ПАРАДОКСЫ ПРОФЕССИИ
В свое время манифест «Педагогики
сотрудничества» подчеркивал: «В школе всегда
были учителя-предметники и учителя-воспитатели:
одни идут с предметом к детям, а другие с детьми к
предмету. Вот это и есть сотрудничество с
детьми».
Но не можем ли мы сегодня взглянуть на это
разграничение, не столько противопоставляя,
сколько объединяя тех и других?
В том же манифесте был специально выделен (хотя
почти не расшифрован) тезис, связанный с «идеей
соответствующей формы», с тем, что урок должен по
самой своей форме отвечать изучаемому предмету.
Наша новая рубрика связана с попыткой
приблизиться к расшифровке этого тезиса. А также
с попыткой рассмотреть, что важного высветилось
в школьных предметах за последнее десятилетие,
об их обнажившихся проблемах, об их
приоткрывшихся особых педагогических
возможностях.
Статья, открывшая рубрику, была опубликована в
64-м номере «Первого сентября» за прошлый год.
Сегодня – вторая публикация.
Вообразить... бесконечность!
Что может математика, если не бояться
задавать вопросы
С чего должна начинаться школьная
математика? Принято считать – с навыков
элементарного счета. С того, что пригодится в
жизни... Все мы в свое время прошли этот курс
начальной счетной математики, но вот вопрос:
почему лишь немногие из нас увлеклись этой самой
математикой, почувствовали особую красоту ее
построений или пережили состояние
математического азарта?
Может, дело в том, что для большинства детей
математика не раскрылась как пространство
личных жизненных смыслов? У кого-то само собой
получилось, а кому-то нужна помощь взрослого. И не
в тренировке счетного навыка помощь, а в том,
чтобы ребенок почувствовал: «Математика – это
про меня!» Ведь можно задачки из учебника решать,
а можно свою повседневную жизнь увидеть как
множество интереснейших математических задач –
был бы рядом умный взрослый, способный помочь
провести математические исследования
окружающего мира. Например, ответить на вопрос...
какой будет суммарный вес всех домашних
животных, которые есть у твоих одноклассников?
Или какой длины получится линия, если все дети
класса возьмутся за руки? Или придумать
совместно с учителем и друзьями неисчерпаемое
множество других задач, требующих и
коллективного взаимодействия, и способности
мыслить, ну и, конечно, каких-то счетных навыков...
Хотя счетные навыки при этом совсем не самое
главное.
Назовем это математическим проектированием или
другими умными словами – не важно. Важно, чтобы
ребенок почувствовал: математика способна дать
его жизни дополнительные краски и
дополнительное игровое измерение. А еще чтобы он
почувствовал, что математика – это особая
философия, которая пытается придать миру
числовую размерность и исследовать это самое
числовое устройство мира. Ведь ребенку семи или
восьми лет крайне интересно философствовать об
устройстве мира, о его тайнах и парадоксах – жаль
только, что школа не умеет пока откликаться на
эту философскую потребность ребенка (в том числе
и с помощью математики).
Аксиома сложения
Приведу в качестве примера две арифметические
аксиомы – аксиомы сложения. Мы обычно как-то не
задумываемся, что у арифметики есть свои аксиомы,
но они тем не менее есть, и в своей предельной,
аксиоматической простоте выводят на самые
сложные вопросы человеческого бытия.
Аксиома № 1.
Любые числа могут быть сложены друг с другом.
Аксиома № 2.
Любое число может быть представлено как сумма
других чисел.
Взрослому человеку очевидна истина этих двух
аксиом: а как же иначе? В их пользу
свидетельствует весь жизненный опыт, но вместе с
тем это именно аксиомы, которые невозможно
доказать. Иными словами, это суждения, в которых
представлены некие математические очевидности.
Однако ребенок – это такое существо, которому
вовсе не очевидны истины взрослого опыта. Надо
только помочь ему удивиться – и удивиться вместе
с ним. Тогда-то и появится вместо скучнейшего
урока математического счета восхитительный и
для детей, и для учителя урок математической
философии.
«Скажите, дети, есть ли такие числа, которые
невозможно было бы сложить друг с другом?!»
Для взрослого ответ на этот вопрос совершенно
очевиден: «Ну конечно, нет! Какими бы ни были
числа, их всегда можно друг с другом сложить!»
Но для ребенка-первоклассника это совсем не
очевидный ответ. Во всяком случае, здесь есть о
чем подумать...
Хотя многие дети вначале попытаются тем или иным
образом уйти от ответа: «Я не умею складывать
большие числа!», «Меня не учили, я не знаю!»,
«Может, такие числа и есть, но я этого не знаю!»
или: «Откуда же я могу знать, есть ли такие
числа?!».
И тогда продолжение разговора зависит от
настойчивости, упорства и изобретательности
учителя.
«Я же не прошу вас назвать эти числа, и тем более я
не прошу вас их сложить – все, о чем я прошу вас,
это подумать: возможно ли такое число, которое
нельзя было бы сложить ни с каким другим? Или так:
возможны ли два таких числа, которые нельзя было
бы сложить друг с другом?»
То есть вопрос не об умении складывать и не о
правильности сложения, а о самой возможности
сложения. О сложении, если можно так выразиться, в
принципиальной плоскости. Совсем не важно,
сколько получится – важно понять, можно ли в
принципе что-то с чем-то сложить. Между прочим,
именно из таких, наивных, казалось бы, вопросов и
складывается существо математики.
Важно только никуда не торопиться – философия по
своей природе неспешна.
«Вот, смотрите, я обвел в тетради 5 клеточек. И
могу пририсовать к ним еще 10. Или 15. Или сколько
получится. И это будет операция сложения –
сложения одной группы клеточек с другой. И не
важно, сколько их окажется в результате – важно,
что я в принципе могу это сделать. Сложить 5 и 10. 5 и
7. 10 и 15... Я отчетливо вижу, что могу их сложить. Но
всегда ли это так? Может, все-таки можно придумать
такие числа, которые невозможно будет сложить?»
И вот наконец-то появляются первые
ниспровергатели аксиом, которые начинают думать,
а стало быть, предлагать свои варианты: «Это
будет такое большое число, что мы не сможем его
записать!» Или: «Это будет так много клеточек, что
мы не сможем их нарисовать!» «Это будет страница
больше нашей комнаты, больше нашего города!»
Теперь отбивается уже учитель: «Ну хорошо, а если
складывать в воображении? Разве в воображении
нельзя представить все что угодно? Давайте
попробуем представить число такой величины, что
его заведомо нельзя будет сложить ни с каким
другим!»
Понятно, что учитель провоцирует. Его главная
задача – заставить ребенка начать воображать.
Потому что если не работает воображение – какая
же это математика? Это еще Пифагор хорошо
понимал: математика – способность переводить в
символы работу воображения. Так что мы должны
вообразить себе мир чисел и их взаимоотношений, и
только после этого имеет смысл что-то записывать
на бумаге. Например, с помощью цифр.
«Закройте глаза и представьте себе такое
огромное число, какое только сможете! Пусть это
будет число клеточек. Или число ваших любимых
конфет. Вам совсем не надо знать имени этого
числа – просто пусть это огромное, невероятное
количество конфет, или тетрадных клеточек, или
еще чего-нибудь предстанет перед вашим
воображением. И пусть у каждого это будет что-то
свое... Представили? А теперь попробуйте к этому
бессчетному количеству конфет или тетрадных
клеточек прибавить еще чуть-чуть! И совсем не
надо пытаться их сосчитать. Просто добавьте одно
к другому в своем воображении! Получилось?»
И потрясенные дети начинают наперебой
рассказывать о результатах своего
вообразительного эксперимента. О том, что и у
кого получилось представить и как к
представленному «невообразимому» (как это
«невообразимому», коли удалось вообразить?!)
количеству удалось что-то добавить. И о том, что,
оказывается, можно складывать, но при этом...
ничего не считать!
И о том, что да, похоже, каким бы ни было большим
число (не важно, число чего – тетрадных клеточек,
конфет или звезд во Вселенной), к нему всегда
можно прибавить еще какое-то. Главное – это можно
вообразить.
Правда, среди детей всегда может найтись
маленький хитрец, который предложит коварный
вариант типа: «А что, если одно число будет
величиной с целый мир, то есть это будет число
всего того, что есть во всем мире, – как быть
тогда?»
Такой вот выход на вопрос о сущности мира и о
сущности бесконечности. Бесконечен ли мир? Можно
ли его в принципе сосчитать? Если да, если
возможно конечное число, описывающее мир, –
значит, и мир не бесконечен. А если мир
бесконечен, то разве возможно такое число?
Весь жизненный опыт ребенка свидетельствует о
том, что у всего без исключения есть конец, есть
границы. А что же такое бесконечность? И можно ли
вообразить бесконечность? С одной стороны, вроде
бы нет – сознание «ломается» от такой попытки.
Вообразить бесконечность – это как? Все, что мы
ни вообразим, все равно будет иметь какие-то
границы... Однако, с другой стороны, нельзя
вообразить и отсутствие бесконечности. Во всяком
случае, в математической модели Вселенной. Не
получается вообразить число, к которому уже
ничего нельзя прибавить! А это значит, что
арифметическое сложение носит абсолютный
характер, и это процедура, которая в своем
пределе устремлена в бесконечность...
И ребенок, который только-только начинает
заниматься арифметикой, переживает чувство
трепетного восторга-ужаса перед этой
грандиозной наукой, которая, оказывается, вовсе
не ограничивается подсчетом каких-то там скучных
вишенок и птичек, а распространяется на саму
бесконечность, которую, оказывается, даже
вообразить невозможно...
В глубины числа
Но у арифметической бесконечности есть и другая
сторона. Другое, если угодно, направление.
«Существуют ли числа, которые нельзя представить
как сумму других чисел? Может ли кто-нибудь
назвать, придумать такое число, которое не
состоит из других чисел?» – спрашивает учитель.
«Как это?»
«Смотрите, вот число пять. Не важно, чего именно
«пять» – конфет, арбузов, мальчиков или
тетрадных клеточек. Важно, что всякий раз можно
сказать, из каких других чисел это число состоит.
Вот я обвел в тетради фигурку из пяти клеточек, и
мы можем по-всякому разбить ее на части: на один и
четыре, на два и три... Так и пишем: 5=1+4, или 5=2+3... А
теперь пусть каждый нарисует у себя в тетради
любую фигурку из клеточек и попробует ее разбить
на части... Смотрите, как просто!..»
Оказывается, это не только просто, но и интересно:
рисуй себе в тетрадке любые фигурки и разбивай их
на части... А потом считай клеточки и записывай...
Надо же!.. И вправду, всякая фигурка легко
разделяется на две или несколько частей...
Но вот дети вволю «напробовались»,
«наэкспериментировались» – можно вернуться к
главному вопросу.
«Ну так как, есть ли такие числа, которые нельзя
представить как сумму других?»
Теперь вопрос понятен. И тут же находятся дети,
которые откликаются на него легким и быстрым
«Да!», имея в виду число один. Любое число можно
разбить, а вот один никак не разбивается!
«А разве одну клеточку нельзя разбить на части?»
«Конечно можно, но разве это будут числа?»
«Ну хорошо, смотрите. Вот я беру тетрадную
клеточку и делю ее на две равные части. Как вам
кажется, какое число клеточек теперь находится в
каждой из получившихся частей?»
«Никакого!»
«Как же «никакого»? Ведь что-то от исходной
клеточки в этих частях есть! Понятно, что в них
нет целой клеточки, но там есть какие-то кусочки
от клеточки, и они как-то называются...»
«Половинки!»
«Ну конечно, это половинки от одного! То есть не
целые числа, а числа-кусочки».
И хотя это не целые числа, а только части от одной
клеточки – это все равно числа. Числа, которые
оказываются меньше одного (это же очевидно, что
они меньше!). Если число один раздробить на части
– как раз и получатся такие числа: дробные.
«Так что очень даже можно раздробить число один
на части. И сумма этих частей будет составлять
это самое число один... А знает кто-нибудь другие
числа меньше одного?»
И тут выясняется, что дети кое-что знают. Знают,
например, что есть слово «четвертинка» – оно
означает четвертую часть от числа один.
А еще знают, что существует слово «треть» –
третья часть от числа один. И даже может найтись
«специалист», слышавший слово «восьмушка»... Не
знают только тех символических средств, которые
придумали математики для обозначения этих
дробных чисел. Но символические средства ввести
не проблема – было бы понимание! А чтобы возникло
понимание того, что такое дробное число и как
устроен мир дробных чисел, по каким законам эти
дробные числа взаимодействуют друг с другом,
никуда не денешься от графического
моделирования и... от новых размышлений о
бесконечности. Потому что только тогда, когда
ребенок осознает ключевую математическую истину
(и одновременно математический парадокс), что
число один – это бесконечное (!) число, содержащее
в себе бесконечное количество других чисел, он
сможет по-настоящему восхититься и увлечься
миром дробных чисел (как и чисел вообще). Стоит
только ошеломленно представить себе, что в
обыкновенной тетрадной клеточке... свернута
бесконечность и что эту математическую
бесконечность можно научиться исследовать и
понимать!
И совсем важный для математики вопрос: это почему
так странно устроен математический мир, что
совершенно разные по размеру клеточки будут в
итоге... обозначаться совершенно одинаковыми
числами. Ведь мы можем принять за единицу и
основу процедуры деления маленькую тетрадную
клеточку, а можем нарисовать на доске огромную
«клеточку» размером метр на метр. И точно таким
же образом поделить ее на части. И это тоже будет
деление числа «один»! А числа, образующиеся при
таком делении, будут совершенно одинаковыми –
при том что размеры получающихся «кусочков»
будут совершенно различными. Да это же самые
настоящие фокусы!
И мало ли еще математических парадоксов, от
которых у первоклассника дух захватит и над
которыми ему захочется поразмышлять. Например,
над тем, что число – это не персональное имя, а....
что же, что же, как же это назвать?!.
Главное – чтобы захватило дух и возникло желание
думать. Как у ребенка, так и у взрослого. И чтобы
философские размышления о сущности и тайнах
числа стали нормой математического урока – хоть
в первом, хоть в одиннадцатом классе.
Тогда-то это и будет настоящая математика. Не
математика мертвой цифири, а математика
жизненных смыслов и головокружительных интриг.
Александр ЛОБОК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|