РЕЖИССУРА УРОКА
«Счастливый случай»
Письмо Л.В. Жуковой, д. Коськово
Тихвинского района Ленинградской области
Уважаемая редакция! Мне очень хочется
подключиться к социоигровой методике обучения.
На протяжении нескольких лет я разрабатываю тему
“Игровые уроки и игровые моменты на уроках
русского языка и литературы”. Работаю на свой
страх и риск. Что-то получается, но очень хочется
услышать мнение специалистов. Ведь в маленькой
сельской школе мы часто “варимся в собственном
соку”, с книгами и пособиями туго, и трудно
объективно оценить свои результаты.
Не секрет, что некоторые дети с неохотой ходят на
уроки вообще и на мои уроки в частности. А играть,
конечно, любит каждый ребенок.
Многие обобщающие уроки строю по принципу
телевизионных игр “Звездный час”, “Счастливый
случай” и прочих. Такие игры помогают тем, кто не
силен в учебе, чувствовать себя на уроке
достойными соперниками даже сильных учеников.
Например, заключительный урок литературы в 8
классе я строю как урок-игру “Счастливый
случай”.
Предварительная подготовка. Приготовить табло.
Карточки информационные и сигнальные с цифрами
от 0 до 5 – для каждого участника. Вырезать
звездочки для подсчета результатов.
Перед уроком делю детей на две команды: “дети” и
“родители” (ученики могут и сами разбиться на
пары). Рассаживаю – впереди садятся дети, сзади –
их родители.
Объясняю правила игры. На табло 4 или 5 вариантов
ответа. Когда прозвучит вопрос, нужно сигнальной
карточкой показать номер предполагаемого
ответа. За правильный ответ выдается звездочка.
Если родитель тоже ответил правильно, выдается
дополнительная звезда.
Первый тур. На табло карточки: 1 – Пушкин, 2 –
Лермонтов, 3 – Есенин, 4 – Тютчев.
Нужно определить автора зачитываемых учителем
отрывков. Ученики показывают соответствующие
карточки и получают звездочки.<...>
Второй тур. На табло: 1 – “Парадокс”, 2 –
“Телеграмма”, 3 – “После бала”, 4 – “Зеленая
лампа”, 5 – “Ася”.
По описаниям персонажей нужно определить
литературное произведение. <...>
Третий тур. На табло: 1 – жанр, 2 – композиция, 3 –
рассказ, 4 – повесть, 5 – тема.
На вопросы по теории литературы нужно показать
соответствующие карточки. <...>
Подводим окончательные итоги игры. Побеждает
пара, набравшая большее количество звездочек
(ставлю пятерку; остальным – по убывающей, но без
неудовлетворительных оценок).
Если остается время, то можно предложить ребятам
(чтобы заработать дополнительные звездочки) за 1
минуту составить новые слова из слова
“литература”. Можно наградить за самое длинное
новое слово или за большее количество
получившихся слов и т.п.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|