ДОМАШНИЙ АРХИВ
ВСТРЕЧА
Запах неба
Рассказывает военный летчик Александр
Михайлович Серегин
Мечта
У моего отца был родной брат Николай. Он служил
авиатехником в знаменитом Ейском авиационном
училище. Когда дядя Коля приезжал в отпуск, для
меня был праздник. Мне в нем все нравилось: форма,
подтянутость, четкость… И я сразу решил – буду
офицером.
В Армавир, в училище, меня провожали бабушка и
мама. Бабушка – до калитки, а мама – до
автобусной остановки. Я сказал: «Мам, давай не
будем никому в селе говорить, куда я поехал и
зачем». Были случаи, когда возвращались ребята в
село, как курица общипанная. Мама говорит:
«Хорошо, сынок». И дает мне тридцать рублей на
дорогу и на все про все. Это был июль 1969 года.
Палатка
Приехал я в Армавирское авиационное училище. Как
сейчас помню – футбольное поле, и на нем большие
госпитальные палатки, а в них – все, кто хочет
стать военным летчиком, в каждой палатке человек
по пятьдесят. Переночевал я первую ночь в этой
палатке, встаю утром, а в моем пиджаке денежек,
что мне дала мама, уже нет. Кто-то увел мои
тридцать рублей. Я впервые в жизни столкнулся с
такой нечестностью.
И вот здесь же, в палатке, я встретил одного парня.
Он был постарше меня. Приехал поступать с завода.
Ему выплатили все под расчет, и у него было 80
рублей. Когда он узнал, что у меня украли деньги,
он сказал: «Саша, все будет нормально! У меня
деньги есть...» Потом я летал по всему Союзу, по
очень многим регионам и аэродромам, но нигде не
встретил этого паренька. Видимо, он все-таки не
поступил в училище и не стал военным летчиком.
Кони на снегу
Приезжаю домой в первый курсантский отпуск, там
все рады. И вот самое главное впечатление:
серебристо-белый снег, все-все белое и… кони,
кони… Бег коней по белому снегу. Отец у меня был
конюхом, и конюшня была напротив дома. Запрягали
в сани любимого отцовского коня Бельчика и по
белому-белому снегу носились по всем
родственникам, по всей родне. Потом тоже много
раз ездил в санях по снегу, но такой радости не
испытал больше никогда.
Мамина песня
Закончил я училище осенью 1973 года. Выпускной бал,
и все лейтенанты-летчики убывают по предписаниям
в боевые авиаполки по всему СССР.
Но сначала отпуск, домой, к родителям. Конечно, им
приятно, сын – летчик, офицер. Батя не дал даже
мне снять шинель, прямо во дворе давай бороться и
поборол меня. Собралась вся родня, по русскому
обычаю накрыли стол, а потом я, как всегда, прошу
маму: «Спой…» И вот, как мама запоет, сердце у
меня куда-то проваливается, комок в горле, и меня
так пробирает, аж слезы на глазах наворачиваются.
А песня-то, видимо, старая, я ее ни разу не слышал
ни по радио, ни по телевидению.
Летчик кружится над моею хатой,
Он меня приворожил, паренек крылатый…
Интересно, что до тех пор, как я не поступил в
летное училище, мама эту песню не пела.
На боевом дежурстве
Мы в то время не знали проблем с керосином, с
вооружением, с питанием. Наше дело было – летать.
Осваивать все новые и новые задачи по перехвату
целей на разных высотах, под разными ракурсами.
Мы в то время были все молодые. Хотели, очень
хотели летать, и не просто летать, а решать боевые
задачи. У нас была и романтика, в самом лучшем
смысле этого слова, и гордость за то, что я, такой
молодой летчик, освоил эту новейшую технику. И
при заступлении на боевое дежурство в дежурное
звено у нас был доклад: «Старший лейтенант
Серегин заступил на боевое дежурство по охране
воздушных рубежей столицы нашей Родины –
города-героя Москвы!» Вот так мы нашу столицу
охраняли из Архангельской области.
Судьба
В 1977 году в наш полк прилетает комиссия по отбору
летчиков полка кандидатами в отряд космонавтов.
Помню, в полку перед отобранными кандидатами в
космонавты выступал космонавт Б.В.Волынов. И он
сказал, что примерно из 500 кандидатов в
космонавты реально доходят до космического
полета четыре, а может быть, и три человека. Вот
такое было в то время «сито».
Меня забраковали на медкомиссии. Несправедливо,
как потом оказалось. Я не озлобился, не замкнулся.
Наоборот. Судьба дала мне возможность освоить
другой вид авиации – военно-транспортной. Грузы
доставлял в гарнизоны: видели бы вы глаза детей в
туркменских гарнизонах, когда мы привозили им на
Новый год настоящие зеленые подмосковные елки
или когда доставляли в город Анадырь арбузы,
дыни, фрукты…
Я благодарен судьбе. Вот сейчас вспоминаю: в
Котласе просто бежал на работу, на службу, на
аэродром– скорей, скорей вдохнуть этот выхлоп
керосина из сопла самолета, еще раз полюбоваться
простором аэродрома…
Летчик – это профессия мужская и работа
нелегкая. А там, где трудно, плохие люди как-то не
держатся. Они отторгаются самой жизнью,
событиями, а многие уходят сами.
Сейчас я работаю старшим диспетчером в
авиакомпании «Домодедовские авиалинии», до
взлетно-посадочной полосы – около километра. И
вот иногда, как пахнет с полосы керосинчиком из
двигателя самолета, нет-нет да и сожмется что-то у
меня внутри…
Записал Игорь Романович НЕКРАСОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|