ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Россия получила первые деньги из
третьего займа Всемирного банка. 100 миллионов
долларов будет направлено на проект
“Информатизация системы образования”. Треть
этих средств должно быть вложено в разработку и
создание новых электронных образовательных
ресурсов. Эта задача не так проста, как казалась в
2001 году, когда в России была запущена федеральная
целевая программа “Развитие единой
образовательной информационной среды” (РЕОИС).
Несмотря на то, что в РЕОИС были вложены 56
миллиардов рублей, многого достигнуть не
удалось. Главное – не удалось обеспечить школы
современными электронными продуктами, которые
отвечали бы новым требованиям к содержанию
образования. О том, как не повторить ошибок
прошлого, размышляют представители Всемирного
банка и разработчики электронных
образовательных продуктов.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Кирилл ВАСИЛЬЕВ, сотрудник
Всемирного банка,
аналитик отдела социальных программ
департамента по России:
“Это будет простой продукт, которым
педагоги смогут пользоваться без труда”
Прежде чем НФПК объявит конкурс
фирм-производителей и творческих коллективов на
создание новых информационных ресурсов для школ,
эксперты Всемирного банка уточняют, какими
должны быть образовательные диски нового
поколения.
– Какие ошибки прошлого следует
учесть?
– В проекте “Информатизация системы
образования“ мы стараемся опираться на опыт
предшественников. Например, в свое время в РЕОИС
(ФЦП “Развитие единой образовательной
информационной среды”) в школы было поставлено
много дисков, которые изначально были
разработаны для домашнего пользования или для
индивидуального обучения. Диски были неплохие,
но учитель не всегда мог эффективно пользоваться
ими во время урока: ему трудно было найти на диске
нужный для него ресурс и еще труднее –
распечатать его или продемонстрировать на уроке.
Нередко отдельную фотографию было невозможно
скопировать с диска. Со временем стала очевидной
еще одна проблема: договоры с производителями
дисков были заключены таким образом, что система
образования получала право на свободное
использование только всего диска целиком. При
этом отдельные ресурсы: фотографии,
видеофрагменты и т.д., содержащиеся на диске,
государству не принадлежали... Получается, что
пользователи не могли (не имели права) составить
новый диск или интернет-коллекцию из ресурсов
диска, за которые уже были заплачены бюджетные
деньги! Этот урок также будет учтен в нашем новом
проекте по информатизации. Предполагается
поставить в школы информационные ресурсы
совершенно другого дизайна. Например, по
условиям одного из конкурсов, сначала будет
разработано и закуплено несколько десятков
тысяч элементарных объектов. Затем из них будет
составлена единая, удобно организованная
коллекция, или библиотека. Именно коллекция
затем будет передана учителям.
– Воспользоваться этой коллекцией смогут
все учителя России или только школы пилотных
регионов?
– Мы предложим учителям два варианта
доступа к коллекции. Во-первых, она будет
вывешена в Интернете. Во-вторых, вариант
коллекции, записанный на СD или DVD носителях,
будет бесплатно распространяться по школам
наших семи пилотных регионов. Диски будут также
доступны любой российской школе, если регион, в
котором она находится, или Министерство
согласятся выделить деньги на тиражирование
коллекции для своих школ. Каждый СD обойдется
тогда бюджету в среднем в 30 рублей. Фактически
это цена самого диска, то есть «болванки».
– Как вы представляете себе работу учителя с
этой электронной коллекцией?
– Мы хотим, чтобы на диске присутствовали
ресурсы для каждого конкретного урока. Возможно,
по ряду тем и областей это будут только темы из
учебного плана. Например, тема: законы Ньютона.
Учитель физики берет диск для нужного класса,
который называется «Коллекция ресурсов по
физике, 9 класс». Он легко находит там нужный ему
закон Ньютона, находит информацию об ученом,
находит картинку, точнее, интерактивную модель,
на которой можно менять параметры. С диска можно
взять все то, что необходимо для использования на
уроке. Кроме того, там будут коллекция текстов и
задач, которые можно распечатать, материалы для
индивидуальных занятий. Поэтому содержание
диска можно будет использовать как для
подготовки к уроку, так и во время урока. Это
будет простой продукт, которым без труда сможет
пользоваться каждый учитель.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|