УЧЕБНИКИ N82
По всем направлениям
Школьное обозрение. Бюллетень учебной
и детской литературы. № 5, 2004
Постоянная рубрика журнала – «Вокруг
предмета» – на этот раз посвящена русскому
языку. Преподаватель русского языка в лицейских
классах РГГУ Евгения Басовская сделала обзор
более десяти школьных учебников и
учебно-методических комплектов по данному
предмету, выпущенных издательствами
«Просвещение», «Дрофа» и «Мнемозина». Среди них,
например, хорошо известные не только
специалистам издания под научной редакцией
академика Н.М.Шанского, учебник А.И.Власенкова и
Л.М.Рыбченковой, выдержавший 44 (!) издания
(«Просвещение»), а также учебник русского языка
«с человеческим лицом» авторов С.И.Львовой и
В.В.Львова («Мнемозина»).
Все рассмотренные учебники русского языка для
5–11 классов указаны в таблице «Примерные
учебно-методические линии школьных учебников по
русскому языку», состоящей из двух колонок:
«традиционное» и «развивающее направление».
Продолжает тему обзор интернет-ресурсов по
русскому языку для школы. Доцент кафедры общего
языкознания филологического факультета
Московского городского педагогического
университета Ксения Герасимова в статье «Без
репетитора» убедительно доказывает, что
«русскому языку повезло с Интернетом». Автор
материала детально разбирает структуру и
содержание информационно-справочных порталов
«Грамота.ru», www.center.fio.ru (Московский центр
Федерации Интернет Образования), электронный
журнал «Вопросы интернет-образования», проект
«Коллекция НФПК», сайт Издательского дома
«Первое сентября», созданный специально для
учителей русского языка www.rus.1september.ru, сайт
«Учительской газеты» www.ug.ru, федеральный портал
www.edu.ru, любопытные школьные сайты. Также в обзоре
рассмотрены ресурсы, предоставляющие он-лайн
обучение, сайты, содержащие различные словари,
энциклопедии, информацию о конкурсах и
олимпиадах по русскому языку. Изученные
К.Герасимовой интернет-ресурсы будут интересны
как учащимся, так и учителям-русистам.
Старший преподаватель кафедры русского языка
Российского университета дружбы народов Алла
Архангельская в материале “Сиди и учи!”
представила обзор CD по русскому языку для
школьников. Среди рассмотренных электронных
изданий – мультимедиа-учебник «1С: Репетитор.
Русский язык» (Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А.,
Кедрова Г.Е. и др); тесты по орфографии этой же
фирмы, предоставляющие пользователю право
апелляции; орфографический тренажер
«Грамотей-Класс» (Киевский С.В., Волегов А.А.),
созданный по принципу известной игры «Тетрис»;
тренажер «Фраза», содержащий около 4000 заданий по
орфографии и пунктуации; репетиторы-тренажеры
фирмы «Равновесие-Медиа» и издательства
«МедиаХауз», адресованные в первую очередь
старшеклассникам и абитуриентам.
Принятие новых образовательных стандартов,
переход на профильную школу, введение элективных
курсов обусловили целый ряд новаций не только в
самом учебном процессе, но и на рынке учебного
книгоиздания. Об изменениях в издательской
политике в связи с модернизацией российского
образования корреспондентам журнала рассказали
генеральный директор издательства
«Вентана-Граф» Константин Рыжков и директор по
тематическому планированию издательства
«Дрофа» Владислав Сивоглазов.
Журнал «Школьное обозрение» традиционно
публикует перечень учебных изданий, одобренных
ФЭС и рекомендованных к присвоению грифа
Министерства образования России. В перечне за
май–июль 2004 г. (в отличие от прошлого) довольно
широко представлены секции окружающего мира,
немецкого языка, информатики, физики, химии,
обществоведческого образования и музыки.
С № 5 журнал начинает публиковать список
библиографических описаний книг, поступивших в
электронную базу данных Российской
государственной детской библиотеки. Для
удобства пользователей все книги
систематизированы по возрасту читателей:
художественная и познавательная литература для
детей младшего школьного, среднего и старшего
возраста.
В постоянной рубрике «Экспертиза» рассмотрены
новые учебники и учебно-методические пособия по
гуманитарным (история) и техническим (физика)
дисциплинам, в том числе и созданные под новый
образовательный стандарт. Журнал не обходит
вниманием литературу по дефектологии и
периодику по дошкольному воспитанию. Также на
страницах журнала детально проанализирована
уникальная монография Боревской Н.Е.
«Государство и школа. Опыт Китая на пороге III
тысячелетия», отражающая зарубежный опыт
решения таких проблем, как негосударственное
образование, кредитование студентов,
распределение выпускников вузов и
«гуманитаризация» высшего образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|