Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Что можно сказать про семилетнего Тимошу? Аутист? Или все-таки нет? Вроде бы налицо аутистический спектр. А это, собственно, что? Как родителям разобраться в том, что означает этот непростой для постановки диагноз? Как выбрать, какому специалисту доверять? И доверять ли самому себе? И друзьям, которые не скупятся на мудрые советы?
Надеемся, что публикация переписки отца «странного» ребенка со своим другом, школьной учительницей, поможет вам, дорогие родители и педагоги, в ваших наблюдениях за ребенком с проблемами в общении. И подскажет, как помочь ему.

Попробуйте сменить стиль общения
Из письма Марии Егоровой Андрею Самойленко

«С точки зрения педагогической науки»? Не дождетесь. Я наблюдала за Тимошей три дня, что-то увидела, у меня возникла версия. Всего лишь.
Мои советы (исходя из этой версии):
1. Не тормозите его во взрослении. Ему семь лет – вот и помните об этом. Даже чуть завышайте планку. Делайте вид, что он уже большой, но не в декларациях (мол, ты уже большой, Тимоша, поэтому должен…), а в ваших действиях. Именно они определяют истинное отношение.
2. Ребенок всегда чувствует, когда он объект семейных усилий и разговоров. Может, во многом потому Тимоша и говорит о себе он, ему, что повторяет за родителями. Получается, что гораздо реже он слышит от взрослых заинтересованное ты.
3. Не говорите при нем о нем.
И наоборот, чаще проявляйте к нему интерес. А интерес выражается в вопросах, на которые вы не знаете ответа. Не как обычно: «Кто это тут на фотографии, Тимоша?» Он-то знает, что вы знаете, что это он, – так зачем же отвечать? А если уж вы так настаиваете, то и получаете: «Девочка Таня». А спросите-ка лучше: «Как ты думаешь, бабушка узнает, кто это тут на фотографии?» Будто и в самом деле не знаете, что Тимоша думает по этому поводу. Чувствуете разницу?
Ребенок бывает очень благодарен взрослому, когда тот проявляет к нему подлинный интерес. Но бескорыстный! Как только он почувствует корысть ваших взрослых целей, он утратит доверие и будет опять отвечать: «Девочка Таня».
4. Тимоше надо дать возможность (тогда и необходимость, глядишь, появится) строить с каждым членом семьи свои отношения. И в эти отношения если и вмешиваться, то очень осторожно и прежде хорошенько подумав: не разберутся ли они как-нибудь сами, без вас.
5. Не предупреждайте его желания вопросами типа «Ты вот это хочешь? Или, может быть, это?» Имейте терпение дождаться выражения желания хоть в каком-нибудь виде. Учитесь ждать, когда он самоопределится в ситуации.
6. Не всегда понимайте его речь. Подталкивайте к тому, чтобы он по-другому выразил свое желание. Ничего не знать заранее, не предугадывать реакции. Тем самым не задавать будущее, не делать реальностью свои ожидания. Иначе он становится заложником того, чего вы от него ждете. Вы вычислили его, а он (и уже давно) – вас. В этом поле нет развития.
7. Не обольщайтесь – вы вполне для него прозрачны. Ведь на самом-то деле он все замечает. Будьте осторожны в разговорах, потому что он слышит и вычисляет ваши корыстные дидактические мотивы.
8. Постарайтесь говорить мало и тихо, тем самым помогая Тимоше слышать слово, а не пропускать мимо ушей поток речи.
9. Пусть ваши реакции тоже будут для него непредсказуемы. Любая непредсказуемость, инакость, странность заставляет его думать и как-то себя проявлять.
10. Не ждите немедленного результата, скорой реакции. Подбрасывайте дровишки в костер, а разгорится или нет – это от многих составляющих зависит. Озадачивайте, а там уж…
11. Говорите, спокойный? А гипердинамия, гипераппетит, энурез? Внешне ребенок вроде бы не психует. Но это объективные свидетельства невроза. Они вылезают, потому что вступают в действие защитные механизмы. Подумайте, от чего Тимоша защищается. Может, от того, что чувствует свою инакость, что он не такой, каким должен быть, что он будто бы не оправдывает ваших ожиданий?
Не давайте ему чувствовать себя больным. Он нормальный человек, достойный уважения, и имеет право молчать и не рассказывать тете стишки. И вы имеете право обидеться на него, замолчать, если почувствуете хамство. Это только на больных не обижаются.
12. Не обрушивайтесь на него по пустякам (посолил варенье или в носках выбежал на улицу). Тут надо с юмором реагировать. Помочь ему научиться отличать главное от неглавного. А то у вас на все одна реакция – нельзя!
«Нельзя!» Их должно быть немного. Штук пять. Но уж если нельзя – так нельзя. Нельзя ходить ногами по столу. Нельзя брать чужое. Хорошо бы составить списочек, он у вас будет, конечно, свой. И будьте тогда принципиальными и твердыми, не идите на попятный из жалости.
13. «Не брать чужое!» Есть такая проблема: Тимоша берет наушники брата. Или малюет маминой помадой. Выработайте схему совместных действий. Договоритесь твердо между собой. Например: «Это, Тимоша, мамин лак. Это для маминой красоты. Когда мама соберется в гости, она даст тебе ее попрыскать». Только потом не забудьте и обязательно попросите Тимошу, чтобы он на самом деле попрыскал маму.
Но если вы хотите, чтобы у Тимоши было понятие о «чужом», дайте ему возможность и что-то «мое» иметь. У всех это «мое» (то, что никому нельзя трогать без разрешения) есть: у мамы – столик с косметикой, у папы – компьютер. А у Тимоши? Выделите ему уголок, пусть там лежат его вещи, книжки, игрушки. И вы не имеете права это все брать, не спросясь. Вот тогда и от него можно требовать деликатности.
14. Не превращайте общение с сыном в особые занятия. Такие у него уже есть – час с логопедом и, допустим, полчасика с мамой – книжку почитать. Старайтесь все обернуть к обучению, дом превратить в обучалку. Из самой жизни брать задания. Сколько всего вокруг, что можно по ходу считать, читать, угадывать, искать странное. Девиз: не урок для жизни, а жизнь на уроке! Привлекайте остальных членов семьи, озадачивая и их. Например, при Тимоше: «Данила, а ты заметил, какое новое слово появилось в доме?» – и пошли все вместе искать, по дороге перечитывая слова, которые на листах бумаги всюду развешаны по дому. Или: «Тимоша, пока я тут готовлю тебе завтрак, поищи-ка вкусное словечко и принеси мне его».
Не впрямую! Опосредованно! В придуманной на ходу игре! Разыгрывайте импровизированные оценки. То, что не получается от имени Тимоши, может получиться от имени девочки Тани или Пятачка. Моя мама разговаривала с маленьким Колей, который тоже не отличался общительностью, под видом козы Мани (два пальца – указательный и средний – это и ножки козы, и рожки). Так вот, Мане он отвечал охотно. А еще они постоянно играли в Пятачка и Винни-Пуха, изображая их этими же пальцами и особыми голосами.
Говорить, читать, рассказывать и действовать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой – старичок, карлик или великан. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано, поэтому не страшно. Поиграйте в карлика и великана. Карлик говорит (считает, просит, зовет, называет слова) то-о-неньким голосом, великан – толстым. Не забывайте меняться ролями.
15. Игра – это азарт, непредсказуемость результатов и равноправие участников. Если чего-то одного не хватает, то это уже не игра вовсе. Быть партнером Тимоше. Все делать по очереди. По очереди читать, находить, узнавать, рисовать, считать. Игра – это смена мизансцены, движение. Неправильного ответа нет. Идти от ребенка. Включаться в игру, им предложенную. Принимать любую, с вашей точки зрения, нелепость. И она может оказаться для вас подарком, открытием, новым ракурсом.
Вариативность. Предлагать ее и быть готовым принять другой вариант (версию). Там, где есть вариативность, возникают разговоры. Вот помаленьку в этих разговорах и возникнет речь. Примеры: двери и дверцы шкафа, сарая, комнаты – в чем разница? Окно. А стекло в книжном шкафу – это окно?
Озадачивать как повод для общения – везде и всегда. Например, озадачивать на слушание сказки: «Я сейчас буду читать, а ты посчитай (загибая пальчики), сколько раз мышка будет скрестись». И уж извольте незаметненько ногтями поскрестись об стул. Будет слушать? А проверьте!
Еще можно, например, в доме слонов поискать. Это может быть игрушка, картинка и даже слово. Или поискать все, что желтого цвета или на букву Г. Или чего три штуки. Придумывайте, изобретайте!
Оречевление руки. Все, что можно, показывать рукой и на руке. Не говоря о том, что считать. Нужны пальчиковые игры, но их и самим можно напридумывать по ходу. А какие-то и так знаете: гуси га-га-га, собачка. Вводите ручные работы, где пальцы выполняют мелкие движения: вязание, кручение волчка, перебирание гороха.
Дорисовывание. По очереди рисуете каля-маля. Другой дорисовывает до узнаваемого. Помните, что неправильных вариантов не бывает.
16. Речь взрослого – никакого императива!
– Ты, значит, так думаешь? Да-а, озадачил ты меня…

…В общем, предлагаю вам сменить стиль общения. Дело нелегкое, но интересное и плодотворное».

Москва – Минск


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru