Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Мы все жаждем справедливости, равных возможностей, воздаяния по заслугам. Вот почему оценивание – важная часть образования. Настолько важная, что, оказывается, уже лет сорок существует целая специальная наука, называемая “досимология” (от греч. dosime – испытание, logos – учение). Предмет ее – способы и формы оценивания, всевозможные экзамены, конкурсы, контрольные, а также интерпретация полученной информации. Хочется наконец понять, что мы на самом деле проверяем на экзамене и как влияют наши оценки на дальнейшее развитие ученика. Какие формы оценивания являются наиболее справедливыми и возможна ли объективность оценок?

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

О чем может рассказать оценка

Досимологи доказали, что никакого объективного содержания в оценке нет, даже если это тест по математике. Следовательно, служить мерой знаний или таланта она не может. Оценка – это послание от учителя к ученику, к которому следует относиться легко и свободно, понимая его субъективность, относительную справедливость.

Оценкой педагог выражает свое представление о личности данного ребенка: “ты прекрасный ученик”, “мог бы и получше” или “ты, конечно, сделал, что мог, но …”.
Оценка – это важная информация о методе преподавания. “Я ценю результат”; “лишь бы ребенок что-то делал”, “мне нравятся вежливые ребята”; “не важно, из какой он семьи, пусть выучит урок”.
Оценка – это отражение личности педагога. “Хочу, чтобы всем было хорошо”; “я докажу, что я умный, а вы кретины”.
В последнем случае каждый школьный день становится для ребенка испытанием, не предусмотренным ни программой, ни досимологией.
Вот история, которая могла случиться (и случается) в любой стране мира:
“Он диктовал каждый урок. Шел вдоль ряда столов, вдруг останавливался на середине фразы и говорил: “Вы – продолжайте”. Чаще всего “Вы” оказывалась я или моя подруга. Что бы мы ни сказали, Ему не нравилось. Мы ничего не понимали, целый год ничего не понимали. А Он получал огромное удовольствие, задавая невыполнимые задания.
Мы приходили на урок, долго ждали: сейчас придет, вот Он идет… Теперь я понимаю, это был настоящий спектакль. Распахивалась дверь. Он с порога бросал: “Достаньте листочки. Контрольная”.
Целый год я жила в кошмаре”.
Оценка – свидетельство желания педагога видеть своих учеников успешными (или наоборот). “Это простые задания”; “с работой справятся только лучшие”.
Оценка расскажет нам о взаимоотношениях учителя с коллегами.
Все многообразные сообщения, зашифрованные в оценке, воспринимаются учеником лишь отчасти и не всегда адекватно.
“Терпеть не могу, когда над людьми издеваются. Приходит такой, руки в карманах, пишет на доске задачку, строк 20, не меньше, решает ее за 5 минут, а мы целый час въезжаем, в чем там суть. Напоминает игру в кошки-мышки. Учитель, ясное дело, кот. А я… По-моему, не слишком красиво. Знаете, что я в результате знаю по математике? Забавно, но я ничего не знаю”.
Конечно, без оценки не обойтись. Она нужна как обратная связь, как проверка взаимопонимания. Но лучше видеть в ней своеобразный культурный обмен, чем особенную технику.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru