КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Позднее прощание с “Вишневым садом”
Кто от кого устал: мы от Чехова или Чехов
от нас?
В течение последних 10–15 лет отношение
русского театра к Чехову изменилось невероятно.
В мире он по-прежнему классик № 1, а нами, похоже,
овладевает страсть к мщению. Если грубо и в двух
словах: Чехова-икону превращают в Чехова-жупел.
Обе крайности довольно противны и не имеют
отношения к тому живому А.П., с которым русский
театр бок о бок – и довольно счастливо – прожил
целых 100 лет.
В Москве то и дело слышишь: “Сколько можно его
ставить? Надоело”. Каюсь, и я иногда так думаю –
после очередного чеховского спектакля. Что
поделаешь, привычка – считать, что постановка
Чехова не имеет права быть рядовой: Чехов всегда
повод для события. Конечно, есть ощущение, что мы
устали от Чехова, что Чехов устал от нас и надо бы
нам отдохнуть друг от друга. С другой стороны,
незачем и нагнетать ситуацию. А сегодня модно
судить о Чехове резко, требовать радикальных
решений, считать, что Чехов театром исчерпан,
целиком принадлежит культуре ХХ века и ставить
его сегодня – старомодно и неперспективно для
театра, ищущего новых путей. “Чехов ничего не
может дать современной публике. Она его не
читала. Не чтит”. Действительно, не читала. В этом
легко убедиться на любом чеховском спектакле. В
антракте обязательно гадают: кто застрелится в
“Чайке”, кто купит вишневый сад, с кем останется
Тригорин, соблазнит ли Астров чужую жену, доедут
ли три сестры до Москвы. Поначалу эти разговоры
ужасают. Потом, когда вдруг заметишь, с каким
любопытством глядится в Чехова этот
простодушный и не совсем виноватый в своем
невежестве новый зритель, начинаешь относиться к
этому спокойнее. Может быть, именно такую
ситуацию современному театру дано обернуть в
свою пользу?
О том, что Бог умер, чаще всего болтают в
театральной среде. А зритель Чехова смотрит,
порой даже пугающе бурно сострадая его
человечным историям. И даже “новая режиссура”
чаще про Чехова говорит, но руками не трогает.
Демонстрирует ярость, презрение, равнодушие, но
подозревается в трусости. Все-таки, чтобы
решиться “посягнуть”, надо как минимум крепко
владеть профессией и обладать некоей душевной
зрелостью. Возможно, это заблуждение
“отмирающей культуры”, но пока еще довольно
стойкое.
Прежде сыграть Чехова для актера было заветной
мечтой. Каждый уважающий себя режиссер считал
своим правом и долгом через Чехова выразить свое
отношение к миру. Сегодня играть Чехова – личное
дело каждого. А ставить – частное предприятие,
рискованное, как извоз. Это даже поступок –
поставить сегодня Чехова, зная заранее, как
скривятся критики и хмыкнут коллеги. Но,
возможно, именно такое положение дел и хорошо?
Дураки, циники, трусы отступятся, а обожатели,
смельчаки и авантюристы продолжат прошибать
стенку лбом. Возможно, именно их упрямство и
позволит театру расслышать в Чехове новую
интонацию, а когда-нибудь, в будущем, породит и
новую эстетику чеховских постановок? Ведь
почудилась же эта новизна, поманило это “личное
отношение” в последнем спектакле Олега Ефремова
“Три сестры”.
Обо всем этом как-то легче думается в провинции.
Провинция не агрессивна и не пресыщена, как
Москва. Больше чем столица страдает и быстрее
устает от всякого рода “шоковых реформ”.
Поэтому в отношении к театру не теряет здравого
смысла, а к Чехову все еще испытывает чувства,
похожие на нежные цветы.
Один из “моих” последних “Вишневых садов” (а
их, увиденных в разные годы, тоже уже наберется
десятка два) поставлен в Казани в Русском театре
имени В.И.Качалова его главным режиссером
Александром Славутским. Что характерно,
спектакль не похож даже на своего создателя,
который чаще предстает в своих работах
живописцем и жизнелюбцем, хотя иногда кажется и
графиком, и мечтателем. А “Вишневый сад” вышел у
него акварелью (так ли это, можно будет скоро
проверить, если в марте театр приедет на гастроли
в Москву). Этот “Вишневый сад” существует и
играется будто в присутствии Чехова. Его образ
возникает уже в программке, где А.П. описан с
какой-то личной болью и печалью. Одинокий
человек, знающий, что умирает, бродит по
пустынной Ялте в сопровождении бездомной собаки
и двух журавлей с подрезанными крыльями.
Спускается на набережную, садится на скамейку, а
потом дома склоняется над столом и сочиняет…
“веселую пьесу о жизни”. Это мимолетное видение,
рожденное несколькими скупыми фразами
режиссера, в течение спектакля оказывается очень
стойким и придает совсем иной масштаб событиям
его последней пьесы – все-таки комедии, а не
трагедии.
Здесь трагична не сама по себе продажа вишневого
сада. Трагично, что “жизнь знай себе проходит” и
сокращается земной срок. Все герои уравнены в
правах на драму. Здесь можно любить всех, даже
Яшу: все хорошие люди, как и должно быть у Чехова,
и каждый по-своему страдал. Или еще будет
страдать. Такова жизнь, она иссякает, и она
продолжается. Для этих Раневской и Гаева потеря
сада и дома равна запоздалому расставанию с
детством. Светлана Романова и Геннадий Прытков и
играют Раневскую и Гаева прежде всего большими
детьми, нежными сестрой и братом, которые знают
друг о друге все, но способны это все понять и
простить. Запоминаешь, как они то и дело касаются
рукой стен своего старого дома, будто истлевших,
перевитых ветвями, но все равно прозрачных
(художник Александр Патраков), как припадают
щекой к “многоуважаемому шкафу” с детскими
игрушками. Как ни странно, этим двоим, которые
осиротеют с продажей вишневого сада, людям из
другого теста, выросшим в хорошей детской, даже
завидуешь. Вся их жизнь была одна затянувшаяся
юность, счастливая, полная беспечности и ласки.
Воспоминания об этом еще помогут им выжить. Куда
тревожнее здесь выглядит будущее Пети (Илья
Славутский) и Ани (Ирина Вандышева), еще одной
пары милых детей, но уже недолюбленных,
недоласканных. Они страшно торопятся взрослеть и
потому немного смешны в своем раннем
практицизме. Самая трагическая пара в этой
истории – Варя (Надежда Ешкилева) и Лопахин
(Кирилл Ярмолинец), люди действительно взрослые и
самостоятельные. Им еще жить и жить, но вместе с
вишневым садом они похоронят свои мечты. Скоро
постареют и зачерствеют, “работая подолгу, без
устали”.
Для Славутского “веселая пьеса”, написанная
Чеховым-стоиком, полна авторского сочувствия ко
всем, кто остается жить. В присутствии смерти
трагизм жизни все равно весел. Все чеховские
герои будто увидены его острым зрением – зрением
человека, уходящего в мир иной, человека,
стремящегося запомнить. Он немного завидует им,
тем, кто дойдет, и он им сочувствует, ибо точно
знает, что случится потом. Фактически этот
спектакль обрывается на лопахинской реплике:
“Выходите, господа… До свиданция!” А все, что
будет сказано после (“Моя жизнь, моя молодость,
счастье мое, прощай!.. Жизнь-то прошла… ничего не
осталось, ничего…”), – как торопливая приписка
автора на полях, как далекий звук прорвавшегося
вдруг рыдания. Великого драматурга и
обыкновенного смертного. Доктора, который знает,
что непоправима в этой жизни только смерть…
Чехов начала ХХI века зыбок, мерцает, как
колдовское озеро в “Чайке”. Он несовершенен,
негармоничен, неидеален. Но иного Чехова сегодня
и быть не может. Пройдет время, и наша теперешняя
театральная жизнь будет казаться странной,
неудобной, неумной, не чистой и грешной. Скорее
всего. И возможно, ни одна из теперешних
чеховских постановок не “войдет в историю”, а
смиренно ляжет в подножие какой-то “другой”
чеховской традиции. Гораздо важнее тот факт, что
сегодня театр пытается строить личные отношения
с Чеховым. И это правильно, чтобы каждый человек
театра выстраивал свои отношения с этим
загадочным господином в пенсне сам.
Наталья КАЗЬМИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|