, Германа Грефа,
Андрея Фурсенко, а также председателя
Центрального банка Сергея Игнатьева.
«Окончательных решений принято не было», – скупо
сообщил «Стране. Ru» Аркадий Дворкович, начальник
Экспертного управления Президента РФ.
Что ж, значит, министру и его единомышленникам
пока еще есть о чем подумать. Хотя, если честно,
лимит времени у генералов от педагогики давно
исчерпан.
Антон ЗВЕРЕВ
Поскольку в самом Министерстве
образования и науки РФ не считают за благо
объяснять и подкреплять весомыми аргументами
собственные решения, мы обратились к независимым
экспертам. Что думают ученые, учителя о вероятных
последствиях предлагаемой реформы обязательной
части расписания?
Александр Тубельский, генеральный
директор НПО «Школа самоопределения»:
– Я против сокращения Базисного плана на 25
процентов. Во-первых, непонятно, что «обрезать».
Если старое содержание, то это будет чисто
механическая операция: чик-чик, а в итоге?
Исключат скорее всего мировую художественную
культуру, музыку, искусство. Оставят пресловутые
основы наук. Станет ли учение от этого
привлекательнее для большинства ребят?
Во-вторых, погибнут самые яркие лицеи и гимназии.
Владимирским преподавателям лицеев уже объявили:
готовьтесь, оплачивать будем только
обязательный учебный план, остальное – за счет
благодетелей. И в-третьих, стань это сокращение
явью, кружки и секции вовсе исчезнут из школы,
особенно сельской, за отсутствием
платежеспособного спроса. Не забывайте, что
половина россиян живут ниже черты прожиточного
минимума. Школа станет не просто урезанной, но
еще и второсортной. И последнее. Почему-то,
поднимая оклады госчиновникам, тем же судьям,
никто не боится взрыва инфляции. А нас, учителей,
говорят, развелось слишком много. Эту абсурдную
пирамиду пора бы перевернуть с головы на ноги.
Михаил Изотов, учитель физики московской
школы № 223:
– Не понимаю, что здесь комментировать.
Государство отказывается от своей кровной
задачи – образовывать граждан. По принципу: чем
глупее подданные, тем легче ими управлять.
Лапотная, полуколониальная Россия – да это же
голубая мечта некоторых наших заморских
кредиторов. Вместо платных занятий дети будут
слоняться по улицам: они ведь и бесплатные уроки
не очень-то жалуют визитами. Поэтому зарплату
коллегам надо повышать – не в разы, но всерьез,
притом еще вчера. Инфляция не связана с
учительским жалованьем, а зависит от
необеспеченной товарами и услугами денежной
массы, выпускаемой крупными банками.
Евгений Сабуров, директор Института проблем
инвестирования, бывший вице-премьер
Правительства РФ:
– Ликвидировать ненужный багаж
обязательных знаний необходимо. Как раз для того,
чтобы высвободить время и энергию для свободного
развития учеников. Что касается социальных
обязательств. Раньше школа кормилась целиком из
муниципального бюджета, государства в школах
вообще не было. Состоявшаяся недавно передача
финансирования учебного процесса регионам – это
колоссальное вторжение государства в школу.
Такого у нас никогда не было. С другой стороны,
любопытный нюанс: страны, в чьем образовании
присутствие государства особенно значительно,
проиграли исследование PISA. И наоборот, Финляндия
с ее на редкость либеральным учебным укладом
заняла твердое первое место.
Милослав Балабан, доцент МГУ:
– Больше всего тревог в связи с предстоящим
облегчением БУПа на одну четверть вызывает село.
Три четверти школ прописано у нас в провинции,
причем затраты на содержание детей в них втрое
превосходят городские нормы. И все же я не стал бы
паниковать. Почему творческая занятость детей
непременно сократится, а вдруг она, напротив,
увеличится в пять раз? Ведь каждый учитель
откроет столько кружков, сколько сможет. По-моему,
авторы этого предложения не до конца поняли, что
придумали: они же сами себя обрезали на 25
процентов, поделились с учителем собственной
чиновничьей властью. Если уроков станет на
четверть меньше, то, не исключаю, дети станут
больше ими дорожить. Это надо бы сперва проверить
в эксперименте. Что же до платности, здесь все
действительно серьезно. Руководители ведомства
чего-то недоговаривают. Пусть они прямо скажут:
любые ремесла, клубы, факультативы, студии, от
слесарных до малярных и комбайнерских, в школе не
воспрещаются. Тогда, кто знает, вдруг и найдется
механизатор, который будет чинить тракторы
вместе с детворой просто за интерес, без всяких
денег?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|