ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Мы все жаждем справедливости, равных
возможностей, воздаяния по заслугам. Вот почему
оценивание – важная часть образования.
Настолько важная, что, оказывается, уже лет сорок
существует целая специальная наука, называемая
“досимология” (от греч. dosime – испытание, logos –
учение). Предмет ее – способы и формы оценивания,
всевозможные экзамены, конкурсы, контрольные, а
также интерпретация полученной информации.
Хочется наконец понять, что мы на самом деле
проверяем на экзамене и как влияют наши оценки на
дальнейшее развитие ученика. Какие формы
оценивания являются наиболее справедливыми и
возможна ли объективность оценок?
Каждый сам по себе
Несколько тысяч учителей старшей школы
во Франции спросили, как они оценивают учебные
достижения своих подопечных. Нам кажется, что их
ответы будут интересны и российским педагогам.
Общая платформа
Большинство педагогов (95%) считают, что
оценивание – неотъемлемая часть учебного
процесса. Длительные письменные контрольные
работы для проверки знаний проводят 66%
преподавателей (“постоянно” или “часто”). На
втором месте – короткие письменные опросы (58%
опрошенных). За устные ответы в классе 43% готовы
поставить оценку, но устные экзамены проводят
только 5% педагогов. А вот домашние задания, по
мнению 62% учителей, не показывают истинной
картины, поэтому контрольные, тесты на дом не
даются “никогда”. И аккуратная тетрадь недорого
стоит (67% “никогда” не поставят за нее оценку).
87 процентам педагогов оценка помогает оценить
успехи ребенка, 72 процентам – понять природу
ошибок, а 44 – спланировать темп работы.
97% уверены, что проверяют предметные компетенции,
84% – по старинке, знания, 31% – универсальные
компетенции (математики категорически отвергли
этот вариант ответа), 29% – умения.
Раз уж французские педагоги придают оценке такое
значение, они стараются сделать ее максимально
объективной. 95% тщательно следят за точностью
формулировок, корректностью заданий. 89%
предлагают задания разной степени сложности. 57%
предпочитают проверять неподписанные работы,
чтобы избежать личных пристрастий.
Оценка – это не условный балл. 75% педагогов
сопровождают ее письменными или устными (38%)
комментариями.
Зачем ученику нужны эти контрольные?
84% ответили, что экзамены, тесты, сочинения,
устные и письменные опросы помогают обобщить
пройденное, а также вспомнить старый материал
(79%), приучить к самостоятельности (63%) и даже
проявить творческие возможности (39%, в основном
преподаватели искусства, литературы).
В среднем учитель тратит около трех часов в
неделю в каждом классе на проверку им же заданных
контрольных. Если классов несколько – это число
придется умножить. Конечно, многое зависит от
предмета. Преподавателям физкультуры и музыки
втрое легче, чем словесникам и математикам.
Предметные различия
Учителя физкультуры в основном
оценивают предъявленный результат (метры,
секунды), хотя всегда готовы оценить вложенные
усилия. Критерии оценки по этому предмету, как
правило, заранее известны и довольно похожи, в
какой бы школе педагог ни работал. Результаты
каждого ребенка четко фиксируются и публикуются
в виде таблицы достижений.
Словесники чаще всего сами придумывают формы
контроля, критерии оценивания. Трудно найти
что-то общее в подходе двух словесников, даже
если они работают в одной школе на одном этаже.
Эти специалисты не любят делиться опытом,
перенимать чужие изобретения. Цифры на полях
сочинений они предпочитают сопровождать
краткими письменными комментариями, которые, по
их мнению, помогают ученикам понять смысл оценки.
Историки и географы чаще других педагогов
сверяют свои оценки с предписаниями
министерства, с требованиями программы.
Преподаватели иностранных языков – самые
большие любители устных форм работы, они склонны
серьезно учитывать работу на уроке. А оценивают
они прежде всего умение использовать знания в
разных ситуациях, осуществлять перенос из одной
области в другую.
Математики, физики и химики проводят длительные
письменные контрольные, позволяющие, по их
мнению, определить склонности ученика, его
уровень знаний.
Преподаватели информатики, естественно, чаще
используют компьютерные формы контроля и
оценивания.
Яркая индивидуальность
95% педагогов самостоятельно решают,
сколько оценок поставить, когда и какие
контрольные проводить. Только четверть
соглашаются учитывать график контрольных по
другим предметам. Ни педсовет, ни попытка
договориться в педагогических командах, ни
административные меры не помогают упорядочить
стихийный процесс. Правда, учителя считают, что
ученики заранее знают сроки проведения всех
контрольных и что все происходит очень ритмично.
Им виднее.
В критериях оценивания тоже нет единства. 90%
опрошенных признались, что выработали их сами,
вне всякой связи с общешкольными принципами,
записанными в какой-нибудь декларации или в
уставе.
Большинство педагогов ставят оценки в конце
изучения темы, половина оценивают промежуточные
результаты, а 20% (в основном это преподаватели
физкультуры) – еще и начальный, стартовый
уровень.
Неравные силы
Проанализировав все ответы, досимологи
выделили три группы учителей по способу
оценивания. Примерно половина опрошенных (как
правило, преподаватели точных дисциплин)
оценивают уровень усвоения предмета, обычно в
конце прохождения темы, раздела.
Треть педагогов (преподаватели гуманитарных
предметов) используют оценивание контрольных,
итоговых работ для дифференцированного подхода
к ученикам, для реорганизации образовательного
процесса. Эти учителя вкладывают множество
разных смыслов в оценку, ценят самостоятельность
подростка, его творческий потенциал, предлагают
задания, связанные с универсальными умениями.
Оценивание становится образовательной
ситуацией.
Оставшаяся небольшая часть (учителя физкультуры,
танцев) оценивают как стартовый уровень, так и
конечный результат. Для них оценивание –
коллективный процесс, диагностический
инструмент, позволяющий выделить группы
учеников с разными потребностями, чтобы
максимально полно обеспечить их запросы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|