Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Даниэль Пеннак. Как роман

Пер. с фр. Н.Шаховской – М.: «Самокат», 2005

Даниэль Пеннак. Как роман

«Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать – не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу». «Кого же, – спросите вы, – и главное, что же в этом случае делать?» В своей книге «Как роман» французский писатель и школьный учитель Даниэль Пеннак рассказывает, как он превратил в заядлых читателей своих «не склонных к литературе» учеников.
«Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: “любить”, “мечтать”… Если радость чтения потеряна, то затерялась она не так уж далеко. Всего-то немного заблудилась. Ничего не стоит ее вернуть. Но надо еще знать, на каких дорогах ее искать, а для этого, – пишет Д.Пеннак, – перечислим некоторые истины, никак не связанные с воздействием современности на молодежь».
Ребенок изначально – хороший читатель, каким и останется, если окружающие взрослые будут поощрять его желание учиться, прежде чем вменят ему в обязанность заучивать, будут помогать ему в его усилиях, а не подкарауливать на повороте, заставят заиграть настоящее, не потрясая угрозой будущего, не позволят себе превратить в повинность то, что было удовольствием.
Радость чтения совсем близко, не надо только забывать, что любой роман – это прежде всего рассказанная история, он должен утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй. «Утоляя эту жажду, мы давно уже обратились к голубому экрану, который работает бесперебойно, как конвейер, нанизывая мультфильмы, сериалы, триллеры в нескончаемое ожерелье из взаимозаменяемых штампов. Мы забиваем ими голову примерно так же, как набивают суррогатами брюхо, есть сытость, но нет питательности. Ничего не задерживается. После так же пусто, как до».
Д.Пеннак пишет, что истинная радость от чтения состоит в открытии необычайной личной связи: автора и читателя. «В книге – история, да, занимательная, смешная, печальная, причудливая история. Но и голос писателя – это история чего-то, рассказанная кем-то. И наслаждение сюжетом дополняется обаянием стиля. Перевернув последнюю страницу, мы не остаемся в одиночестве – с нами эхо голоса. Возникает удивительное ощущение: штамп говорит со всеми одинаково, а Зюскинд, Маркес, Кальвино, говоря каждый своим языком, обращаются именно ко мне, рассказывают свою историю только мне и никому другому, и я уже не путаю их голоса и выбираю тот, что мне больше нравится».
Для того чтобы вернуть вкус к чтению, надо преодолеть страх – боязнь нескончаемости. Время, которое уйдет на чтение книги, часто видится детям угрожающей бесконечностью. Д.Пеннак советует: «Выберите – и намеренно – такое издание, где крупный шрифт, большие поля, много воздуха на страницах; на первый взгляд книга, как айсберг, огромная, сулящая бесконечную пытку. Но начинается чтение, и айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошел как ни бывало. Потрясающее открытие, которое меняет все!.. Сначала дивишься и радуешься количеству прочитанных страниц, а потом… потом пугаешься, как мало их осталось до конца. Всего-то пятьдесят страниц! Нет ничего сладостнее этой грусти: «Война и мир, два толстенных тома… и всего-то пятьдесят страниц осталось. Растягиваешь их, растягиваешь, но ничего не поделаешь… Наташа выходит за Пьера Безухова – и конец».
Книги писались не для того, чтобы их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, их читали. Рассказывать детям о том или ином произведении и заставлять их о нем говорить, возможно, очень полезно, но это не главное. Главное – произведение. Книга в их руках. И первое их право в деле чтения – право молчать. Даниэль Пеннак перечисляет неотъемлемые «Права читателя», среди которых есть право не читать, право перескакивать, право перечитывать, право читать что попало и где попало, право читать вслух и право молчать о прочитанном.
«Человек живет в коллективе потому, что он – общественное животное, но читает потому, что одинок и знает это. Чтение составляет ему компанию, которая не может заменить никакую другую, но и ее никакая другая компания не заменит… Так что основания читать у нас такие же странные, как и основания жить».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru