Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ

Ушла на фронт деревня

Перышко «звездочка»

Таня Смирнова

В годы войны на полях работали женщины и дети. Пахали на быках, потому что лошадей отдали фронту. Даже на тракторах работали молодые девушки. В сельсовете всю ночь горела керосиновая лампа, там дежурный сидел у телефона и ждал вестей.
В Кладове была четырехклассная деревянная школа. Преподавали в ней четыре молодые учительницы. Среди них – Валентина Михайловна Сухарева. Она и сейчас живет в деревне Кладово в красивом доме с резным крылечком.
Учеников в войну было много. В каждом классе топилась печка. Тетрадей не хватало, писали на серой оберточной бумаге ручками-вставочками с перышком «звездочка» или «лягушка». А чернила наводили из свеклы и сажи. Считали палочки, нарезанные из стеблей малины и нанизанные на веревочку.
Валентина Михайловна помнит всех своих учеников, даже тех, которые учились недолго. Вот, например, Слава Новичков. Его привезли в войну из Москвы, он сильно отличался от деревенских детей. У него был синий костюмчик с матросским воротником. Слава много читал, брал у учительницы книги и вежливо благодарил. Где он сейчас? Вот бы откликнулся…
В теплое время года дети ходили в школу босиком, а зимой часто сидели дома – валенки были одни на всю семью. Некоторые обматывали ноги портянками, перевязывали веревками и так ходили в школу. Там детей подкармливали, потому что многие приходили голодные.

Таня СМИРНОВА

P.S. Танечка Смирнова – любимица всего класса и школы. Училась на экономиста в колледже. Училась бы и дальше, но тяжело заболела и вскоре умерла мама. Танечка вернулась домой, работала в конторе колхоза, помогала отцу и старшей сестре. Сейчас вышла замуж, счастлива, у нее маленькая дочка…

Замороженные хохлики

Иван Васильевич Новиков, 1941 г.

Скоро будет День Победы, и в старый наш парк придут люди, чтобы вспомнить погибших и поклониться памятнику воинам-землякам. Только ветеранов среди них будет очень мало. Зато будет много женщин и мужчин, которые в войну были еще детьми, но выносили все ее тяготы вместе со взрослыми. Среди них будет и моя бабушка Лидия Ивановна Мурашова.
В 1941 году ее отец Иван Васильевич ушел на фронт. Он был почти глухой, но его все равно взяли.
Лида рано повзрослела. Ей доверяли ездить в город за горючим, и она справлялась с лошадью. Вместе с другими подростками пахала и боронила поля, в ее распоряжении был одноглазый бык, который часто упрямился.
Осенью Лида теребила лен, вязала его в снопы, старалась сделать норму и даже больше. Весной, во время вспашки полей, разбрасывала навоз вилами по всему полю. За работу ставили палочки – трудодни.
Бабушка рассказывала, что ели в основном колоколину – пустые коробочки из-под семян льна. Кроме колоколины ели еще дидель (высокое зонтичное растение с полым внутри стеблем). Его собирали после зимы, толкли в ступе, получалась белая мука. Из нее пекли лепешки. Также пекли лепешки из спелых головок клевера, смешанного с колоколиной. Было очень трудно. Все время хотелось есть, дети пухли от голода.
Когда сходил снег, ребятишки бежали на поля, и там, в замерзшей земле, они отыскивали картошку, замороженные хохлики.
Бабушка часто вспоминает, как в детстве они любили сидеть на печке и отыскивать в щелях оставшиеся после сушки зерна – память о сытом довоенном времени.
В 1942 году пришла похоронка на отца. Это горе лишило семью последней надежды. Потом узнали, что друг его предупреждал об опасности, да он не расслышал, и его засыпало в окопе. Как переживала мать Ольга Львовна, как плакала! Ей предстояло одной уберечь детей и поставить их на ноги. Она была очень сильной и очень доброй. Об этом до сих пор вспоминают люди.
После войны в ее доме жили бывшие военно-
пленные, которые проходили еще проверку. Она не только делилась с ними всем, чем могла, но и согревала, утешала, они даже звали ее мамой. Ольга Львовна прожила до 90 лет. А ее дочь, моя бабушка Лида, встретила Победу почти взрослой. Ей исполнилось пятнадцать лет.

Вера ШАБАНОВА

P.S. Верочка училась отлично. Ее мальчишка, с которым она дружила еще в школе, попал служить в Чечню. Вернулся в тяжелейшем состоянии – и морально, и физически. И спасла его маленькая хрупкая Верочка – она оставила колледж и 17-летней вышла за него замуж. Вся деревня ахнула, а она улыбалась. Теперь у них прекрасная семья, им дали новый дом, родилась дочка…

Связисты

Игорь Белов

Однажды бабушка Люся показала мне газету. Газета была совсем старая, истерлась на сгибах и пожелтела от времени. В газете была фотография пожилого человека. Тут я вспомнил, что уже и раньше видел такую фотографию у бабушки Люси. Она сказала, что это ее отец Шабров Яков Иванович. Мой прадедушка. Он умер, когда меня еще не было. А его жена, моя прабабушка Поля, жила долго и умерла совсем недавно, я ее помню и люблю.
Узнав, что прадед воевал, я стал с интересом читать газету, а бабушка Люся все добавляла. Я узнал, что прадед воевал в Великую Отечественную войну в составе Ярославской стрелковой дивизии. Вместе с ним уходили на фронт земляки Степан Заборов и Алексей Григорьев, а из Кладова – Василий Ботин.
Фамилии знакомые, но людей этих я не знаю, их уже и в живых нет. Живет в Починке дядя Митя Заборов, сам старенький уже, а Степан Заборов был его отец. Живут в Починке потомки Алексея Григорьева.
Я закрываю глаза и вижу передовую, окопы, артиллерийские залпы, орудийные вспышки…
Яков Иванович Шабров был на войне связистом, восстанавливал порванную связь. Интересно по карте проследить военную дорогу моего прадеда. Он шел через Оршу, Витебск, Латвию, Литву. Под Кёнигсбергом в 1944 году был ранен в руку. На санитарном поезде его вывезли в тыл. День Победы встретил в госпитале города Рыбинска, ему было 43 года.
Я спросил бабушку Люсю, как жила семья без отца. Она стала грустная и тихо ответила: «Плохо. Было трудно прокормиться».
Я удивился, что бабушка Люся помнит это, ведь ей тогда было всего четыре года. А когда вернулся Яков Иванович, он принес с собой много радости. Сразу стал работать – пас коров, возил молоко, работал на пекарне, возил почту.
Дедушки Якова давно уже нет, а люди помнят его. Недавно я услышал случайно: «Яков Иванович был хороший человек. У него для всех находилось доброе слово».
Скоро День Победы. Люди соберутся у памятника. А я вспомню своего прадеда, который был простым солдатом.

Игорь БЕЛОВ

P.S. Игорек Белов после окончания нашей школы получил профессию агронома в Пошехонском сельхозколледже. Ушел служить в армию. В это время у него умер отец. После похорон он мог бы остаться дома, но уехал дослуживать, а вернувшись, помогает матери растить малышей, ведь в семье еще пятеро детей, младшему брату – полтора года. Работы по специальности нет, зарплаты копеечные…

Подготовка текстов
и послесловия Валентины ГУСЕВОЙ
Пошехонский район,
Ярославская область


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru