ПАРАДОКСЫ ПРОФЕССИИ
В свое время манифест «Педагогики
сотрудничества» подчеркивал: «В школе всегда
были учителя-предметники и учителя-воспитатели:
одни идут с предметом к детям, а другие с детьми к
предмету. Вот это и есть сотрудничество с
детьми».
Но не можем ли мы сегодня взглянуть на это
разграничение, не столько противопоставляя,
сколько объединяя тех и других?
В том же манифесте был специально выделен (хотя
почти не расшифрован) тезис, связанный с «идеей
соответствующей формы», с тем, что урок должен по
самой своей форме отвечать изучаемому предмету.
Наша новая рубрика связана с попыткой
приблизиться к расшифровке этого тезиса. А также
с попыткой рассмотреть, что важного высветилось
в школьных предметах за последнее десятилетие,
об их обнажившихся проблемах, об их
приоткрывшихся особых педагогических
возможностях.
Статья, открывшая рубрику, была опубликована в
64-м номере «Первого сентября» за прошлый год.
Сегодня – вторая публикация.
Тайны знакомых предметов
Статья вторая.
АЛГОРИТМЫ И ИДЕАЛЫ
Царица полей
Как артиллерия – царица полей, так математика –
царица школьных наук.
Когда обсуждают качество образования в средней
школе, то в первую очередь обращаются к
результатам обучения по математике. Насколько
освоение чтения, письма и счета – символ успеха
cемилеток, едва ли не настолько же умение бодро
справляться с алгеброй – символ покорения школы
подростком.
Естественные науки взяты математикой в
заложники. Математические неудачи обеспечивают
будущие поражения в физике и химии.
Для всех контролеров школы, конструкторов
стандартов и экзаменов математика – стержень
образовательной системы. Школьная математика –
это ведь не только дисциплина, которая учит
считать, но и то, что cамо легче других поддается
исчислению. Даже без всяких тестов – количество
решенных и нерешенных примеров на проверочной
работе всегда красноречиво.
Математика – царица полей для отметок и галочек.
Заметим, впрочем, что с подобными измерениями
подходят к математике именно в массовых школах.
Там, где подростки получают серьезное
образование – в школах физико-математических, в
маткружках, в очно-заочных школах, – там проблемы
и мерки совсем иные. В том числе и потому, что там
учат другой математике, которую ценят совершенно
за иное…
В обычных же школах все дети на уроках математики
уже классу к шестому делятся на тех, кто
списывает, и тех, кто дает списывать.
Присматриваясь к этому феномену, мы
обнаруживаем, что у привычной школьной
математики есть две главные проблемы. Причем
одна состоит в ее сложности, а другая – в ее
примитивности.
Примеры – странные задачи
Главное в школьной математике – умение решать
задачи. Причем такие, которые называют примерами.
Задача и пример – синонимы довольно странные.
Ведь в жизни примеры приводят, ищут, обсуждают –
и только в школьной математике их решают.
Когда В.В.Давыдов формулировал понятие «учебная
задача», через которую человек открывает для
себя новые пути решения проблем, новые средства
мышления, он прямо противопоставлял ее привычной
школьной задаче-примеру.
Задача-пример, эрзац-задача редко связана с
работой мышления. Она прямо направлена лишь на
проверку – проверку неких интеллектуальных
умений, закрепление неких навыков.
Многих успешно обучающихся ребят раздражает
загадочность, едва ли не бессмысленность столь
длительного пустого времяпрепровождения над
задачами-примерами.
Зачем? Что дает навык решения таких задач и что
это за навык?
Это навык работы по алгоритму. Умение
действовать по алгоритму – необходимое и
достаточное условие успеха в школьной
математике (по крайней мере вплоть до
стереометрии в выпускном классе).
Запомнить алгоритм, обнаружить данные для него в
тексте задания, уметь их аккуратно подставить в
формулу. В самом сложной версии – увидеть и
увязать несколько алгоритмов в рамках одной
задачи.
Отнюдь не мистические «математические»
способности помогают отличникам. Просто есть те,
кто схватывает алгоритм работы с алгоритмами, и
те, кто не догадывается, насколько это доступно.
Сложность простоты
Почему же обычная математика так сложна для
большинства ребят?
Среди причин – два устойчивых учительских
предрассудка: предрассудки долгой и короткой
перспективы. Первый утверждает, что математика –
самый сложный предмет, для которого нужны особые
способности. Второй недоумевает: в данный момент
урока все так просто, ну чего же тут не понять?
Увы, дело обстоит наоборот. По большому счету
разбираться в дробях с числителями и
знаменателями, преобразовывать квадратные
уравнения и чертить графики линейных функций –
премудрость невеликая.
Зато предметом конкретного непонимания на
конкретном уроке может быть едва ли не каждый
знак. Такой плотности возможных непониманий
действительно нет ни в одном предмете.
Пока учитель поурочно движется по привычной
программе, круг «неуспевающих» растет, как
снежный ком. Провалы в освоении одного этапа
катастрофически сказываются на следующем.
Каждый дальнейший раздел накидывает и
накидывает на непонятое прежде все новые
бесполезные сведения – и вскоре у половины
учеников уже рябит в глазах от столпотворения
значков, цифр и действий. Одинокие проблески
отдельных ухватываемых формул ненадолго служат
спасительными соломинками.
Наука, вся пронизанная стремлением к ясности,
точности и лаконичности, оборачивается к детям
дебрями невнятных символов и хаотических
обрывков формул.
Справиться со всем этим помогает лишь
уверенность в своих интеллектуальных силах. Эту
уверенность дает только сам успех. Чтобы хорошо
учиться, надо хорошо учиться – нигде это
определение не справедливо настолько, насколько
в школьной математике.
Доказательства и воображение
«Способность объяснять, доказывать и верить –
вот что должна давать школа», – писал Соловейчик.
В формировании умения объяснять и доказывать
математике, на его взгляд, принадлежит особая
роль. Но так ли это справедливо в обычных
условиях?
Ведь умение повторить у доски выученное
доказательство (то единственное, чего требует
традиционное обучение) далеко не означает
научиться доказывать. Особенно если аудитория в
правильности формулировки из учебника,
во-первых, не сомневается, а во-вторых, глубоко к
ней безразлична.
Настоящий опыт доказательства кому-то чего-либо
не очень похож на действие по алгоритму. Он
возникает скорее на стыке формально-логического
с собственно математическим, и главное, с
общечеловеческим.
Дети на уроках математики учатся объяснять и
доказывать, во-первых, тогда, когда они могут
время от времени видеть проявление такой
способности у своего учителя; во-вторых, когда им
приходится внутренне доказывать что-то самим
себе; в-третьих, когда они приобретают опыт
убеждения товарищей в своей гипотезе по проблеме
неочевидной и не оставляющей собеседников
равнодушными.
Английский ученый Рихарт Курант в своей
классической, переведенной на множество языков
книге «Что такое математика» утверждал:
«…Математика содержит в себе черты волевой
деятельности умозрительного рассуждения и
стремления к эстетическому совершенству. Ее
основные и взаимно противоположные элементы –
логика и интуиция, анализ и конструкция, общность
и конкретность».
Обычно справедливость такого взгляда на
математику отражается в методах работы элитных
школ, ориентированных на подготовку тщательно
отобранных ребят к профессиональной
интеллектуальной деятельности.
Но немалое число педагогических опытов,
опирающихся именно на такое «совместное
действие полярных начал» математики,
осуществляется не с отобранными детьми, а с
самыми обычными.
Л.К.Филякина прямо назвала свои методы успешного
введения всех ребят в математику «системой
интуитивно-образного обучения».
Среди других ярких имен – Валентина Белик,
учительница школы в детском центре «Орленок».
Еще заканчивая институт, Валентина Ивановна
решила найти способ, чтобы дети никогда не
испытывали на математике ужасных мук учебной
беспомощности, «не переживали стыд и позор
полного непонимания». Ее ход к общему успеху был
связан с освоением любого материала с опорой на
образную память и образную фантазию,
изобразительную или словесную. Приведем
фрагмент из ее рассказов:
«…Вот я открываю тетрадь с домашним заданием – а
там мне парабола улыбается, или рисунок к задаче
на движение сделан цветными карандашами во весь
лист, а паровоз как в мультике – с огромными
глазами и в шляпе. И никто не боится, что я это
подчеркну, сочту неуместным. Получается
удивительная штука – пока ребенок иллюстрирует
задачу или продумывает сюжетную линию с героями
из теоремы по геометрии, он настолько вживается в
происходящее в этом «математическом мире», что
геометрические закономерности запечатлеваются
в нем как некие очевидные (буквально видимые
глазами!) вещи.
Я не представляю уроков без придумывания
ассоциаций в образах, без рисунков, стихов,
сказок, инсценировок. Это время окупается
сторицей. Казалось бы, мелочь – ребенок приходит
на урок и улыбается, предвкушая радость. Но ведь
при этом он с удовольствием включается в
изучение нового, не боится, не сопротивляется,
когда необходимо думать, размышлять, он открыт
для общения, он готов к совместной работе. А если
весь класс улыбается – представляете, сколько
можно сделать!»
Два входа в успешность
Математика – самая идеалистическая из наук. Она
приучает видеть мир сквозь призму идеальных
соотношений.
Математика – едва ли не оптимальное средство для
формирования веры всех детей в свои
интеллектуальные силы. Ужасает, что она
повсеместно выполняет обратную роль.
Если уж рассматривать математику как базовый
предмет школы, то давно можно и нужно сделать ее
трамплином, а не барьером для каждого, даже
самого слабого из учеников. На сегодняшний день
более чем достаточно наработано методов
успешного старта математического образования
для всех детей.
Уже пять десятилетий назад Шаталовым открыты
принципиальные и надежные возможности «быстро,
легко и победно» осваивать школьную программу по
математике. С тех пор стал известен еще целый ряд
иных по методам, но созвучных по общему смыслу и
результатам дидактических разработок –
Е.В.Яновицкой, Г.А.Русских и других замечательных
исследователей. Стало понятным, как построить
оптимальные взаимосвязи между освоением
программных знаний и «проблемным» обучением,
между тщательной проработкой тренинговых
элементов и философскими диалогами вокруг
математических парадоксов и «точек удивления».
Другой путь успеха лежит через обнаружение в
математике простора для творческого взгляда
каждого. Математика достаточно многообразна,
чтобы предложить ученику любого склада
характера и интересов найти в нее свой вход,
обнаружить продуктивное приложение своим
способностям. И какой бы путь успешного
вхождения в математику ни был избран, одно можно
сказать наверняка: раз математика – предмет
серьезный, учиться ему надо весело.
Андрей РУСАКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|