ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Что можно сказать про семилетнего
Тимошу? Аутист? Или все-таки нет? Вроде бы налицо
аутистический спектр. А это, собственно, что? Как
родителям разобраться в том, что означает этот
непростой для постановки диагноз? Как выбрать,
какому специалисту доверять? И доверять ли
самому себе? И друзьям, которые не скупятся на
мудрые советы?
Надеемся, что публикация переписки отца
«странного» ребенка со своим другом, школьной
учительницей, поможет вам, дорогие родители и
педагоги, в ваших наблюдениях за ребенком с
проблемами в общении. И подскажет, как помочь ему.
А вдруг ты что-то посоветуешь?
Из письма Андрея Самойленко Марии
Егоровой
«…Дело в том, что Тимоша, если и аутист,
то совсем нетипичный. Соответственно и мнения
специалистов расползаются, как тараканы.
Психотерапевт (с первого взгляда): «Никаких
сомнений».
Логопед (республиканского уровня), который
занимается с ним полтора года два раза в неделю:
«Безусловно, проявления есть».
Профессор (видел Тимошу два раза): «Ничего не
заподозрил».
Конечно, у меня есть своя версия. Аутизм
определяется по проявлениям (соответственно не
говорит и уходит в себя), но не по действующим
факторам, дающим эти проявления. На самом деле
исходные факторы накладываются на характер,
тонус, энергетику, внешние обстоятельства и
могут давать очень разные проявления.
Предположительные факторы:
1. Изменение организации мышления, мыслительных
связей.
2. Отсутствие или ослабление обязательной для
формирования человеческого мышления
подсознательной мотивации – борьбы за место в
социуме и метода подражания как средства
формирования мышления.
3. Не имея этой активности, мозг порождает
какую-то другую в неизвестном направлении (так, у
слепых развивается осязание).
Если эти факторы накладываются на нормальное
существо, следствием оказывается уход внутрь.
Не то Тимоша. Он абсолютный Самойленко с
соответствующими признаками: энергетикой,
тонусом, самоуверенностью, нахальством. Если на
этот материал наложить исходные факторы,
получается как бы и не аутист.
Тимошины свойства:
Умственные положительные.
Почти абсолютная память (по тем предметам,
которые его интересуют).
Мгновенная реакция: зайдя на кухню, он быстро
вычисляет новую коробочку где-нибудь на дальней
полке.
Легко и самостоятельно обучается всему, что
управляется кнопками, ручками, ключами.
Интуиция: не дотронется до конфеты, если в нее
подсунули таблетку; когда логопед переехала в
другой кабинет, он лишь на секунду остановился
около старой двери, потом уверенно пошел в конец
коридора в новый кабинет.
Умственные отрицательные.
Не систематизирует, не классифицирует. Знает
цифры, их порядок, но не как последовательность
символов. «Дай цифру три» – не может. Почти то же
и с буквами.
Аутичные.
Грызет пальцы, машет руками.
Любит повторяющиеся вещи (если в книге
встречается рисунок, точно повторяющий обложку,
– высший кайф).
Большой консерватор: все должно быть так, как
заведено.
Не понимает, чего от него хотят.
Эхолалия: повторяет сказанное, даже полную чушь.
Может не попроситься в туалет, умыться в ведре с
грязной водой, и прочая бытовая дичь.
Трудно дается речь – как иностранный язык и
тяжелая работа.
Не интересуется игрушками. Лучше кастрюли,
молотки, вантуз.
Осторожен, здорово побаивается кататься на
каруселях и лошадях.
Детей почти не замечает (может и поиграть, но как
бы сам по себе), может нечаянно затоптать (он
крупный).
Общее умственное развитие отстает (в том смысле,
как его понимают в методических пособиях).
Возможность пойти в школу хотя бы для отсталых
даже не рассматривается. Вариант нереальный.
Неаутичные.
Всегда в хорошем настроении. Часто в очень
хорошем (если здоров и сыт). Логопед говорит, что
Тимоша – единственный из известных ей
счастливых людей.
Никакого желания к уединению (но и к навязыванию
общения тоже).
Интенсивный интерес к окружающему: когда едем в
машине, отвлечь его почти невозможно, настолько
он сосредоточен осмотром местности, но интерес
только наблюдательный.
Людей совсем не боится. Ему ничего не стоит
подойти к чужому человеку и обнять, если человек
понравился. Люди пугаются.
Заводит отношения с людьми (воспитатели,
знакомые), вплоть до характерных обнималок.
Обламывает взрослых запросто. При этом ничего
особенного не делает, никаких подлизываний,
заискиваний.
Не капризен. Хотя то, как к нему относятся в семье,
нормального ребенка привело бы к полной
распоясанности.
Абсолютное отсутствие агрессии. Ни одного
намека. Скорее это ненормальность, так как у
детей всегда есть элемент агрессии.
На лице нет признаков ненормальности и
отсталости. Совсем не вызывает жалости.
Итого: в неаутичных признаках как раз больше
примет отклонения от нормальности.
…Все это я написал для того, чтобы: а вдруг ты
сможешь посоветовать нам, как вести себя с
ребенком, как выстроить работу с ним?
Погляди на все с точки зрения педагогической
науки, а?..»
Минск – Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|