ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Мы все жаждем справедливости, равных
возможностей, воздаяния по заслугам. Вот почему
оценивание – важная часть образования.
Настолько важная, что, оказывается, уже лет сорок
существует целая специальная наука, называемая
“досимология” (от греч. dosime – испытание, logos –
учение). Предмет ее – способы и формы оценивания,
всевозможные экзамены, конкурсы, контрольные, а
также интерпретация полученной информации.
Хочется наконец понять, что мы на самом деле
проверяем на экзамене и как влияют наши оценки на
дальнейшее развитие ученика. Какие формы
оценивания являются наиболее справедливыми и
возможна ли объективность оценок?
О чем может рассказать оценка
Досимологи доказали, что никакого
объективного содержания в оценке нет, даже если
это тест по математике. Следовательно, служить
мерой знаний или таланта она не может. Оценка –
это послание от учителя к ученику, к которому
следует относиться легко и свободно, понимая его
субъективность, относительную справедливость.
Оценкой педагог выражает свое
представление о личности данного ребенка: “ты
прекрасный ученик”, “мог бы и получше” или “ты,
конечно, сделал, что мог, но …”.
Оценка – это важная информация о методе
преподавания. “Я ценю результат”; “лишь бы
ребенок что-то делал”, “мне нравятся вежливые
ребята”; “не важно, из какой он семьи, пусть
выучит урок”.
Оценка – это отражение личности педагога. “Хочу,
чтобы всем было хорошо”; “я докажу, что я умный, а
вы кретины”.
В последнем случае каждый школьный день
становится для ребенка испытанием, не
предусмотренным ни программой, ни досимологией.
Вот история, которая могла случиться (и
случается) в любой стране мира:
“Он диктовал каждый урок. Шел вдоль ряда столов,
вдруг останавливался на середине фразы и
говорил: “Вы – продолжайте”. Чаще всего “Вы”
оказывалась я или моя подруга. Что бы мы ни
сказали, Ему не нравилось. Мы ничего не понимали,
целый год ничего не понимали. А Он получал
огромное удовольствие, задавая невыполнимые
задания.
Мы приходили на урок, долго ждали: сейчас придет,
вот Он идет… Теперь я понимаю, это был настоящий
спектакль. Распахивалась дверь. Он с порога
бросал: “Достаньте листочки. Контрольная”.
Целый год я жила в кошмаре”.
Оценка – свидетельство желания педагога видеть
своих учеников успешными (или наоборот). “Это
простые задания”; “с работой справятся только
лучшие”.
Оценка расскажет нам о взаимоотношениях учителя
с коллегами.
Все многообразные сообщения, зашифрованные в
оценке, воспринимаются учеником лишь отчасти и
не всегда адекватно.
“Терпеть не могу, когда над людьми издеваются.
Приходит такой, руки в карманах, пишет на доске
задачку, строк 20, не меньше, решает ее за 5 минут, а
мы целый час въезжаем, в чем там суть. Напоминает
игру в кошки-мышки. Учитель, ясное дело, кот. А я…
По-моему, не слишком красиво. Знаете, что я в
результате знаю по математике? Забавно, но я
ничего не знаю”.
Конечно, без оценки не обойтись. Она нужна как
обратная связь, как проверка взаимопонимания. Но
лучше видеть в ней своеобразный культурный
обмен, чем особенную технику.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|