Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Всегда один и смотрит мимо
Аутист тщательно скрывает свой внутренний мир, никогда ни о чем не рассказывает и не отвечает на вопросы

Клиническую картину аутизма описали ученые Каннер и Аспергер. Триада основных симптомов: аутистические переживания, однообразное поведение с элементами двигательных расстройств и своеобразные нарушения речи.
Правда, единства мнений о причинах аутизма у ученых до сих пор нет. Каннер расценивал детский аутизм как особое болезненное состояние. Ряд зарубежных ученых – как начальный период шизофрении. А российские ученые предположили, что аутизм связан с внутриутробным поражением нервной системы.
Аутичный ребенок даже в детском коллективе ведет себя так, будто он один: смотрит мимо, не отзывается на зов, не обращает внимания на игры других детей. Он играет один или около детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит. Все его игры и эмоциональные проявления крайне скупы, ограничиваются бедным набором стереотипных движений и мимики.
Такой ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, никогда ни о чем не рассказывает, не делится своими переживаниями и сомнениями, не отвечает на вопросы. Лишь по каким-то косвенным признакам близкие люди могут догадываться, что ребенка что-то тревожит.
В играх дети-аутисты предпочитают неодушевленные предметы одушевленным. Они не умеют ориентироваться в признаках живого и неживого. Не играют в сюжетные игры, так любимые обычными детьми, – в «дочки-матери», «магазин», «больницу».
Если здоровый ребенок предпочитает игрушки, дающие возможность производить сложные сюжетные действия, например машинки, куклы, то аутичные дети – неспециализированные: кубики, бумажки, палочки. Им нравится играть с неоформленными предметами – песком, водой.
Аутистов совершенно не интересует цвет в рисунках. Они берут первый попавшийся карандаш, в то время как здоровые дети старательно подбирают цвета: каким небо рисовать, а каким – солнце. И рисунки обычно не имеют сюжета: в них нет человеческих фигур или солнышка с домиком, сплошные узоры или геометрические фигуры.
Цвет вообще может быть для них неприятным, раздражающим. Поэтому вся окружающая среда, включая цвет стен, обоев, освещение, мебель и игрушки, нормальная и приятная для здорового ребенка, для аутичного – зачастую источник дискомфорта и постоянных отрицательных эмоций.
Аутичные дети болезненно реагируют на громкие или незнакомые звуки и предметы. Внешняя эмоциональная холодность и безразличие к близким людям у них всегда сочетается с повышенной ранимостью и даже пугливостью.
Самый сильный раздражитель – человеческий взгляд. Поэтому аутисты никогда не смотрят на человека, даже на собственную мать, а как бы мимо.
Постоянный отрицательный фон служит благодатной почвой для возникновения разнообразных страхов, на которые дети сами никогда не жалуются. Причины страхов самые разные: бытовые вещи, некоторые игрушки, звуки работающего мотора, шум льющейся воды, хлопанье входной двери. Окружающий мир для аутичного ребенка – не источник радости и цель исследования, а источник постоянных страхов.
Чувство страха вызывает и все новое, незнакомое. Любое, даже малейшее изменение в обстановке – перемещение мебели, появление новых людей, изменение привычных блюд или малейшие отклонения от режима дня – вызывает бурную реакцию, панику. Ребенок начинает биться в истерике, кричать, бить себя по голове. Одни болезненно реагируют на самые простые раздражители – яркий свет и громкие звуки, другие, наоборот, настолько не обращают на них внимания, что их ошибочно принимают за слепых или глухих. Из-за того что аутичный ребенок не смотрит на лица и в глаза других людей, его «разглядывание» чужого лица напоминает действия слепого – такое же ощупывание и обследование руками без зрительного контроля.
Разъедающие детскую душу чувства тревоги и страха сопровождают их постоянно, лишая возможности радоваться любым проявлениям жизни. В дальнейшем страх тормозит общение и обучение. Характерна постоянная готовность к бегству, поза в пол-оборота, взгляд в сторону.
Ритуальное поведение аутистов – не что иное, как защитная реакция. Дети годами играют в одну и ту же игру, совершают одни и те же действия, например, включают и выключают свет или воду.
Аутичные дети практически не пользуются речью для общения. Аутичная речь – скупая, часто скандированная, обращенная в пространство или к самому себе во втором или в третьем лице с неестественными причудливыми интонациями. Тембр голоса тоже неестественный, вычурный. Походка и жесты неловкие, неуверенные, ребенок как бы подпрыгивает на ходу.
Аутичные дети с трудом овладевают элементарными навыками самообслуживания. Но интеллект остается сохранным. Иногда кажется, что ребенок не замечает событий, происходящих рядом с ним, а он может одной фразой обнаружить точное понимание ситуации.
С самого раннего возраста эти дети не умеют радоваться теплым прикосновениям матери, отвечать улыбкой и оживлением на ее приближение. Материнские ласки часто бывают им неприятны. Они сторонятся всякого телесного контакта.
Рано научившись говорить, ребенок может длительное время одержимо повторять отдельные слова или слоги. С годами все больше становится видна нецеленаправленность его поведения и противоречивость психической сферы.
Нарушение социального общения накладывает отпечаток на развитие ребенка. Особенно страдают те стороны восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики, – речь, мышление. Каждая из этих функций развивается изолированно, сама по себе.
Обучение и социальная адаптация – самые главные проблемы аутичных детей. Как научить ребенка читать, если его невозможно заставить смотреть в букварь?
Пока он маленький, родители водят его по врачам и психологам, пробуют лечить традиционными методами. Если от них нет эффекта, прибегают к нетрадиционным, которые в ряде случаев оказывают неплохой терапевтический эффект из-за того, что задействованы собственные резервы детского организма. Например, помогает лечение с помощью лошадей – иппотерапия или терапия удержанием – холдтерапия. Хорошо зарекомендовала себя и реабилитация с помощью дельфинов.
И каков же прогноз? Он зависит от многих факторов: от степени выраженности заболевания, от отношений в семье, от выбора методов лечения и реабилитации. Да и материальное благосостояние семьи играет не последнюю роль.
И хотя детский организм обладает громадными компенсаторными возможностями, упорство родителей зачастую становится одним из главных факторов в победе над этим не до конца пока изученным и непонятным заболеванием.
Психолог детской психиатрической больницы описывает случай, когда героизм матери буквально сотворил чудо. Антошке поставили диагноз – ранний детский аутизм. До четырех лет мальчик не разговаривал. Тихо лежал в кровати, не реагируя ни на свет, ни на звуки. Врачи говорили, что мальчик неизлечим и советовали матери смириться с этой мыслью.
Но она продолжала упорно сражаться за сына. Каждый день она садилась у Антошкиной кровати и часами читала ему сказки. Ребенок продолжал равнодушно смотреть в потолок. Мать охватывало отчаяние. Но однажды она все же уловила едва заметный проблеск интереса в глазах ребенка.
Сейчас Антон учится в общеобразовательной школе. Конечно, у него есть некоторые особенности в поведении, но он сумеет получить образование, потом – работу и вписаться в человеческое сообщество.
Но не у всех детей такие упорные родители. Или степень аутизма более выраженная. Что происходит с ними, когда они подрастают?
Незаметно бегут годы, «дети дождя» становятся взрослыми, а их родители – пожилыми людьми, прожившими всю жизнь с чувством вины и тревогой. Они уже не могут обслуживать своих по-прежнему несамостоятельных детей.
Жизнь взрослых аутистов проходит в интернатах или психиатрических лечебницах, где они проводят долгие серые дни, месяцы и годы, одурманенные психотропными препаратами.
Ни для кого не секрет, какие мизерные средства выделяются на социальные программы, на лечение и реабилитацию, на разработку новых методов лечения. И аутисты обречены пожизненно смотреть на мир через решетку больничных окон.

Светлана АРТЕМОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru