Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА

«Счастливый случай»
Письмо Л.В. Жуковой, д. Коськово Тихвинского района Ленинградской области

Уважаемая редакция! Мне очень хочется подключиться к социоигровой методике обучения. На протяжении нескольких лет я разрабатываю тему “Игровые уроки и игровые моменты на уроках русского языка и литературы”. Работаю на свой страх и риск. Что-то получается, но очень хочется услышать мнение специалистов. Ведь в маленькой сельской школе мы часто “варимся в собственном соку”, с книгами и пособиями туго, и трудно объективно оценить свои результаты.
Не секрет, что некоторые дети с неохотой ходят на уроки вообще и на мои уроки в частности. А играть, конечно, любит каждый ребенок.
Многие обобщающие уроки строю по принципу телевизионных игр “Звездный час”, “Счастливый случай” и прочих. Такие игры помогают тем, кто не силен в учебе, чувствовать себя на уроке достойными соперниками даже сильных учеников.
Например, заключительный урок литературы в 8 классе я строю как урок-игру “Счастливый случай”.
Предварительная подготовка. Приготовить табло. Карточки информационные и сигнальные с цифрами от 0 до 5 – для каждого участника. Вырезать звездочки для подсчета результатов.
Перед уроком делю детей на две команды: “дети” и “родители” (ученики могут и сами разбиться на пары). Рассаживаю – впереди садятся дети, сзади – их родители.
Объясняю правила игры. На табло 4 или 5 вариантов ответа. Когда прозвучит вопрос, нужно сигнальной карточкой показать номер предполагаемого ответа. За правильный ответ выдается звездочка. Если родитель тоже ответил правильно, выдается дополнительная звезда.
Первый тур. На табло карточки: 1 – Пушкин, 2 – Лермонтов, 3 – Есенин, 4 – Тютчев.
Нужно определить автора зачитываемых учителем отрывков. Ученики показывают соответствующие карточки и получают звездочки.<...>
Второй тур. На табло: 1 – “Парадокс”, 2 – “Телеграмма”, 3 – “После бала”, 4 – “Зеленая лампа”, 5 – “Ася”.
По описаниям персонажей нужно определить литературное произведение. <...>
Третий тур. На табло: 1 – жанр, 2 – композиция, 3 – рассказ, 4 – повесть, 5 – тема.
На вопросы по теории литературы нужно показать соответствующие карточки. <...>
Подводим окончательные итоги игры. Побеждает пара, набравшая большее количество звездочек (ставлю пятерку; остальным – по убывающей, но без неудовлетворительных оценок).
Если остается время, то можно предложить ребятам (чтобы заработать дополнительные звездочки) за 1 минуту составить новые слова из слова “литература”. Можно наградить за самое длинное новое слово или за большее количество получившихся слов и т.п.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru