Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Кругосветные новости

Ах, было б только с кем поговорить...

В Англии отметила свое пятилетие служба психологической поддержки педагогов. Сюда за советом может обратиться по телефону или через Интернет каждый учитель в случае возникновения конфликтной ситуации, проблемы на работе. За годы своего существования служба поддержала около 80 тысяч преподавателей. Примерно 10% обращений – обиды на коллег, 5% – споры с администрацией (жалобы на несправедливое распределение нагрузки, неудобное расписание), 4% – жалобы на плохое поведение учеников. Начальники жалуются на лавину бумаг, невозможность выполнить все требования и предписания, на дефицит квалифицированных кадров. Но главная общая проблема – стресс, депрессия, страх, ощущение собственной несостоятельности. Многие признаются, что дома боятся подходить к телефону: вдруг звонок из школы, вдруг очередной скандал, жалоба от родителей учеников или от администрации. И нет спасения, нет убежища.
Подавляющее большинство обиженных – женщины. Не только потому, что мужчин-педагогов в принципе мало. Просто женщины более ранимы, острее воспринимают неосторожное слово, косой взгляд. Обижать их легче, безопаснее, и этим охотно пользуются все: от строгого начальника до разгневанной мамаши.
Много жалоб от молодых преподавателей. Они чувствуют себя в школе неуютно, незащищенно.
Педагоги так охотно идут со своими проблемами в специализированную службу, потому что в школе откровенно разговаривать с коллегами, по их мнению, небезопасно, а в семье, в обычной психологической консультации учителей не слишком хорошо понимают, не чувствуют своеобразия отношений в педагогическом коллективе, специфики работы.
Неразрешенный конфликт, ощущение собственного бессилия часто приводят педагога на больничную койку (около 2,5 тысячи из числа позвонивших). Причем нередко педагог, оказавшийся в такой ситуации, считает себя еще и виноватым в том, что принес столько хлопот окружающим... Профессия учителя связана с постоянной заботой о детях, с необходимостью быстро и решительно действовать ради помощи ребенку. А вот себе помочь, о себе позаботиться учителя, как правило, совершенно не способны.
Сотрудники службы поддержки прежде всего помогают им взглянуть на ситуацию как бы со стороны, сконцентрироваться на работе, а не на обиде. Иногда полезен совет юриста, врача, более опытного коллеги. Служба может и другое место работы подыскать, и подсказать, как повысить квалификацию. Главное – в Англии учителю есть с кем откровенно поговорить.

Новый язык не хуже старых

Молодой ученый Жак Ани защитил в Лондонском университете диссертацию, описавшую и теоретически узаконившую новый язык, новый вид письменности, популярный среди молодежи: SMS-сообщения – коротенькие тексты, передаваемые с помощью мобильных телефонов. Известно, что эти тексты характеризуются большим количеством сокращений, особым строением фразы, а также символикой, доступной лишь узкому кругу посвященных. И совершенным невниманием к нормам литературного языка.
Но ученый успокоил родителей. SMS-сообщения не снижают уровень грамотности и не портят литературного стиля юных адептов мобильной связи. Их отметки за школьные диктанты и сочинения ничуть не хуже, чем у их менее технологизированных сверстников. А обороты речи, принятые в телефонном SMS-общении, они не торопятся переносить на классические формы текста, словно это параллельные миры и параллельные языки. Своего рода письменный билингвизм.
Данное научное исследование побудило ряд солидных изданий объявить литературный конкурс на лучшее произведение, созданное на SMS-языке.
Талантливо можно делать что угодно. Главное – талант!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru