КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КАМЕРТОН
Вся музыка от А до Я
Легендарная фирма грамзаписи возвращает
свои позиции
Еще совсем недавно домашнюю фонотеку
российского меломана составляла
преимущественно продукция нашей прославленной
фирмы «Мелодия», слегка разбавленная румынскими
конвертами Electrecord, германскими Eterna, польскими
Muza... «Мелодия» была абсолютным монополистом в
сфере отечественной грамзаписи и пользовалась
безграничным доверием. Все самое лучшее, что
выносилось «высочайшим соизволением» на
концертные подмостки, будь то эстрада или
классика, увековечивалось. В частности, архив
академической музыки, собранный на «Мелодии», не
утратил актуальности и сегодня и представляет
огромную историко-культурную ценность. Кстати,
аудиофилы (в том числе счастливые обладатели
непереизданных раритетов, недоступных
обладателям современных стереосистем) считают,
что виниловые диски не уступают в качестве и
долговечности пришедшим им на смену лазерным
компактам.
Золотой век фирмы «Мелодия», образованной в 1964
году на базе Всесоюзной студии грамзаписи,
завершился вместе с эпохой социализма. В 1991 году
в жизни фирмы, как и в жизни всей нашей страны,
начались перемены. Пытаясь идти в ногу со
временем, руководство «Мелодии» объединило свои
усилия с немецко-американским концерном BMG,
передав права на дистрибуцию дисков «Мелодии» за
рубежом и многие фонограммные лицензии.
Обернулось это, однако, бедой: прежде
безукоризненное качество записей падало вместе
с репутацией, а часть фонограмм и вовсе исчезла. В
2003 году во главе «Мелодии» встал экономист
Кирилл Баширов и принялся наводить порядок,
возвращая фирме ее почти забытое доброе имя. И
прежде всего новый руководитель вернул в штат
квалифицированных мастеров-реставраторов, без
которых нынешнюю деятельность компании
невозможно себе представить.
То, чем живет легендарная фирма сегодня, можно
описать кратко: это крупномасштабная акция по
спасению национального богатства. Главная
задача – наладить выпуск разнообразных
высококачественных фонограмм, способных
конкурировать с продукцией крупных западных
лейблов и при этом доступных российскому
покупателю. Отдавая предпочтение записям,
сделанным с 30-х по 80-е годы прошлого века,
«Мелодия» намерена вернуть их в домашние
фонотеки и познакомить с ними тех, кто только
начинает свое общение с музыкой – прежде всего
молодежь. И нередко на пути к заветному релизу
главной помехой оказывается само время, нанесшее
непоправимый вред многим бесценным записям.
Как рассказал корреспонденту «Культурной
газеты» главный редактор «Мелодии» Андрей
Трошин, для фирмы сегодня не существует более или
менее значимых проектов. Когда речь идет о
«восстановлении после разрухи», внимание
уделяется каждой мелочи. Если архивы
Гостелерадио, ранее составлявшие с
«мелодийными» единый фонд, прилично сохранились,
то иные не менее ценные собрания (радиостанций,
музеев, консерваторий, фондов) находятся в
плачевном состоянии и нуждаются в
реставрационных работах. Это сейчас важнее, чем
приглашение в студию новомодных раскрученных
звезд и зарабатывание на них. Фирма осознанно
идет и на совершенно убыточные проекты, издавая
сочинения Бориса Арапова, Андрея Головина,
Евгения Голубева, Юрия Буцко, Сергея Загния и
других современных авторов – музыку, которая не
собирает стадионы, но несет на себе отпечаток
незаурядного дарования и интеллекта.
Назовем же конкретные проекты «Мелодии», которые
наверняка вызовут большой интерес среди
любителей музыки и профессионалов. Это записи
выдающихся исполнителей – Д.Шафрана, М.Юдиной (в
перспективе – выпуск полного собрания записей),
С.Рихтера, Е.Мравинского, К.Кондрашина (уже
выпущен комплект симфоний Густава Малера),
Квартета имени Бородина (полные циклы квартетов
Шостаковича и Бетховена), Г.Рождественского (уже
вышли балеты Прокофьева), Ф.Дружинина, Р.Азархина,
М.Ваймана, М.Фихтенгольца, В.Пикайзена,
Б.Гутникова, М.Гринберг (выпущены все сонаты и
различные пьесы для фортепиано Бетховена),
Литовского камерного оркестра под управлением
Саулюса Сондецкиса (популярная классика). Самые
свежие новинки – записи Николая Голованова
(Первая симфония и кантата «Москва» Чайковского),
Давида Ойстраха (концерты Шимановского, Бартока,
Хиндемита и Моцарта) и Эмиля Гилельса (альбом с
фортепианными пьесами Чайковского и Метнера).
Отдельная тема – записи спектаклей Большого и
Кировского (теперь Мариинского) театров, в работе
над которыми «Мелодии» помогает Фонд Ирины
Архиповой. Кроме того, не ограничиваясь
филармоническими жанрами, «Мелодия»
разрабатывает три особые серии. Первая –
собрание электронной музыки 1950–1990-х годов.
Вторая – «Подлинная история отечественной
легкой музыки» – сборники танцевальной музыки
от начала 60-х годов ХХ века и далее. Третья –
«Золотая мелодия» – серия монографических
дисков, посвященных творчеству корифеев
советской эстрады, любимцев публики, в числе
которых Майя Кристалинская, Лев Барашков, Мария
Пахоменко и другие.
Осуществляя просветительскую миссию, «Мелодия»
задумала еще один проект – выпуск 150 дисков для
общеобразовательных школ, который будет
осуществлен, однако, лишь в том случае, если
Министерство образования и науки РФ сочтет его
целесообразным и достойным финансирования. А в
итоге школьники смогут получить от «Мелодии» то,
чего многие из них лишены, – выбор, иначе говоря,
убедительную альтернативу повсеместно
звучащему и гораздо более доступному
музыкальному мусору.
Татьяна ДАВЫДОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|